Великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054) глубоко почитал своих братьев, святых мучеников Бориса († 1015; память 24 июля) и Глеба († 1015; память 5 сентября). Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева.
Вскоре были найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I (1008-1035) с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса.
Вскоре место погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне.
24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников.
В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской любви и совместного служения Родине. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории. 2 мая 1069 года вошел в Киев великий князь Изяслав, изгнанный с княжения за семь месяцев до этого (в сентябре 1068 года) в результате восстания киевлян.
В благодарность за Божие содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый, «в верх один». На освящении его присутствовали два митрополита, Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с епископами, игуменами и духовенством. Перенесение мощей, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), было приурочено во 2 мая, это число и было утверждено для ежегодного празднования.
Святослав Ярославич, княживший в Киеве в 1073-1076 гг., предпринял попытку сделать Борисоглебский храм каменным, но успел довести кладку стен лишь до восьми локтей. Всеволод († 1093) достроил церковь, но она в ту же ночь обрушилась.
Почитание святых Бориса и Глеба сильно развилось в эпоху внуков Ярослава, приводя нередко к своеобразному благочестивому соревнованию между ними. Сын Изяслава Святополк (†1113) устроил святым серебряные раки, сын Всеволода Владимир Мономах (†1125) в 1002 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота.
Но их превзошел сын Святослава Олег (1115), знаменитый «Гориславич», упоминаемый в «Слове о полку Игореве». Он «умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно». Церковь была готова в 1011 году. Расписав ее, Олег «много понуждал и молил Святополка, чтобы перенести в нее святые мощи». Святополк не хотел, «зане не он создал ту церковь».
Смерть Святополка Изяславича (1113) вызвала в Киеве новый мятеж, который едва умирил Владимир Мономах, ставший в этом году великим князем. Решив скрепить дружбу со Святославичами совместным торжеством перенесения мощей в Олегов храм, он дал знать Олегу и Давыду (1123). «Владимир, собрав сыновей, и Давыд и Олег со своими сыновьями пришли к Вышгороду.
И все святители, игумены, черноризцы, поповство сошлось, наполнив весь город и по стенам градским не уместились». Наутро, 2 мая 1115 года, в Неделю жен-мироносиц, начали петь утреню в обеих церквах – старой и новой, началось перенесение мощей. При этом произошло своеобразное разделение: «и повезли на санях сначала Бориса, с ним шли Владимир, митрополит и духовенство». За ним на других санях повезли святого Глеба: «с ним шел Давыд с епископами и духовенством». (Олег ждал всех в церкви.)
Это разделение соблюдалось и в дальнейших поколениях. Святой Борис считался небесным покровителем преимущественно Мономашичей, святой Глеб – преимущественно Ольговичей и Давыдовичей. Доходило до того, что Владимир Мономах в своем «Поучении», говоря о Борисе, не упоминает Глеба, а в роду Ольговичей, наоборот, ни одного княжича не назвали именем Борис.
Вообще же имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей. Братья Олега Гориславича носили имена Роман († 1079), Глеб (1078) Давыд († 1123), один из сыновей его носил имя Глеб († 1138). У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого – Борис и Глеб, у святого Ростислава Смоленского – Борис и Глеб, у святого Андрея Боголюбского – святой благоверный Глеб († 1174), у Всеволода Большого Гнезда – Борис и Глеб. Среди сыновей Всеслава Полоцкого († 1101) – полный набор «борисоглебских» имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.
Вышгородские святыни были не единственным центром литургического церковного почитания святых страстотерпцев Бориса и Глеба, распространенного по всей Русской земле.
Прежде всего, существовали храмы и монастыри в конкретных местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм Бориса и Глеба на Дорогожиче, на пути в Вышгород, где святой Борис, по преданию, испустил дух; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Твери, где конь Глеба повредил ногу; обители того же имени на Смядыни – на месте убиения Глеба и на реке Тверце, близ Торжка (основан в 1030 г.), где хранилась глава святого Георгия Угрина. Борисоглебские храмы были воздвигнуты на Альте – в память победы Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным 24 июля 1019 года, и на Гзени, в Новгороде – на месте победы над волхвом Глеба Святославича.
