Русская Церковь чтит и воспевает cобор святителей Московских — митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа и Патриарха Ермогена как заступников, предстателей и хранителей Церкви и Отечества.
Празднуя ныне память российских святителей, митрополитов московских и всея России чудотворцев, при жизни своей учивших вере и благочестию свою обширную паству и содействовавших процветанию своего отечества, не боявшихся для сего ни трудов, ни опасностей, ни даже самой смерти, а по смерти непрестанно молящихся о ней, мы должны сказать, что то были истинные наставники веры и благочестия, истинные пастыри, готовые положить (а некоторые из них, как например святитель Филипп, и положившие) свою душу за паству свою.
После монгольского нашествия вставала обновленная Русь, когда архипастырем и духовным вождем ее Господь избрал «смиренного богомудрого Петра» и открыл его духовному взору грядущий жребий Москвы — первопрестольного града, сердца православной России.
Уроженец далёкой Волыни, носитель традиционного титула митрополита Киевского и всея Руси, святитель Пётр (†1326) завещал похоронить его в заложенном его честными руками Успенском соборе Московского Кремля, и рака святых мощей его сделалась краеугольным камнем, благословением великого дела — собирания Русской Земли.
Подвиг его продолжил святитель Алексий (†1378), «правило монашествующих и Церкви утверждение», духовный отец и воспитатель великого князя Димитрия Донского. Родом из черниговских бояр, постриженик Московского Богоявленского монастыря, святой митрополит всю свою жизнь отдал служению единству раздираемой междоусобными бранями Руси.
Служением правды и милости был недолгий первосвятительский подвиг святого митрополита Филиппа (†1570). В прошлом московский боярин, он сменил придворные одежды на рубище странника, покинул богатый свой дом, возревновав о пустынножительстве.
Много лет подвизался он в Соловецкой обители, удостоился быть в ней игуменом, иноческий остров среди Студеного моря преобразил в возделанный цветущий сад. Возведенный по воле Иоанна Грозного на Русскую митрополию, святитель Филипп, «Христова смирения ревнитель», взывал к милосердию, мужественно обличал царя в пролитии невинной крови, напоминал, что «начало мудрости есть любовь». Ярость властителя разбивалась о необоримую кротость святителя, пребывавшего верным заповедям любви до своей мученической смерти…
Святители Московские много потрудились для утверждения Русской Православной Церкви и для укрепления Московского государства. В те далекие времена наша Церковь была очагом, к которому стремилось все истинно русское, где, как в доме матери, стихали распри и ссоры, где, как отцу, подчинялись непокорные, просветленные светом единоверия.
Собор святителей Московских. Краткая справка
Митрополит Пётр
Первым среди митрополитов Киевских в 1325 году перенес митрополичью кафедру в Москву. До того, как князь Иоанн пригласил святителя в Москву, Митрополит Петр не останавливался подолгу в столицах, а ездил по городам Руси.
Москва в начале XIV века и сама была небольшим городом, в котором в то время не было ни одного каменного храма. Юный князь Иоанн – брат правителя Юрия Даниловича, уехавшего на два года в Орду — хотел устроить свое правление во всем согласным с волей Божией.
Чтобы иметь наставника и духовного советчика, он пригласил Митрополита Петра в Москву. Кафедра Русских Митрополитов была в Киеве, поэтому знакомство святителя с князем Иоанном стало судьбоносным и для Москвы, и для всей Русской Земли.
Пётр пророчески возвестил величие и славу Москве и утвердил престол Первосвятителя Российского. По его завету был воздвигнут новый каменный храм Пресвятой Богородицы в Кремле, который стал действительно сердцем России.
Все нити духовной, церковной и государственной жизни потянулись к этим святым мощам, к Кремлю, к Москве. Москве суждено было стать центром объединения Русских земель. Святые мощи первого московского святителя – Митрополита Петра, чудотворца, почивают в алтаре Успенского собора.
Святитель Алексий
Был регентом при малолетнем московском князе Дмитрии Иоанновиче (будущем Дмитрии Донском), ведая не только церковными, но и государственными делами Святитель Алексий с детства осознал свое предназначение – и в пятнадцать лет решился стать иноком. После 20 лет иноческих подвигов, Алексий стал епископом Владимирским, а по смерти митрополита — его преемником.
