Сегодняшний рассказ — о святой, которую мало кто знает и помнит. Пример её жизни – это вызов современному человеку, вызов нашему вечному ропоту и недовольству.
Преподобноисповедница Параскева родилась в селе Песчаное Каменец-Подольского уезда 28 октября 1888 года в крестьянской семье Федора и Матроны Матиешиных. Семья была религиозной, благочестивой и патриархальной. Уже в те годы дух недовольства, ропота, маловерия стал укореняться даже в некогда благочестивых семьях.
Когда в 1904 году правительство России отменило обязательный запрет на работу в церковные праздники, стало видно, что многие люди равнодушны к вере своих предков. Семья же Параскевы была совершенно другой.
Матушка вспоминала о том, что по вечерам они не знали другого занятия, как чтение Священного Писания и Житий Святых и традиция эта в их семье была заведена задолго до её рождения. «По вечерам мы не знали другого времяпрепровождения, как чтение Священного Писания или житий святых, и не представляли, что может быть иначе», – вспоминала матушка. Ещё в младенческом возрасте она пережила первое значительное событие духовной жизни. Ей было три года, когда ее стали приучать к посту. Сначала девочка не хотела поверить, что Великим постом нужно отказаться от любимого молока, просила его, капризничала. Но через день сильно заболела и почувствовала связь между болезнью и нежеланием соблюдать пост, поняла, что пост – это серьёзно. Тогда она дала своё первое обещание Богу: постом никогда не пить молока. Через два дня она поправилась и с этого времени всегда легко и с радостью постилась.
«Подрастёт – передумает», – говорила бабушка. Однако, Параскева не передумала.
Параскеве не было ещё и шести лет, как она полюбила церковное пение. Очень сложный постовой аллилуарий, который она услышала в церкви, растрогал ее до слез. Придя домой, девочка в точности повторила это пение для своей мамы. Родной дед выучил ее грамоте по Библии. Всю жизнь чтение Священного Писания доставляло ей особую радость и утешение. Самыми любимыми книгами матушки были Евангелие от Иоанна и Послания Апостолов.
Когда ей исполнилось восемь лет, умерла мать, за ней дедушка и младшая сестра. Совсем еще ребенком Параскева вступила во взрослую жизнь, став хозяйкой в доме и первой помощницей отца. Будучи взрослой, она часто вспоминала, как, идя на работу, она пела с отцом Псалмы. Читая эти воспоминания, понимаешь, как же далеко мы ушли от того семейного родового благочестия, которым жили издревле люди святой Руси.
Очень рано у Параскевы появилось желание уйти в монастырь, но бабушка не относилась к этому намерению внучки серьезно, считая, что это просто детское увлечение. «Подрастёт – передумает», – говорила она. Однако,
Параскева не передумала. Когда к ней стал свататься хороший парень, девушка объяснила ему, что замуж не пойдёт, потому что собирается пойти в монастырь. Но, объяснила это таким образом, что молодой человек тоже решил стать монахом и уехал с этой целью на Афон.
Бабушка пугала внучку трудностями монастырской жизни, но та вместо того, чтобы испугаться, еще строже соблюдала посты и упражнялась в воздержании. Юная подвижница даже вкладывала в свою обувь щепки, чтобы приучиться терпеть боль. Видя все это, бабушка поняла, что намерения у внучки действительно серьезные и благословила ее уйти в монастырь.
Узнав адрес монастыря, куда принимали без внесения денежного вклада, Параскева написала туда письмо и получила согласие. Это случилось в 1907 году.
Почти без денег, в легкой одежде, впроголодь добралась Параскева до Спасо-Преображенского монастыря, расположенного в 25 верстах от Гродно.
Ещё до поступления в монастырь, девушка молилась и просила Бога указать обитель, куда ей нужно было пойти. Однажды во сне она увидела икону Божией Матери, сияющую ослепительным светом, стоящую на солее и окруженной синей лентой, на которой была надпись «В этом монастыре ты будешь жить». Но это был не тот монастырь, в который она прибыла. Только через несколько лет, будучи в паломничестве в Тукровицком монастыре Варшавско-Холмской епархии, она узнала то место, которое ей было показано во сне. Так в 1912 году Параскева становится насельницей этой обители.
Тем временем Первая мировая война набирала ход. В 1914 году при занятии немцами Польши, монастырь эвакуировали в Москву, а затем в Дмитров. С приходом к власти большевиков монастырь закрыла вовсе и Параскева стала прислуживать в местном Казанском храме.
Как-то один набожный человек попросил матушку обучить ее дочь церковному пению. К его просьбе присоединились и другие желающие. Так численность хора Казанского храма достигла 60 человек. Но, это уже был не просто хор, а настоящая община, которую духовно окормляла матушка Параскева. Ее руководство было строгим, требовательным, взыскующим, но любила она своих сестер так, как будто это были ее собственные дети.
