Сегодня Христос говорит нам в Евангелии о любви к врагам — о том, что это является главным и единственным признаком того, что мы Христовы. Мы понимаем, как велика эта заповедь, как опасно её исказить.
Две опасности существуют в мире. Одна опасность — нелюбви, не только к врагам, но и к близким своим — из-за умножения беззакония в мире всё более охладевает любовь. И другая опасность — ложно понимать заповедь Христову о любви. Святые отцы говорят, что сколько в мире существует лжеучений об истине Христовой, столько существует и ложных учений о любви, потому что любовь и истина нераздельны.
Мы очень часто повторяем в наши дни, и не без причины, слова святителя митрополита Филарета Московского о том, что мы должны любить личных своих врагов, гнушаться врагами Божиими и поражать врагов Отечества. И здесь тоже существует для нас опасность. Делая немножко преувеличенный акцент на том, о чём говорит святитель Филарет по отношению к врагам нашей Православной Церкви и к врагам Отечества нашего — как бы нам не забыть заповедь о любви к личным врагам. В то время как и то, и другое совершенно нераздельно. Господь, в конце концов, говорит именно о любви к врагам, и этим определяет то, что мы не напрасно носим на своей шее крестик, что мы знаем тайну Креста Христова.
Когда Великая Княгиня преподобномученица Елизавета была сброшена озверевшими палачами в алапаевскую шахту, она повторила не одними устами высшую молитву Самого Спасителя, когда Он был на Кресте: «Боже, прости им, не знают, что творят».
Мы все помним слова святого Царя Николая Александровича, незадолго до его мученической кончины переданные через его дочь Великую Княжну Ольгу, о том, что зло, которое сейчас в мире — то есть разгул коммунистической революции — будет ещё сильнее — пророчество о том, что мы наблюдаем сегодня, когда грех уже всё более утверждается как норма в жизни человеческой. И далее Государь говорит, призывая всех, на кого он может иметь влияние, чтобы не мстили за него, что не зло победит в конце концов, а любовь.
Эти слова, которые мы часто теперь слышим, пусть они запечатлеются глубже, не только в нашей памяти, но и в наших душах, во всей нашей жизни. Когда мы достигаем этого, это единственный признак того, что мы христиане. А до тех пор мы с вами еще не христиане, мы еще язычники. Мы обычные люди, которые понимают лишь то, что Христос говорит, прежде чем открыть Свою высшую заповедь: «Как вы хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними» . Нет такого человека на свете, если он умственно развит и психически нормален, чтобы не понимать, что это абсолютная безусловная справедливость. Никто не может отвергнуть эти слова Господни. Все мудрецы мира и без Христа утверждали этот принцип жизни: и Сократ, и Платон, и Конфуций. К кому ни обратись, все говорили о том, что справедливость требует, чтобы мы не делали другому того, чего себе не желаем.
Христос, утверждая, как будто тот же самый принцип, идёт гораздо дальше, потому что одно дело не делать другому плохое, а другое — делать ему хорошее. И это «хорошее» — способность человека устремляться к истинному совершенству.
Сегодня в Евангелии Господь говорит: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен. И будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд». Что это значит? Это значит: любите тех, кто ненавидит вас, и делайте добро тем, кто творят вам зло. И давайте другим людям, не надеясь получить от них ничего. Это же Господь наш всегда такой. На кресте Он явил это в полноте, так, чтобы мы все увидели совершенство человека, чтобы мы все учились стать совершенными людьми, христианами.
До тех пор, пока человек не отвергает ещё естественный закон совести и разума, остается всегда надежда, что он может прийти ко Христу Богу. Но пока он не придёт к Нему, он никогда не исполнит по-настоящему то, что он должен исполнить по своему человеческому естеству. Наоборот, он всё более будет терять своё человеческое достоинство. И мы видим сегодня, что ненависть, вражда становятся такими же не вызывающими ни у кого удивления грехами, как разврат и растление. Человек всё чаще делается скотом, по слову псалма (Пс. 48, 21), и по вражде своей, по ненависти — уже почти «духом злобы поднебесным».
Есть единственный путь, который может спасти нас от полного разрушения — и личности каждого из нас, и всей жизни — это следование недостижимой и непостижимой заповеди о любви к врагам.
Святые отцы говорят, что этот путь мы должны принять твёрдо, как истину Христову, как тайну Креста Господня. Когда мы осеняем себя крестным знамением, мы должны запечатлевать и в сознании, и в сердце своем эту истину. Ум наш должен быть твёрдым, а сердце — мягким по отношению к другим людям. В то время как чаще бывает наоборот: ум — размягчённый, а сердце — твёрдокаменное. Бывает, что ум твёрдый, есть такие христиане, но и сердце, увы, остается таким же твёрдым, как у всех других людей. Но чаще всего — как бы отстранённость от жизни: и ум размягченный, и сердце размягченное.
