Как богатому войти в Царство Божье

Серьёзен и глубок выбор, перед которым ставит нас Господь...
Серьёзен и глубок выбор, перед которым ставит нас Господь…

Сегодняшнее евангельское чтение о столь важном вопросе одного богатого юноши часто «проходит мимо» нас, потому что большинство читающих и слушающих его считают, что данный отрывок к ним не относится.
В самом деле, когда мы слышим слова Иисуса о том, что «трудно богатому войти в Царство Божие», так что даже «легче верблюду пройти сквозь игольные уши», то воспринимаем это как нечто абстрактное или как сказанное о ком-то другом, но не о нас.
Действительно, большинство прихожан православных храмов, как и большинство священнослужителей — люди небогатые (да-да, именно так! Зажиточные священники составляют совсем небольшой процент от общего числа духовенства, а большинство сельских священнослужителей едва сводят концы с концами!).
Однако попробуем внимательно вслушаться и вдуматься в сегодняшнее Евангелие.
К Иисусу подходит богатый молодой человек, некто из «начальствующих». Деньги + власть, да еще в молодом возрасте — сильное искушение. Мало кому удается устоять в простоте и не превозноситься, обладая богатством и властью. И вот, этот юноша спрашивает: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Тут нам следует остановиться подробнее.
Что такое жизнь вечная? Часто сегодняшние слушатели Евангелия понимают под этим «загробную жизнь». В обыденном представлении, мы умрем и отправимся к Богу на небеса — если, разумеется, будем жить праведно. Но благая весть Иисуса Христа, как и представления Его слушателей, иудеев первого века — не об этом. И по иудейским верованиям, и по учению Иисуса, нас ждет не «загробная жизнь», но воскресение и жизнь в обновленном теле на обновленной земле. Загробная жизнь — это только временное явление, ожидание того, что будет после, когда Царство Бога наконец в полноте будет установлено во всей вселенной.
Иудеи первого века страстно ожидали, что Бог, наконец, вмешается в историю и исполнит то, что давно предрекали пророки: пошлет Мессию, который установит свою власть, освободит Израиль навеки от порабощения и приведет в подчинение Израилю все народы. Иисус провозглашает, что Царство Божие уже приблизилось, и приглашает всех уже здесь и сейчас жить жизнью этого Царства.
«Жизнь вечная» — это не выход за рамки пространства и времени в некую блаженную вечность духовного мира, но творческая и активная жизнь в Царстве Божием на обновленной земле, когда Небеса соединятся с землей и мы будем царствовать вместе со Христом. Но такая жизнь, по проповеди Иисуса и апостолов, начинается уже сегодня. Речь не о внешней характеристике, не о временной протяженности, но о качественном содержании жизни. Так что, для того чтобы обрести «жизнь вечную», надо этой вечной жизнью жить уже сегодня.
К такой жизни оказывается не готов богатый юноша. На его вопрос Иисус прежде всего говорит: «Соблюди заповеди», и перечисляет их, начиная с той, которая чаще всего осознанно нарушается людьми: «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою».
Примечательно, что из десяти заповедей Закона здесь перечислена ровно половина, и все они касаются наших отношений к ближним. Как и в притче о Суде, Господь Иисус подчеркивает, что именно по нашему отношению к ближнему проверяется то, как мы на самом деле относимся к Богу. Если Его заповеди для нас имеют значение, то мы будем исполнять их все — чтить Бога и с уважением, милосердием и помощью относиться к каждому ближнему.
Юноша возражает: «Все это сохранил я от юности моей». Что ж, не все могут похвастаться таким. Но порой наше благочестие становится для нас поводом к похвальбе, к ощущению собственного превосходства перед другими, не такими «праведными». И вот, Иисус показывает путь совершенства: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
Мы знаем из книги Деяний, что именно так поступали первые христиане: продавали свои имения и отдавали средства церковной общине, которая расходовала их на помощь бедным. Но уже в следующих поколениях христиан такая максима перестала быть общепринятой. Позже таким путем шли монахи, но снова же, спустя время, монахи и монастыри становились богатыми владельцами. Здесь мы видим общее «снижение градуса» христианской жизни в течение истории.
Чего же требует на самом деле Иисус от богатого юноши? Как мы сказали выше, Царство Божие таково, что жить в нем можно и нужно уже сегодня. Всё, что нам дано и чем мы обладаем, можно обратить на служение этому Царству. Равно и наоборот: любое хорошее само по себе дело или дарование можно превратить в идолопоклонство. Можно с помощью богатства служить бедным, а можно, наоборот, служить богатству и всех остальных воспринимать в контексте обогащения: как рабочую силу, должников, кредиторов и пр.
Мы сказали, что часто воспринимаем данный евангельский отрывок как не имеющий к нам прямого отношения. Но на самом деле здесь — прямой урок для нас. Все, что мы имеем в этом мире — это не наша собственность, но дар Творца. И все это можно обратить для служения Богу — прежде всего, через служение и помощь ближнему. Богат не тот, у кого много есть. Как часто человек не может остановиться в своих желаниях обладать земными благами, и достигая чего-то, хочет еще и еще больше.
На самом деле — это механизм самозащиты у тех, кто не имеет настоящей цели жизни и глубины: получив результат и достигнув определенного уровня богатства или власти, человек оказывается перед зияющей бездной пустоты и бессмысленности существования, и дабы избежать этого и жить, полагает новые цели — обладать еще большим, получить еще большую власть…
На самом же деле богат не тот, у кого много есть, но кто довольствуется тем, что ему дает Бог. Настоящее сокровище и роскошь — это иметь время для общения с семьей и детьми, для молитвы и чтения, прогулок и музыки… видеть красоту мира вокруг и поднимать взор к Небу. А Бог дает нам, как правило, столько, что мы можем часть этого уделять другим. Помощь друг другу — неотъемлемая строна нашей христианской жизни. Без этого вся наша «духовность» вырождается в фарисейское самодовольство. Ведь и в Царство Божие нас приглашают не как одиночек, достигших «личного спасения», но как сынов и дочерей единой Божией семьи, как братьев и сестер Господа нашего Иисуса Христа.
И если мы знаем, что Иисус Христос уже царствует с Отцом не только на небесах, но и на земле (хотя эта Его власть еще не явна для всех людей), то разве не через нас Он намерен проявить Свою власть над миром? Мы можем и призваны стать теми, через кого Его любовь и милосердие будут явлены миру.
Аминь.
Автор: Дудченко Андрей, прот.