14 сентября в православных церковных календарях отмечен праздником с не очень понятным названием — начало Индикта. Это церковное новолетие, которое бывает 1 сентября по ст. ст.
Начало индикта — обозначает начало нового богослужебного круга главных, двунадесятых церковных праздников, в каждый из которых Церковь воспоминает одно из событий поистине всемирно исторического значения, относящихся к спасению рода человеческого от власти ада и вечной смерти.
Праздником Рождества Пресвятой Богородицы, который отмечается на седьмой день после церковного новолетия, 21 сентября по н. ст., начинается церковный богослужебный год, потому что Пречистая явилась той дверью, через которую Безначальный, Невидимый и Непостижимый умом человеческим Бог вошел в этот вещественный мир видимым образом, облекшись в Ее утробе плотью и кровью, и, соответственно, восприняв нашу поврежденную в ниспадении от Творца и Источника вечной Жизни природу; а праздником Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа по н. ст., годичный круг богослужений завершается.
Некоторые могут удивиться — почему в Православной Церкви новый год наступает 1 сентября, в начале осени. Ведь на первый взгляд логичнее было бы началом нового года считать первый день весны, а не осени. Но, это только на первый, поверхностный взгляд, от которого ускользают первопричины бытия этого мира.
А логика здесь та же самая, что лежит и в основании исчисления начала церковного богослужебного дня не с утра, как принято в мирском, гражданском исчислении, а с вечера предыдущего дня. Почему, кстати, в православных храмах церковные праздники начинаются не с утреннего богослужения, а с Всенощного бдения, которое совершается накануне вечером.
Для тех, кто не знает логических оснований такого исчисления дней в богослужебном календаре Церкви, напомню, что по свидетельству Священного Писания, повествующего о творении мира, первоначально: «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною,… И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет — днём, а тьму — ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:2-5).
Из этих слов книги Бытия, мы видим, что первый День творения, который в нашей повседневной словесности правильнее было бы назвать не днем, а первым периодом творения, т.к. Солнце и Луна, и другие светила на тверди небесной, определяющие продолжительность нашего земного дня, появляются на небосклоне только на четвертый День творения; так вот, из библейского повествования о первом Дне творения, который к тому же назван Днем Единым, т.е., в некотором смысле, общим для обозначения всех других событий, имеющих начало и окончание, — мы видим, что сотворению света предшествовала полная и повсеместная тьма, и только потом Бог сотворил свет, и отделил его от тьмы. И завершается описание первой фазы творения словами: «И был вечер, и было утро: день один».
Поэтому, и служители Божии, еще с древнейших ветхозаветных времен определили началом богослужебного дня — именно вечер, а не утро, как представляется логичным на первый, но, в общем-то, поверхностный взгляд.
Вот почему, и церковный новый год начинается именно с вечера круговорота времен года, а не с утра; т.е. с наступлением осени, а не весны. И в таком определении начала как земного дня, так и года лежит глубокая мысль о сотворенности этого мира и первичном небытии его.
Также, любопытно будет знать, что еврейский гражданский новый год с древнейших ветхозаветных времен наступает также в сентябре, а точнее в месяце Афаним, или, как его стали называть после Вавилонского плена, месяце Тишри, который из-за смещения еврейского лунного календаря наступает в середине нашего сентября. Этот месяц Тишри является седьмым от месяца Сотворения мира, который называется месяцем Авив или Нисан, и приблизительно соответствует нашему марту.
И Господь, Сам, через Моисея, повелел народу Ветхого Завета каждый год праздновать наступление седьмого месяца, о чем написано в 23 главе книги Левит Священного Писания:
«…В седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание да будет у вас; никакой работы не работайте и приносите жертву Господу…
…Также в девятый день седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего…
…С пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу…» (Лев. 23:24-36).
Вы спросите, почему же тогда было все-таки не отмерять течение года с месяца Сотворения мира, т.е. с марта, — отвечаю: потому что, прежде чем мир был сотворен, Бог его творил, и сотворил его в шесть Дней, точнее в шесть творческих актов. Поэтому, с начала нового года, — с 1 сентября, — через шесть месяцев, которые символизируют шесть Дней Творения, и наступает первый месяц от Сотворения мира, первый месяц весны — месяц март.
