Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
Владимир Мономах — великий князь Киевский (1053-1125) — выдающийся государственный деятель древней Руси.
Незадолго до кончины он написал «Поучение» своим детям, которому суждено было стать одним из величайших памятников древнерусской литературы. Его вдохновенные строки проникнуты не только заботой о благе собственной семьи, но и каждого русского человека в отдельности, всей русской земли в целом.
Эти пушкинские строки призывают современного человека воспринимать древность, прошлое страны как своё, родное, значимое в настоящем, сохраняющее непреходящую ценность для будущего.
В нынешней ситуации в России вспомнить о «Поучении» чадам Владимира Мономаха особенно актуально. Великий князь — собиратель русских земель — уже в древности осознавал, что семья обладает абсолютной ценностью. Это основа любого государства, главное условие сохранения духовной истории народа.
К сожалению, эти простые и ясные истины сегодня размываются, нивелируются. Девальвация наших национальных духовных сокровищ, в том числе — крепких семейных основ — в составе «оружия массового демографического поражения», ведущего к вымиранию страны. Кризис семьи одним «материнским капиталом» в 350 тысяч рублей за рождение второго ребёнка уже не поправишь. Необходима целая стратегия семейной политики, государственная система укрепления и поддержки российской семьи — её материального благополучия и морально-нравственного климата, благоприятной «погоды в доме».
Показательны результаты опроса, проведённого мной среди 18-летних студентов-первокурсников. На вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была похожа на семью ваших родителей» — большинство ответило: «Нет!»
В нашем историческом прошлом, бесспорно, сохранялись начала нравственного порядка — надёжные нити, связующие чад и домочадцев — членов единой семьи. Хорошо бы внимательно прислушаться и присмотреться к тому, что говорит и открывает нам мудрость традиций, культуры и языка. Этимологически слово «семья» связано с сакральным числом «семь», которое символизирует соединение Божественного начала (три — Троица, триединство Бога) и земного мира (четыре стороны света, четыре угла дома и т.д.). Время создаёт новые «углы зрения», по мысли академика Д.С. Лихачёва, постоянно позволяет по-новому взглянуть на старое.
Стоит поучиться у Владимира Мономаха уважению к предкам, гордости своим семейно-родовым древом. Оставляя в наследие детям «Поучение», князь ведёт его от собственных корней, своего родословия, на исходе жизни продолжая осознавать себя звеном в цепи поколений: внуком «благословенного, славного» князя Ярослава Мудрого — составителя «Русской Правды» (по линии «отца возлюбленного» — князя Всеволода, которого Владимир, как указывают летописи, никогда и ни в чём не ослушался) и византийского императора Константина Мономаха (со стороны матери — княгини Анны).
Именно в честь своего греческого деда получил князь Владимир прозвище Мономах. В переводе «мономахос» означает «единоборец». В Ипатьевской летописи князь характеризуется как «братолюбец и нищелюбец, и добрый страдалец за Русскую землю», просветивший её, «как лучи солнца».
Из земли греческой добродетельному христолюбивому князю были присланы драгоценные дары: крест животворящего древа, на котором был распят Христос, сердоликовая чаша кесаря Августа и знаки царской власти Константина: золотая цепь и бармы (оплечья), венец, известный на Руси как «шапка Мономаха». Золотой головной убор куполообразной формы, отороченный переливчатым собольим мехом, усыпанный драгоценными камнями и увенчанный крестом, напоминает золочёную главу-маковку православного храма, нередко украшаемую, как свод небесный, сияющими звёздами.
Среди бесконечных внешних и внутренних войн, раздоров и распрей, измен и клятвопреступлений Владимир Мономах выступал как князь-миротворец, умел вести праведную, благочестивую жизнь, спасая русские земли и святыни монастырей. Его «Поучение», составленное в христианском духе, — не скучное дидактическое назидание, а настоящий кодекс русской нравственности. Князь адресуется не только к собственным детям, но и ко всем русским людям — своим «чадам».