В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве — ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами.
Во время своего путешествия в Золотую Орду в 1357, он исцелил слепую Тайдулу — супругу хана. «Прошение и дело превышает меру сил моих, — сказал святой Алексий, — но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, — не презрит Он молитвы веры». И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, Тайдула исцелилась. Этим он избавил Московское государство от многих напастей. Сам святитель дожил до глубокой старости – до 78 лет, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 года и погребен по завещанию в Чудовом монастыре.
«Постникам сподвижник», друг и собеседник преподобного Сергия Радонежского, богопросвещенный создатель нового славянского перевода Нового Завета, он соединил в себе совершенство духовное с мудростью государственной. Многие годы при юном князе Димитрии он стоял у кормила гражданского правления, мужественно предстательствовал за родную землю пред ордынскими ханами и исцеленной им ханшей Тайдулой. Он не дожил до великой победы на Куликовом поле, но победа эта стала возможна лишь благодаря его неустанным трудам и первосвятительскому молитвенному предстоянию пред Господом Сил.
Прославлением чудотворных мощей святителя Алексия начал свое первосвятительское служение Русской Церкви святой митрополит Иона (†1461) — достойный преемник «осиянных светом Божественным» первопрестольников Российских. Уроженец Костромских пределов, с двенадцати лет вручивший свою жизнь монастырским старцам, он подвизался, восходя по лествице добродетелей, в московском Симоновом монастыре, где послушанием его было «Божественных книг списание».
Посвященный в архиерейское достоинство святым митрополитом Фотием (†1431), он по смерти последнего должен был стать его преемником, но Господь послал в эти годы Русской Православной Церкви великие испытания: митрополитом поставлен был в Царьграде (в 1439 году) латинствующий Исидор. Святитель Иона, поборник истинного почитания Святой Троицы, претерпел много трудов и скорбей в обличении лжепастыря во имя веры и благочестия. Милость Божия была ему наградой — он сподобился стать в 1448 году первым Предстоятелем Автокефальной Русской Церкви.
Митрополит Иона
Стал первым митрополитом, посвященным русскими архиереями в Москве, а не греческими в Константинополе. Когда святителя Иону избрали митрополитом, он отправился к Патриарху Иосифу II (1416 — 1439) в Константинополь, чтобы принять поставление на митрополию.
Но, оказалось, что незадолго до того коварный болгарин Исидор уже был посвящен на русскую митрополию. Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский собор (1438), где принял унию с католиками. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора, и тот вынужден был тайно бежать в Рим.
На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Таким образом, Русская Церковь освободилась от подчинения Константинопольскому Патриарху и стала автокефальной. 15 декабря 1448 года святитель Иона вступил на Митрополию и с большим старанием стал утверждать благочестие среди паствы, словом и делом укрепляя православную веру в стране. И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов.
В 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город. Митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей. Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона сказал: «Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан». Смиренный Антоний ответил: «Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги скоро будут побеждены. Только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами». Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его.
Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы, в рядах татар произошло смятение, и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. Святитель Иона вскоре построил на своем дворе храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от врагов.
За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. Блаженная кончина святителя Ионы последовала в 1461 году. При гробе святителя стали совершаться многочисленные исцеления. В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля.
Митрополит Филипп
Не признавал жестокую внутреннюю политику царя Иоанна Васильевича Грозного, за что лишился жизни. Будучи представителем знатного семейства Колычевых, отрок Фёдор с ранних лет испытывал тягость к уединенной жизни. В одеждах простолюдина он ушел из Москвы на Онежское озеро, а оттуда перебрался в Соловецкую обитель, принял постриг под именем Филипп и после 8 лет иночества стал игуменом.
При нем монастырь расцвел и стал культурным центром Русского Севера. Помня бывшего боярина еще по детским годам, Иван Грозный пригласил его на митрополичью кафедру в столицу. Святитель Филипп долго отказывался, но потом согласился, надеясь усмирить гордыню государя.
Однако после очередного спора с царем, он был лишен сана, заточен в монастырь и вскоре убит. Прямо в середине службы в храм ворвались опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, порочившее святителя, сорвали с него архиерейское облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в Богоявленский монастырь.
Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь. Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь.