«Радуюсь и благодарю Бога за то, что Он послал мне такого авву»
В 1920 году произошла важная встреча Параскевы с ее будущим духовником епископом Серафимом (Звездинским). Она стала духовной дочерью владыки, и до конца жизни вспоминала его наставления, как самые ценные жемчужины духовного опыта.
«Радуюсь и благодарю Бога за то, что Он послал мне такого авву», – писала матушка в своих воспоминаниях. «Я со многими слезами и благодарным сердцем лобызаю стопы моего мудрого старца, который распинает и умерщвляет ветхого человека, живущего во мне. Он низложил мое самолюбие, саможаление, мою самоценность, разбил всех тех бездушных идолов, которые стояли на пути моего спасения».
Епископ Серафим в 1921 году постриг Параскеву в рясофор, не изменив ее имени, и определил в Свято-Влахернский монастырь. Но вскоре на имя владыки поступило прошение прихожан Казанской церкви вернуть инокиню Параскеву обратно в собор для продолжения обучения церковному пению. 27 ноября 1921 года матушка была посвящена владыкой по древнему чину в диакониссы на алтарное служение. С этого времени она стала прислуживать в Казанской церкви. Рядом с храмом жил и владыка Серафим, который любил молиться в этом соборе.
«Мир, радость, спокойная совесть, освобождение от плена греха, просветление ума и сердца, перемена во всем существе», – так говорила инокиня Параскева о плодах послушания.
В 1924 году матушку вызвали в местное ОГПУ и приказали прекратить заниматься церковным хором. С тех пор она уже не могла открыто руководить пением, но она продолжала осуществлять духовное руководство своими подопечными. Чистота жизни и духовное трезвление приводили ее душу в состояние созерцаний и откровений Божественных таин.
Владыка Серафим благословил матушку в ночь воспоминания спасительных страданий Христа читать 150 раз молитву «Отче наш». В Великую Пятницу 20 апреля 1929 года она всю ночь провела в молитве, вычитывая ещё раз всю службу с размышлением, а затем правило, назначенное владыкой. И тогда к ней пришло какое-то особое сердечное понимание того, что ее вечная жизнь «куплена великой Ценой, что все ее члены назнаменованы печатью страданий Христа».
27 мая 1931 года инокиня Параскева была арестована. Обвинения были стандартные – «антигосударственная деятельность, контрреволюционная пропаганда». Через месяц ее отравляют в ссылку в Казахстан. Перед отъездом матушка сподобилась видения святых апостолов Петра и Павла, которые благословили ее.
Инокиню привезли в Алма-Ату, а затем определили на работу в одной из загородных артелей, состоящих их ссыльных. Рабочие полюбили матушку за ее доброту и отзывчивость и называли ее сестрой. Жизнь ее там была тяжелой. Питаться приходилось свеклой, изредка лепешками из муки собственного помола, которую ссыльные изготавливали их колосков, найденных на поле после сбора урожая.
Апостол Пётр пообещал ей выздоровление и, показав ключи, сказал, что ими она еще будет открывать двери храма в Подлипичье.
Здоровье матушки стало ухудшаться. Там же, в Алма-Ате, ей посчастливилось в последний раз встретиться со своим старцем, владыкой Серафимом, который направлялся к своему месту заключения. Позже инокиню Параскеву перевели в Барабинск.
Ссылка окончилась в 1935 году и матушка, больная и слабая, перебралась в свой родной Димитров, где жили ее духовные чада. Здесь же ее застала Великая Отечественная война и связанный с нею голод. У инокини Параскевы начался абсцесс легких, она тяжело страдала. Лекарства не помогали и она уже собралась умирать. Но, однажды ночью ей снова явились апостолы Петр и Павел. Апостол Петр пообещал ей выздоровление и, показав ключи, сказал, что ими она еще будет открывать двери храма в Подлипичье.
На удивление духовных чад, матушка поправилась. Случилось так, как ей и было показано в видении. Через время снова открылся Казанский храм в с. Подлипичье, и она вновь стала управлять хором. В это время к ней потянулись многие души, искавшие Бога, страждущие и искавшие утешения. Инокиная Параскева стала для них старицей, которая укрепляла, утешала, давала надежду и веру в Бога.
Через некоторое время подорванное здоровье матушки дало о себе знать. Возобновился абсцесс легкого, к нему прибавился артрит и фурункулез. Потеряв квартиру в городе, матушка переехала в деревню Бирлово. Она нуждалась в уходе, но помочь ей было некому. Чуть позже с ней случился паралич, и она стала совершенно беспомощной. Страдания матушки были очень тяжелы, особенно от нарывов и пролежней. Она молча терпела и за все благодарила Бога.
Скончалась инокиня Параскева в день праздника Введения в храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 1953 года и была погребена на кладбище города Димитрова. 11 сентября 2001 года были обретены её святые мощи и перенесены в Спасо-Влахернский монастырь, в котором она и начинала свой монашеский путь.
Святая исповедница Параскева, моли Бога о нас!