Время Рождественского поста – возможность личного исповедничества перед Богом

На многих современных открытках можно прочитать «С Рождеством!» А Кто(?) родился, — непонятно.

Рождество Христово. Мозаика
Рождество Христово. Мозаика

Если современный человек считает себя христианином, то противиться такому духу времени нужно непременно; мы должны очень внимательно отнестись ко встрече праздника Рождества Христова.
Церковь с древних времён даёт нам традицию Рождественского поста. Для кого-то он вызывает дополнительные трудности, по скольку совпадает по времени с предпраздничной истерией. Но замечательно, что пост в принципе есть и нам дана возможность — правильно подготовиться к Рождеству Христову.
Пост во время светских праздников обостряет понимание нашей позиции: с кем мы, немощные и слабые люди? С новым годом, с распродажами, с Санта Клаусом, со всем миром, который запускает салюты, чему то радуется, поздравляет? Или мы всё-таки душой в другом месте? Если задуматься, то оказывается, что мы в этом мире совсем не для того, чтобы со всеми вместе праздновать.
Для нас, современных немощных христиан, время Рождественского поста – маленькая возможность личного исповедничества перед Богом. Эта возможность позволяет нам увидеть, сколько в нас ещё мирского, насколько мы ещё привязаны к своим страстям. Этот духовный опыт позволяет нам сокрушиться, позволяет укорить себя в немощи.
Мы сказали, что Рождество кто-то празднует без Христа, но порой и христиане отождествляют Рождество всего лишь с днём Рождения Господа. Так чего же мы ждём в этот праздник: явления Бога в мир, чтобы бесконечно кормить пять тысяч человек? Нет; Его явления – чтобы за нас, за возможность нашего спасения пойти на Крест.
И понимая безмерность Его дара нам, давайте же в преддверии праздника хотя бы в эти последние дни поста отойдём от развлечений и начнём читать духовную литературу. Общение со святыми отцами обязательно принесёт свои плоды. У царя Давида сказано: «С преподобным преподобным будешь, со строптивым развратишься».
Внимательно отнесёмся к себе, и тогда подойдём к Евхаристической Чаше в день праздника с особым настроем, хотя и Литургия будет в этот день та же самая. Да, в храме появятся ёлочные украшения, блестящая мишура, будет очень красиво, но не это самое главное… Мы должны встретить Рождество трапезой Тайной Вечери. Сам по себе праздник нас не изменит, нас может изменить только правильная подготовка к нему – наше покаяние. Ведь пост – это время, когда человек изо всех сил старается собраться, научиться жить более цельно, более строго к себе, более внимательно. 
Не нужно думать, что ошибки подготовки к празднованию встречи с родившимся Христом возникли только в наше время. Если мы возьмем мирскую традицию XIX века, то увидим, что и в ней догматическая сущность праздника значительно «облегчена». В то время Рождество декларировали как детский или романтический праздник, словно всё Рождество Христово – это некий детсадовский новогодний утренник или красивая сказка с украшенной ёлкой.
Один из моих прихожан, уже в возрасте, уважаемый человек, написал стихотворение, в котором он описал свои впечатления о Рождестве: семейный очаг и вкусные пироги, луна и снежок, — лепота и романтика. Разумеется, мы не имеем права лишать праздника детей, домашняя тёплая атмосфера безусловно хороша, но мы сами, взрослые люди, должны перейти на другой уровень восприятия.
Встречая этот праздник, мы должны прежде всего понимать, для чего Родился Христос. Это очень важный вопрос: если мы будем помнить ответ на него, то праздник Рождества Христова и последующие дни святок будут восприниматься нами совершенно по-другому.
Разбирая значение праздника Рождества Христова, мы как раз и разбираем догматическую сторону события Рождества Богочеловека.
Вспомним, что знание о явлении Богочеловека было открыто волхвам и пастухам, но этот великий момент сокрыт от сатаны. Лишь только в момент искушения Христа сатана пытается проверить: Он – или не Он, пришел – или не пришел? И когда Господь запрещал бесам говорить, что Он – Сын Божий, Он делал это по нескольким причинам. В том числе, чтобы дать апостолам время на обучение истине. И нужен был Крест – недаром перед Крестом Господь говорит, что уже настал и наступил Его час. Если бы апостолы или бесы раньше времени начали бы говорить о Христе открыто, на пути проповеди возникло бы больше препон. Не случайно в Пасхальных песнопениях Господь называется Хитрецом. Казалось бы, слово «хитрец» мы говорим, когда обижаемся на человека, когда видим его обман. А в приветственном слове святителя Иоанна Златоустого на Пасху так и говорится, что «ад проглотил наживку»: Господь, пострадав и умирая на Кресте, сходит в ад, и ад разрушается – тогда Господь изводит из ада ветхозаветных праведников. Чтобы воля Божия исполнилась, и не дано было сатане знание о времени прихода Христа, иначе он стал бы мешать искуплению человечества, для которого Господь пришёл.

Девство Пресвятой Богородицы Марии

Есть очень важный догматический вопрос в постижении сути праздника Рождества Богородицы – это девство Пресвятой Богородицы. Мы знаем, что в псалмах царя Давида говорится, что «в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя». Так и переходит первородный грех от родителей к детям, когда мы естественным образом зачинаемся и рождаемся во страстях.

Павел Попов (1980), Рождество Христово

Поэтому Господь, Которому все возможно, избирает такой удивительный и чудесный способ вочеловечения. Неужели Господь не мог нас так просто спасти Своей волей или решением? Конечно, мог бы, но мы бы не смогли этого воспринять в силу своего падения. Если мы будем себя сравнивать с Адамом, с его качествами во время пребывания в раю, мы увидим, насколько мы непохожи уже на него.
И Господу необходимо было стать Человеком, чтобы человечество вывести из плена греха, необходимо было искупление, необходимо было распятие и пролитие Крови, чтобы искупить нас из плена смерти и ада. И Рождество от Девы имеет в этом случае принципиальное значение. Девство Богородицы позволяет Господу при Его человеческом Воплощении, обладании человеческой плотью, немощами, необходимостью во сне, питании, отдыхе, быть безгрешным.
В момент Благовещения, когда Дух Святой сходит на Пресвятую Богородицу, происходит удивительное, единственное и никогда больше не повторяющееся чудо. Она соглашается, восприняв от Архангела Гавриила послушание стать Матерью для Бога, стать Той самой Дверью, через Которую Он придет в этот мир как Человек, как Богочеловек. И Дух Святой сходит на Святую Деву. В этот момент не происходит обычного человеческого страстного зачатия, и получается, что от чистой крови Девы Господь наследует Свою Плоть, которая не наследует первородного греха. Я ещё раз повторю эту мысль: Господь, становясь Человеком, не является грешником – в Нём нет никакого греха, хотя Он такой же Человек по существу, по природе. Если бы Господь родился от обыкновенной женщины, он не был бы Богочеловеком. Уникальность Его Рождения позволяет Ему не иметь никакого зла в Себе, быть абсолютно чистым…

Священник Андрей Канев