Так, тема семьи преодолевает узкие бытовые границы, раздвигает домашние рамки и поднимается на новый высокий уровень: дом — это вся Русь, семья — все русские люди, среди которых благоверный князь снискал любовь и уважение. После кончины Владимира Мономаха, как передаёт летописец, «весь народ и все люди» плакали о святом и добром князе, как дети об отце или о матери.
В «Поучении» светится незаурядная личность автора. Он преисполнен возвышенных чувств, прославляя дивную красоту Божьего мироустроения. Господь – любящий Отец Своих детей, «человеколюбец». В свою очередь человек, исполняя христианские заповеди, призван иметь «помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела». «Уклонись от зла, — наставляет Мономах, — сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».
В орбите внимания князя – семейственность и государственность. В государственный принцип он возводит библейский завет: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены». Князь также учит «увлекающихся властью» избегать суеты и «ни во что ставить общий почёт», ибо «мы что такое, люди грешные и худые? – сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты, — другие собранное нами разделят».
Непрестанно помышляя о благе народа, Мономах призывает своих преемников защищать всех обездоленных: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, и не давайте сильным губить человека», «не давайте причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам». Автор «Поучения» также возводит в принцип абсолютное право на жизнь: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его, не губите никакой христианской души».
Князь советует спасать душу не только в затворе монастырей, но и в миру, зовёт к праведной деятельной жизни: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которое иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию». Из этих «малых дел» слагается морально-нравственный кодекс поведения человека в быту, в семье, в обществе, в государстве: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте». Владимир Мономах остерегает сыновей от пороков: лжи, пьянства, блуда (общения «с нелепыми женщинами»), «от того ведь душа погибает и тело». Князь внушает идеалы милосердия, гостеприимства, доброжелательства, непрестанного самосовершенствования: «напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл», «больного навестите, покойника проводите», «не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите», «что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь».
Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет, что Мономах спешил благодеяниями человеколюбивого законодательства утвердить своё право на имя отца народного. Когда в Киеве случился мятеж, вызванный «лихоимством евреев», которые «угнетали должников неумеренными ростами», Мономах определил, что ростовщик-заимодавец, «взяв три раза с оного должника так называемые третные росты, лишается уже истинных своих денег или капитала».
На примерах собственной жизни, исполненной трудов и опасностей, формирует князь свою стратегию воспитания. Сыновьям он оставляет примеры мужества, доблести, благородства: «Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское», «добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее».
Идеалы добра, красоты, целомудрия, верности видит Владимир в женщинах. Заботясь о собирании семьи, он просит князя Олега Черниговского, в битве с которым погиб юный сын Мономаха Изяслав, отпустить вдову Изяслава: «сноху мою послать ко мне», «чтобы я, обняв её, оплакал мужа её», «и села бы она, как горлица, на сухом древе горюя». Простое и понятное «Поучение» Владимира Мономаха, как и десять веков назад, формирует чувство христианской семьи, её образ как духовно-нравственную модель жизнеустроения.
Сохранились два письма к Мономаху митрополита Никифора, знаменитого своими познаниями и красноречием. Одно из писем — о посте — содержит хвалу добродетелям Мономаха: «Не имею нужды во многоречии: ибо ум твой летает быстро, постигая смысл каждого слова. Могу ли предписывать тебе законы для умеренности в чувственных наслаждениях, когда ты, сын княжеской и царской (греческой) крови, властитель земли сильной, не знаешь дому, всегда в трудах и путешествиях, спишь на голой земле, единственно для важных дел государственных вступаешь во дворец светлый и, снимая с себя любимую одежду простую, надеваешь властительскую; когда, угощая других обедами княжескими, сам только смотришь на яства роскошные?.. Восхвалю ли в тебе и другие добродетели? Восхвалю ли щедрость, когда десница твоя ко всем простёрта; когда ты ни сребра, ни злата не таишь, не считаешь в казне своей, но обеими руками раздаёшь их, хотя оскудеть не можешь, ибо благодать Божия с тобою?.. <…> пишу единственно на воспоминание тебе: ибо власть великая требует великого отчёта; а мы начинаем теперь пост, время душеспасительных размышлений, когда пастыри церковные должны и князьям смело говорить истину».