Ольговичи и Мономашичи состязались в создании великолепных храмов святым мученикам. Сам Олег, кроме Вышгородского храма, воздвиг в 1115 г. Борисоглебский собор в Старой Рязани (почему и епархия называлась позже Борисоглебской). Его брат Давыд строит такой же в Чернигове (в 1120 г.). В 1132 г. Юрий Долгорукий построил церковь Бориса и Глеба в Кидекше на реке Нерли, «где было становище святого Бориса». В 1145 г. святой Ростислав Смоленский » заложи церковь каменну на Смядыни», в Смоленске. В следующем году возник первый (деревянный) Борисоглебский храм в Новгороде. В 1167 г. на смену деревянному закладывается каменный, оконченный и освященный в 1173 году. Строителем церкви новгородские летописи называют Сотко Сытинича – былинного Садко.
Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем её был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008-1035), что подтверждают записи в Минеях ХII века. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах ХII-ХIХ веков.
БЛАГОВЕРНЫМ КНЯЗЬЯМ БОРИСУ И ГЛЕБУ
Тропарь, глас 4
Днесь церковная разширяются недра, / приемлющи богатство Божия благодати, / веселятся русстии собори, / видяще преславная чудеса, / яже творите приходящим к вам верою, / святии чудотворцы Борисе и Глебе, / молите Христа Бога, да спасет души наша.
Иной тропарь, глас 2
Пречестнии, и целомудреннии, и незлобивии страстотерпцы, / Романе славный и Давиде чудный, / иго бо Господне евангельски на рамо вземше, / последовасте Христу / и, крест Его, яко скипетр, в руку имуще, / врага брата и злаго властолюбца соодолесте, / и той ныне в геене мучится, / вы же радуетеся, с лики ангельскими предстояще Святей Троице, / молитеся о державе сродник ваших, благоугодней быти, / и сыновом русским спастися.
Иной тропарь, глас 4
Мученицы Господни спасшиися, / преславнии блаженнии князи Борисе и Глебе, / труждающимся быстрии помощницы, / недужным целители, / вы бо болезни врачуете / притекающих в церковь с верою. / Темже и мы молимся: / от бед избавите нас, / чтущих с любовию пренесение мощей ваших.
Иной тропарь, глас 8
Днесь всякая душа верных веселится, / в пренесение честных мощей ваших, Борисе и Глебе, / слепыя просвещаете, немым уста отверзаете и печальныя утешаете, / прияли бо есте от Христа Бога благодать исцелений, / молитеся о душах наших.
Кондак, глас 4
Явися днесь в стране Русстей благодать исцеления всем, / к вам, блаженнии, приходящим и вопиющим: / радуйтеся, заступницы теплии.
Иной кондак, глас 3
Приидите, вси русстии собори, / чудотворцу и мученику Бориса и Глеба восхвалим, / законно бо пострадавше, / победисте сопротивнаго врага, / тем святым заступлением князи русстии враги побеждают, / тем память ею весело и любовию похвалим, вопиюще: / за ны молите Святую Троицу, / умирити мир и спасти души наша.
Иной кондак, глас 4
От гроба знамения показасте во стране Русстей, / явися днесь благодать исцеления / всем, к вам, страстотерпцы, притекающим с верою, / Борисе славный со Глебом чудным. / Крепцы верою, добропобеднии мученицы, за Христа подъемше различныя муки, / и на многа лета сокровени быша ваши святии мощи, / ныне же являетеся от земли, / возсиявше лучами, яко богатство многоценно, / и в Церковь Божию честно носими, архиерей Божиих дланьми. / Темже вопием вам: / радуйтеся, князи, русстии заступницы.