О детских годах святого Афанасия почти ничего неизвестно, разве, как повествуется в прилагаемом видео, его в детстве заметил епископ Александрийской кафедры Александр и взял на воспитание, обеспечив Афанасию прекрасное образование.
В 325 году Афанасий в чине диакона сопровождал епископа Александра Александрийского в качестве секретаря на Первый Вселенский Собор. Там он активно участвовал в спорах о природе Христа, отстаивая Его единосущность, поэтому ему иногда ошибочно приписывалось создание Никейского Символа Веры.
В 326 году, после смерти епископа Александра, Афанасия избрали новым епископом Александрии. Афанасий продолжил активную борьбу против ариан, выступал против возвращения их из ссылки и благоволения к ним со стороны императорской власти.
Когда умер Константин Великий и престолом завладел его второй сын Констанций, то весь двор императорский перешел на сторону ариан. Они стали гнать христиан православных, епископов ссылать, ставить на престолы нечестивых людей, коварных, блудников, еретиков, которые Иисуса Христа не признавали за Бога. И пришлось святителю Афанасию бежать в Рим, где три года находился.
Потом Господь рассудил все судом Своим: наказал Ария и еретиков, и нечестивый царь погиб. После него два года царствовал Юлиан Отступник, за ним вступил Иовиниан благочестивый, потом Валент, который, хотя и много зла творил Церкви, но, испугавшись мятежа александрийцев, позволил святителю Афанасию вернуться и безбоязненно управлять Александрийской Церковью.
В 335 году его осуждает Тирский собор по обвинению в участии в убийстве епископа Арсения и сослан в Трир, откуда святитель возвращается в 337 году. Повторно изгнан из Александрии в 340 году, и возвращается обратно уже после смерти избранного на его место александрийского епископа Григория в 345.
Будучи снова осужденным Миланским собором 356 года, бежал из Александрии в верхний Египет, где и знакомится с Антонием Великим. Позднее Афанасий напишет его житие, которое станет каноном монашеского жизнеописания. В Египте он скрывался до смерти императора Констанция в 361 году.
По смерти Констанция на царский престол вступил Юлиан. Утвердившись на царстве, он пред всеми отрекся от Христа, поклонился идолам, соорудил повсюду капища. Обличаемый великими столпами и учителями церковными, Юлиан воздвиг на Церковь жестокое гонение и в самом начале гонения вооружился против святого Афанасия как главного столпа христианства.
И вновь в Александрию было послано войско, но разыскивали только одного Афанасия, чтобы убить его. Он же, как и прежде, пройдя незамеченным среди толпы, избег рук ищущих его.
И такие гонения продолжались почти до тех пор, пока сам народ, подняв мятеж, не заставил правителей вернуть святого на Александрийскую кафедру. Последовавший указ Юлиана Отступника вернул из ссылок всех сосланных защитников Никейского вероисповедания, чем воспользовался и Афанасий, а паства Александрии радостно его приветствовала, изгнав присланного арианами епископа.
В 365 году к власти пришёл император Валент, симпатизировавший им и возобновивший указ Констанция о ссылках. Опасаясь преследования, Афанасий опять бежал из Александрии, однако уже через четыре месяца эдикт был отменён, и он вернулся в свой город, где и скончался в 373 году, пользуясь всеобщим уважением.
Всего 46 лет святитель Афанасий был епископом города Александрии и много раз изгонялся с кафедры и возвращался обратно, потому что ариане, называющие себя христианами, верующими в Евангелие, искали, придумывали вину, чтобы осудить и предать смерти истинного проповедника Церкви Христовой святителя Афанасия.
Господь, возвещая Евангелие, не заповедовал убивать врагов своих; эти же злодеи притворно приняли Крещение, христианство и, уклонившись в ересь, веровали без благочестия. В последнее время своей жизни святитель Афанасий жил в мире и спокойствии, почил о Господе 2 мая 373 г. в возрасте 76 лет.
Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре «Слова», направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном – против ереси Македония.
Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию.
Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 января), с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие.
Память Святителя Афанасия в православном месяцеслове 18/31 января – вероятно день возвращения его из ссылки (после 337 г.) и 2/15 мая (день его кончины в 371 или 373 г.).
Тропарь святителю Афанасию Великому, глас 3
Столп был еси православия, / Божественными догматы подтверждая Церковь, / священноначальниче Афанасие: / Отцу бо Сына Единосущна проповедав, / посрамил еси Ария. / Отче преподобне, / Христа Бога моли // даровати нам велию милость.
Кондак святителю Афанасию Великому, глас 2
Православия насадив учения, / злославия терния изсекл еси, / умножив семя веры одождением Духа, преподобне, // темже тя поем, Афанасие.
ДНИ ПАМЯТИ
- 31 января
- 15 мая