История чудотворной иконы Богоматери Троеручица тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году император Лев Исаврянин, вступив на византийский престол, начал гонения на почитателей икон. Святой Иоанн жил в то время в столице Сирии Дамаске и занимал должность советника халифа. Своим многочисленным знакомым в Византии он писал письма, обличающие ересь иконоборчества, ссылаясь на тексты Священного Писания.
За ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 780; память 4 декабря) был оклеветан императором Львом III Исавром (717-740) перед Дамасским калифом в государственной измене.
Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия.
После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой.
Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица».
По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая является задостойником в литургии святого Василия Великого.
Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону «Троеручицы» в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому († 1237; память 12 января).
Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме.
Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме.
С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания.
В Россию первый список (копия) иконы Богоматери «Троеручица» был принесен в 1661 году и был установлен патриархом Никоном в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. С той иконы в 1854 году был сделан список, который до настоящего времени хранился в собрании музея «Новый Иерусалим».
Сама же икона пропала. Сейчас монастырь восстанавливается и, возможно, святой образ уже занял подобающее ему место. В Москве находятся еще несколько древних списков иконы – один в Успенском храме Болгарского подворья, другой – в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. Известно, что перед иконой Божьей Матери «Троеручица» молилась Царская Семья в Ипатьевском доме накануне мученической кончины.
Празднование Иконы Божией Матери «Троеручица» совершается: Июн. 28; Июл. 12 по ст. стилю.
ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ “ТРОЕРУЧИЦА”
Тропарь, глас 4
Яко звезда светозаряющая, / из Сербии на Афон чудесно прииде / всечестная икона Твоя Троеручица, / юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши, / яко Божественный дар свыше, / прославляет Тя, Владычицу, / и умильно вопиет: / не остави милость Твою от нас, / но пребуди с нами во веки.
Иной тропарь, глас 4
Днесь всемирная радость возсия нам велия: / даровася святей горе Афонстей / цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона, / со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих / в прославление Святыя Троицы, / созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати, / яко двема имаши Сына и Господа держати, / третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя, / от всяких напастей и бед избавляти, / да вси, притекающии к Тебе верою, приемлют неоскудно от всех зол свобождение, / от врагов защищение, / сего ради и мы вкупе со Афоном вопием: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Иной тропарь, глас 4
Днесь светло красуется царствующий град Москва, / имеющи в себе, о Всемилостивейшая, всея твари Честнейшая, / Заступнице наша Дево Богородице, / честный образ Твой, / имже подсолнечныя концы земли удивляеши / и мир мирови даруеши, / во образ бо Святыя Троицы являеши три руки: / двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, / третиею от напастей и бед / верно к Тебе прибегающих избавляеши, / и от потопления изымаеши, / и всем полезная даруеши, / и преподобному Михаилу Малеонскую гору показа, / и всех всегда милуеши, / честною ризою Своею покрываеши жительство сие / и вся грады и страны наша, да зовем Ти: / радуйся, Обрадованная.
Кондак, глас 3
Дева днесь благоволение к нам являет, / гора же Афон благодарение Ей приносит, / Ангели и иноцы славословят, / Троеручица из Сербии чудесно путешествует: / нас бо ради прииде / и вселися во святую обитель Хиландарскую.
Иной кондак, глас 8
Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая, / вси вернии исполнишася радости и веселия, / яко сподобльшеся изрядно воспети / предивное явление честнаго образа Твоего / и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога, / Егоже двема рукама объемлеши, / и третиею от напастей и бед нас изымаеши / и избавляеши от всех зол и обстояний.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Троеручица
[su_divider]