Мы должны понять, что непостижимая высота, которую Христос нам предлагает — единственное наше спасение. «Мы перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев своих» (1 Ин. 3, 14). Это есть Пасха Господня, приобщение победе Креста Христова. Только Христом, только Его Крестом можем мы этого достигнуть. И когда мы этого касаемся, мы понимаем, что если есть в нас по дару Христа любовь к врагам, то враги наши становятся нашими истинными друзьями. И они наше приобретение, хотя невозможно это постигнуть, как невозможно постигнуть, что смерть — наше приобретение (Флп. 1, 21), высшее приобретение, какое может быть у человека. Но кто знает Пасху Христову, тот, кто знает, что Христос воскрес, тому понятно будет и слово Господне о любви к врагам, о Кресте Его.
Поэтому постараемся сегодня задуматься о том, сколь многие из нас пренебрегают самым существом веры христианской. Мы призваны учиться этому в течение всей жизни и изо дня в день. Как мы можем этому научиться, как мы можем достигнуть того, что совершено преподобномученицей Великой Княгиней Елисаветой? А так, что в течение всей жизни она, так же как преподобный Сергий Исповедник и другие сёстры ее обители, такие, как монахиня Любовь, учились одному-единственному — любви. О монахине Любови, о её удивительном подвиге любви в Марфо-Мариинской обители, известно, что она обладала таким удивительным свойством: когда кто-нибудь начинал к ней плохо относиться, когда она чувствовала неприязнь, вражду со стороны кого-нибудь, она прилагала все усилия, чтобы лучше всего относиться именно к этому человеку. Она окружала его особенной нежностью и вниманием. Это было искренне, и за этим стоял Христос, потому за этим была сила и подлинность. И так постепенно восходила она, и так восходили все святые — то есть те, кто научились этой заповеди Христовой — от силы в силу.
Прежде, чем наступят времена последнего нашего испытания, нам даётся время для подготовки к этому. Святой апостол любви Иоанн Богослов говорит: «Если ты видишь брата своего в нужде и затворяешь от него сердце, как может в тебе пребывать любовь Божия?» (1 Ин. 3, 17). А святой Иоанн Предтеча, больший из всех, рожденных женами, говорит:«Если кто из вас имеет две одежды, и видит не имеющего ни одной, тот пусть даст ему то, что имеет лишнее» (Лк. 3, 11). Святитель Григорий Двоеслов рассуждает по этому поводу: «Если во времена благополучия ты не можешь отдать другому человеку лишнюю одежду, то как ты отдашь жизнь свою за другого человека, когда придут времена испытаний?»
Вот что такое постепенное возрастание. Потому и даётся нам не один год, а много лет жизни, чтобы мы через усилия этому научиться, через наши поражения, увидели, что нет в нас любви. Не то что к врагам, а мы часто бываем неспособны любить и тех, кто любит нас. Чтобы, восходя к этой недостижимой заповеди, понимали, почему блаженный Августин говорит: «Да, это для нас невозможно, но любить врагов наших, это значит молиться за них от всего сердца».
Потому что только любовью Христовой, только Его благодатью, которая даётся нам в молитве, можем мы обрести эту способность. Святые отцы часто дают нам такой совет, когда мы находимся с кем-то во вражде, когда душа наша пребывает в унынии, когда нет у нас благодати и мы не можем никак пробиться из этого состояния тусклости нашей жизни. Научимся, говорят они, тому, чтобы прежде всех наших молитв молиться о наших личных обидчиках, о врагах наших.
Если ты с кем-то в ссоре находишься, то включи в свое каждодневное правило такую молитву: «Молитвами вот этой Анны, которая ненавидит меня, или к которой я испытываю неприязнь, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». И так повторять эту молитву, пока молитвой, даром Христовой любви ко всем, и к тебе, и к этой Анны, и ко всем людям, ты не узнаешь перемену в своем сердце.
Сам ты никогда, никакими усилиями этого не достигнешь. Как не победишь ты никогда смерть, которую Христос победил для каждого из нас, и даёт это нам. Итак, будем всеми усилиями нашими, исполнением всего, что естественно нам соблюдать по тому остаточному свету, который есть в нас, стараться достигать благодатного света Христовой любви, чтобы были мы христианами.
Христос — первый на земле, кто провозгласил эту заповедь о любви к врагам. Никто до Него никогда близко даже подумать не мог об этом. В чем была высшая мудрость, высшая святость Ветхого Завета? «Возлюби ближних твоих, друзей твоих, и возненавидь врагов твоих. Око за око и зуб за зуб». Выставили тебе зуб — значит, надо выставить и ему зуб, по справедливости. Глаз тебе выставили — и ему тоже глаз.
Нет, говорит новый таинственный закон жизни, для которой создан человек. Ты должен поступать по-другому, ты должен врага твоего, когда он злословит тебя, защитить от всякой клеветы. Ты должен, когда он голоден, накормить его. И когда он замерзает, одеть его. Ты должен относиться к нему как к самому лучшему другу и брату. Всё в тебе протестует против этого. Невозможно с этим никак согласиться, но Господь говорит на Кресте: любите врагов ваших. И даёт крестную, пасхальную силу новой жизни, чтобы мы жили именно так, и так поступали по отношению к врагам нашим, как Он поступил по отношению к Своим.