Говоря о церковном новолетии, которое, как мы уже говорили, наступает 1 сентября по ст. ст., нельзя не сказать и о том, что само название месяца сентября происходит от латинского слова «septem», что в переводе значит — «семь». Т.о., по самому первоначальному значению слова, месяц сентябрь именуется седьмым. Кстати, слово «индикт» также латинского происхождения и означает — «объявление»; в данном случае — объявление начала нового богослужебного года.
Сам праздник церковного новолетия был установлен для всеправославного празднования святыми отцами I Вселенского собора в городе Никее, в 325 году, в память об официальном прекращении равноапостольным царем Константином Великим трехвекового гонения на христианскую Церковь последовавшем в 313 году.
Такое решение первого Римского императора-христианина последовало после его чудесной победы при содействии Креста Господня над тираном Рима — Максенцием, войска и злоба которого значительно превосходили силы Константина. Эта чудесная победа была дарована ему 1 сентября 312 года.
Тогда святые отцы I Вселенского собора установили праздновать новолетие, как начало христианской свободы, 1 сентября, безусловно сообразуясь при этом с библейской ветхозаветной традицией.
Со времени Крещения Руси и в нашем Отечестве новый год отмечался 1 сентября вплоть до времени царствования Петра I, который в 1700 году перенес начало гражданского нового года на 1 января. В Церкви же, которая тысячелетним опытом привыкла осмыслять свои действия и не спешить за переменчивым духом мира сего, началом Индикта, т.е. церковного новолетия, и до наших дней остается первый день седьмого месяца от Сотворения мира, т.е. 1 сентября по ст. ст.
Здесь надо добавить, дорогие братья и сестры, что Церковь, еще с ветхозаветных времен, постоянно освящает себя и окружающее ее творение Божие, и освящает не только материю этого мира, но даже само время, сообразуя деление его с логикой Откровения Божия о творении этого мира, и наполняя календарь воспоминаниями о великих промыслительных действиях Божиих в человеческой истории, и памятью святых Божиих людей.
Праздничным воспоминанием этих событий, действительно всемирно исторического значения, Церковь до сего дня свидетельствует миру о тайне спасения человека от власти ада и вечной смерти, от вечного бытия вне Бога и творения Его. Собственно говоря, ради этого Церковь и оставлена в этом мире, исполненном зла, до конца его. Как и повелел Господь начатку Церкви в лице Его Апостолов перед Своим Вознесением, сказав им: «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).
И Церковь, с началом каждого нового богослужебного года, снова и снова свидетельствует миру о Пришествии Христовом, Его Святом Воплощении от Девы Марии в нашу человеческую природу, Его Небесном учении о жертвенной любви к которой мы призваны, Его Божественной Жертве на Голгофском Кресте за грех человеческий, Его славном Воскресении и Вознесении, а затем, и ниспослании от Отца всеосвящающего и возрождающего нас к вечной жизни в Боге Святого и Божественного Духа.
История Церкви знает, какие мощные еретические движения возникали при попытке улучшить любой догмат, принятый ее соборным разумом. Столь же неприкосновенной является святыня Великого Индиктиона — освященного Церковью Юлианского календаря.
Поэтому принятая в 1582 году из лучших побуждений (добиться большей астрономической точности и избежать постепенного перемещения праздника Пасхи от весны к лету) календарная реформа папы Григория XIII привела к немыслимому для православного сознания искажению последовательности событий. Пасха, рассчитанная по Григорианскому календарю, нередко совпадает с иудейской Пасхой, а иногда ее опережает.
Календарь — это, в первую очередь, ритм, который связывает индивидуальную жизнь человека с Космосом мироздания. Вместе с этим, календарь — это еще и историческая память человечества. Удовлетворяя этим двум потребностям, Великий Миротворный Круг включает Всемирную историю в Священную историю Церкви.
В системе Великого Индиктиона повторяемость событий включается в поступательное движение Промысла Божьего, так же как сам Промысел Божий включает в себя абсолютную свободу человеческого духа. С новым церковным годом Вас, дорогие братья и сестры.
Протоиерей Игорь Аксенов