Там год спустя, 23 декабря 1569 года, святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. Еще за три дня святой старец предвидел окончание своего земного подвига и причастился Святых Тайн.
Мощи его были преданы земле первоначально там же, в Отроче монастыре в Твери, за алтарем храма. Позже Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили позволение перенести его мощи в свой монастырь (11 августа 1591).
Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя ещё при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы (Шамина), любимого наставника его в монашеских подвигах.
А 3 июля 1652 они были пересены в Москву. Сейчас мощи святителя покоятся в раке в Успенском соборе Кремля.
Патриарх Ермоген
Священномученик Ермоген, второй Патриарх Московский и всея Руси (†1612), происходил из донских казаков. В годы правления Иоанна Грозного был приходским священником в одном из храмов новопросвещенной Казани. Вскоре принял монашество и стал архимандритом казанского Спасо-Преображенского монастыря в Казани.
В 1579 году по воле Божией он участвовал в прославлении чудотворной Казанской иконы Божией Матери, позже — в сане митрополита Казанского — составил Сказание о ее обретении и Службу.В служение Святейшего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах.
В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III.
В Смутное время, «среди ночи нечестия и вражеского обстояния», когда с помощью самозванцев и польского нашествия, иезуиты надеялись подчинить себе Русскую Церковь, Господь привел святого Ермогена на патриарший престол. Защитник Православия, строгий подвижник, горячий патриот. Его призывы подняли народные силы.
Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству, он противостоя изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие. Духоносный старец-Патриарх стал поистине Ангелом Хранителем истерзанной врагами Москвы, вдохновителем всенародной борьбы за освобождение столицы и всей Русской Земли от «нахождения иноплеменных». Мученическая кончина достойно увенчала святую жизнь Патриарха.
Митрополит Филарет (Дроздов)
Митрополит Московский и Коломенский, церковный ученый, писатель и богослов. Под его руководством был сделан Синодальный перевод Библии. Став в 29 лет ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, свт. Филарет начинает составлять развернутый православный Катехизис, который и по сей день, несмотря на архаичный для нашего времени слог, не превзойден в точности фраз, определений и формулировок. По нему обучаются воспитанники и студенты современных духовных школ. Самым блестящим периодом в истории Московской епархии считается именно то время, когда ею управлял митрополит Филарет Дроздов.
5 августа 1817 года по постановлению Святейшего Синода в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Филарета во епископа Ревельского, викария Петербургской епархии. 15 марта 1819 года епископ Филарет был переведен на самостоятельную Тверскую кафедру с возведением в сан архиепископа и назначением членом Синода. В Твери он часто совершал богослужения: и в соборном храме, и в приходских церквах; за богослужениями неустанно проповедовал.
Много времени он проводил в разъездах по обширной епархии. Как-то во время одной из таких поездок архиепископ Филарет спросил ямщика, как называется село, через которое лежала дорога. «Село Нехорошее», – ответил ямщик. «Все же тут, чай, найдутся и хорошие люди?» – «Вестимо, что найдутся. А не то Бог не потерпел бы и села». – «Вот, – промолвил он в заключение своей беседы со мной, – пишет его биограф, – я хотел поучить ямщика, а вышло наоборот – ямщик меня наставил».
26 сентября 1820 года святитель был переведен в Ярославль, где пробыл около года. В 1821 Промысл Божий судил архиепископу Филарету занять кафедру первосвятителей Московских.
Правящий архиерей Москвы было создал в полном смысле образцовую епархиальную структуру, где сочетание канонических устоев церкви, отвечавшее потребностям именно того исторического времени, сочеталось с христианской любовью к священно-церковнослужителям и прихожанам. Этот исторический пример актуален и злободневен и в день нынешний, когда идет реформирование церковного управления и уклада приходской жизни.
Митрополит Иннокентий (Попов-Вениаминов)
Митрополит Московский и Коломенский, которого стали называть «апостолом Сибири и Америки» за его миссионерскую деятельность. 15 лет провел в Русской Америке, просвещая жителей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки. Первый миссионер, по указу Синода в 1823 отправившийся с миссией на Аляску на целых десять лет!
С 1823 г. началось миссионерское служение будущего апостола Америки и Сибири. Всего 45 лет отдал святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни.
Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств.
Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность.
Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений, «Указание пути в Царство Небесное» (1833 г.), переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты.
29 ноября 1840 г. митрополит Московский Филарет совершил пострижение отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. 21 апреля 1850 г. епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.
Промыслом Божиим 5 января 1868 г. святитель Иннокентий стал преемником митрополита Филарета на кафедре московских первоиерархов. Через Святейший Синод митрополит Иннокентий закрепил вековой миссионерский опыт Русской Церкви (еще в 1839 г. он предложил проект улучшения организации миссионерского служения).
Попечением митрополита Иннокентия было создано Миссионерское общество, московский Покровский монастырь преобразован в миссионерский, в 1870 г. учреждена Японская Православная Духовная Миссия во главе с архимандритом Николаем Касаткиным (впоследствии святитель Николай Японский, память 3/16 февраля), которому святитель Иннокентий передал многое из своего духовного опыта. Весьма плодотворно было и управление святителем Иннокентием Московской епархией. Его стараниями построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Московской духовной академии.
Святитель Иннокентий преставился ко Господу 31 марта 1879 г., в Великую субботу, и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры. 6 октября 1977 г. Русской Православной Церковью святитель Иннокентий прославлен в лике святых. Память его установлено совершать дважды в год: 31 марта/13 апреля – в день его блаженной кончины и 23 сентября/6 октября – в день прославления.
Вси святители Московские, молите Бога о нас!
Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь как Небесным покровителям града Москвы и молитвенникам за всё наше Отечество.
Время не затмило подвига кротких и мужественных, смиренных и величественных святых иноков — пастырей и государственных мужей — святителей Московских — Филиппа, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена и Тихона, засвидетельствовавших своей жизнью могучую созидательную силу Православия.
В 1589 году Русская Православная Церковь завершила оформление своей автокефалии и впервые возглавилась Патриархом. Первый патриарх Московский Иов и царь Феодор Иоаннович (5 октября в 1596 г.) установили общее празднование дня Святителей Московских (Петра, Алексия и Ионы), как своеобразный ответ западу, принявшему католическую унию.
Впоследствии к сонму Московских первосвятителей стали добавляться имена их святых наследников. Святитель Филипп был причислен к ним в 1875 году по ходатайству митрополита Московского святителя Иннокентия, а святитель Ермоген — в 1913 году. Вплоть до конца XX века соборным празднованием Московских и всея России чудотворцев чтилась память этих пяти святителей. Затем в Собор были включены также имена семи других Московских святителей.
Таким образом на 2013-й год в Собор входили:
- Свт. Пётр, митр. Киевский и всея Руси (+ 1326, память 24 августа, 21 декабря)
- Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая)
- Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня)
- Свт. Макарий, митр. Московский и всея Руси (+ 1563, память 30 декабря)
- Свт. Филипп, митр. Московский и всея Руси (+ 1569, память 9 января, 31 мая, 3 июля)
- Свт. Иов, патр. Московский и всея Руси (+ 1607, память 5 апреля, 19 июня)
- Сщмч. Ермоген, патр. Московский и всея Руси (+ 1612, память 17 февраля, 12 мая)
- Свт. Филарет, митр. Московский и Коломенский (+ 1867, память 19 ноября)
- Свт. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, апостол Америки и Сибири (+ 1879, память 31 марта, 23 сентября)
- Свт. Тихон, патр. Московский и всея Руси (+ 1925, память 9 февраля, 25 марта, 26 сентября, 5 ноября)
- Свт. Макарий, митр. Московский и Коломенский, Алтайский (+ 1926, память 16 февраля)
- Сщмч. Пётр, митр. Крутицкий (+ 1937, память 27 сентября)
СВЯТИТЕЛЯМ МОСКОВСКИМ, Тропарь, глас 4
Первопрестольницы Российстии, / истиннии хранителие апостольских преданий, / столпи непоколебимии, православия наставницы, / Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати, / и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 3
Во святителех благочестно пожисте / и люди к богоразумию настависте, / и добре Богу угодисте, / сего ради от Него нетлением / и чудесы прославистеся, / яко ученицы Божия благодати.
Величание
Величаем вас, / святителие Христовы, / Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, / и чтим святую память вашу, / вы бо молите за нас / Христа Бога нашего.