Новомученик Борис Козлов Благовещенский клирошанин

Мученик Борис родился 23 июля 1886 года в деревне Слепцово Козельского уезда Калужской губернии в семье крестьянина Антона Козлова. Как многие тогда крестьянские дети, он в поисках заработка ушел в Санкт-Петербург и устроился на Путиловский завод.

Новомученик Борис Козлов
Новомученик Борис Козлов

Но безбожная в то время рабочая среда была нравственно тяжела для религиозного деревенского юноши, он ушёл с завода и с 1909-го по 1911 год был трудником в одном из монастырей Санкт-Петербурга, затем служил у помещика в Малоярославце, работал в Калуге, а в 1920 году вернулся в родную деревню и стал заниматься крестьянством.
В 1926 году Борис Антонович был избран церковным старостой в Покровский храм в селе Покровском недалеко от Слепцова.
Вероятно, весьма ревностно исполняя свои обязанности, он стал раздражать безбожников и, желая закрыть и разорить храм, они обязали его заданием по дровозаготовкам,  которое  он  исполнить не смог, и суд приговорил его к одному году принудительных работ и тремстам рублям штрафа.
После отбытия наказания Борис Антонович поселился в Козельске, работать он устроился конюхом в городской больнице, где и жил, а все свое свободное время отдавал церкви, он пел на клиросе в Благовещенском храме.
Ближайшими его друзьями и единомышленниками стали жившие в Козельске монахи Оптиной Пустыни. Вместе с ними Борис Антонович и был арестован 28 октября  1937 года и заключен в тюрьму в Сухиничах.
Допрошенные следователем свидетели показали, что Борис Антонович, «будучи враждебно настроен против советской власти, в августе 1937 года доказывал, что Бог спасет людей от варваров, которые закрывают церкви. Тайно посещал церковь в выходные дни, где встречался с монахами»(УФСБ России по Калужской обл. Д. П-12918. Л. 63).
«Живя вместе с Борисом Козловым на квартире мне известно, что Козлов частенько… посещал монашеское сборище в церкви, но все это укрывал от посторонних граждан, дома читал церковные книги и доказывал, что только Бог избавит людей от мучений и призывал веровать в Бога» (там же Л.65).
—   Следствие располагает данными, что вы при больнице организовывали монахов, устроили монаха Тихона сторожем, чем вызвали недовольство служащих, и проводили контрреволюционную пропаганду против советской власти. Требуем правильного показания по этому вопросу! — заявил следователь.
—  Сторожем больницы в городе Козельске был принят монах Тихон, кто его рекомендовал, я не знаю, принял его завхоз… пропаганду против советской власти я не проводил и ничего по этому вопросу показать не могу.
—   Следствие располагает данными, что вы тайно посещали сборище монахов Оптинского монастыря. Требуем показать правду!
—   Сборища монахов я не посещал, но церковь я посещал и пел на клиросе вместе с монахинями.
21 ноября  1937 года тройка НКВД приговорила монахов Евтихия (Диденко), Авенира (Синицына), Савву (Суслова),  Марка  (Махрова)  и  мирянина  Бориса  Козлова  к расстрелу.
Господу угодно было, чтобы в самый день праздника Введения Пресвятой Богородицы, 4 декабря, они пробыли в молитве, хотя и в тюрьме, но на земле. Монахи Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров) и церковный староста Борис Козлов были рас­стреляны на следующий день, 5 декабря 1937 года, и по­гребены в общей безвестной могиле.

Из книги ЖИТИЯ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ,
составленные игуменом Дамаскиным (Орловским)
Оптина. 2008. с. 123-126