1 (14) августа — исторический день Крещения Руси

14 августа Православная Церковь празднует Изнесение честных древ Животрящего Креста господня. В Русской Церкви это празднество соединилось ещё и с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года (По старому стилю).

1 (14) августа — исторический день Крещения РусиНе смотря на то, что 28 июля мы празднуем день памяти равноапостольного князя Владимира и вместе с этим вспоминаем и о крещении Руси, исторически сам День Крещения Руси приходится на 14 августа, о чем упоминается в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». Эти два дня вовсе не противоречат друг другу.Ведь, дело в том, что князь Владимир крестил Русь не в один день. Это продолжалось несколько дней и даже лет. Но по сложившейся современной церковной традиции сегодня День Крещения Руси празднуется 15 июля по старому стилю (28 июля н. ст.) в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.

В Константинополе издавна существовал обычай освящать воду в первый день каждого месяца (кроме сентября и января) по Уставу, изложенному при Константинопольском Патриархе Фотии.

Порядок совершения был следующим: по окончании утрени, вне храма, в присутствии императора, совершалось водоосвящение, а «после водоосвящения идет протопресвитер, а по стопам его архидиакон и протопсалт, если есть, или иной кто равного звания, — архидиакон, неся Крест, а последний — сосуд со святой водой. Император идет навстречу. Протопресвитер, взяв Крест от архидиакона, подносит его к устам императора и говорит молитву. Император целует Крест, а окружающие поют многолетия». Благочестивый придворный византийский обычай освящать воду в первый день каждого месяца, был унаследован Православной Русью и положил начало водоосвящению 1 августа, возможно с этой традицией и был связан выбор дня крещения для киевлян.

14 августа праздновать подобает строго по-церковному, как и положено в первый день Успенского поста. Для нас главное иметь духовное торжество, сердечное празднование. Если люди идут в храм, если они собраны вместе, радуются и у них спокойствие на душе, вот это очень важно для празднования. И в том числе, для такого церковного празднования, которое имеет исторические корни, которое нужно для сохранения нашей церковно-исторической памяти.

Традиции празднования

Празднование 1 августа на Руси в XVI-XVII вв. отличалось особой торжественностью.
Вот как праздновали этот день в Москве при царе Алексее Михайловиче: накануне праздника, то есть в канун Спасова заговенья, вечером 31 июля, «с Евдокимова дня на Происхожденьев», государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря, на Москве-реке устраивалась иордань, как в день Богоявления. Над водой сооружали сень на четырех столбах с карнизом, которая расписывалась и увенчивалась золотым крестом. По углам иордани изображались святые евангелисты, внутри нее — апостолы и святители. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, изображениями птиц, а около нее устраивались два места — для государя, в виде круглого пятиглавого храма, и для патриарха, — которые расписывались и украшались резьбой, отгораживались позолоченной решеткой; помост вокруг них застилали алым сукном.

В назначенное время, под колокольный звон государь выходил на воду, окруженный боярами и служилыми людьми, для торжественного освящения воды.
После прочтения молитв и погружения Креста в воду государь с боярами опускался в иордань, возложив при этом на обычное выездное платье святые Кресты с мощами — золотые, унизанные драгоценными камнями. Один из Крестов принадлежал первому Московскому Митрополиту — святителю Петру, другим благословила царя Алексея его бабка, инокиня Марфа Ивановна. Переодевшись под «сенью» в сухое платье, царь прикладывался к Кресту и принимал патриаршее благословение. Духовенство освященной «иорданской» водой кропило войска и знамёна, а желающим разливалась святая вода. Два серебряных сосуда с этой водой отправлялись в царский дворец.
После чина водоосвящения устраивались народные гуляния.