Христос стал человеком не только для того, чтобы нас научить истинному пути или показать нам добрый пример. Он стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству.
Епископ Александр (Милеант)
Мы ждём Рождества. Готовимся к нему специально, постимся. Огромное событие в истории человечества — нужно его достойно встретить. Исключительное событие: Бог стал Человеком.
Правда, в некоторых псевдо-религиях охотно признают, что божество может порой стать по виду, как человек. Но тут две оговорки: «порой» и «по виду, как». Это происходит порой, изредка, для специальных целей. Когда цели неземного существа достигнуты, божество сразу же возвращается к своей внечеловеческой изумительной жизни в высших сферах бытия. И всегда это событие становится временным явлением божества в человеческом облике.
Появится такое языческое «божество» на земле среди простого народа, среди знати — аватарой, словно человек — объяснит людям то, что надо (ему или людям); и когда будет сделано все, что нужно, снова перестает являться в человеческом облике. Похожие вещи происходят еще в многочисленных красивых народных легендах про мудрого царя, который однажды переоделся нищим, странствовал неузнанным по своему царству.
Выяснил, как народ живет, куда страна катится, — вернулся и вовремя принял неотложные меры. Кого-то из коварных вельмож наказал, кого-то из простых честных граждан возвысил и приблизил ко двору — и вот снова чинной чередой пошли счастливые дни царя в роскошном дворце.
Рождество Христово — совсем другое. Бог рождается по-настоящему, на общих правах. Это не временное переодевание некоего светлого небесного духа в убогое людское обличье. Это не какое-то призрачное явление потусторонней силы: «Людям показалось, что Бог стал человеком».
Перелистаем страницы церковной истории, выясним, какие были мнения на этот счет. Утверждения о не вполне реальном человеческом облике Христа звучали в древние времена — от гностиков. И утверждения эти были осуждены Церковью как еретические. Православные христиане верят, что Бог в полном смысле слова стал Человеком. Причем стал навсегда.
Конечно, у Него с первых дней был особый замысел о Своей человеческой жизни, была предусмотрена Своя особая цель. И Бог этой цели добивался долгим путём. На достижение заветной цели ушло больше тридцати лет, полжизни. Какая это цель? Его цель была — помочь бедствующим людям.
Рождество Христово говорит нам также и о значении человека.
Ведь подумайте: для того, чтобы Бог мог стать человеком, человек должен быть так глубок, обладать такой бесконечной ёмкостью, что он может стать местом селения Божества. Об этом говорит святой Григорий Палама. Когда ему поставили вопрос о том, каким образом Бог может стать человеком – и человек не сгорает в этом пламени, и пламя не гаснет в холоде человечества, он отвечает: Воплощение похоже на то, — будто мы вложили в жаровню меч. Когда мы его вкладываем, он холодный, тёмный, когда мы его вынимаем, он весь горит, он сияет и — чудо из чудес! — теперь можно резать огнём и жечь железом…
И вот это и случилось в рождении Христовом. Но Христос не для того только родился, чтобы нас спасать. Он нам доверил тайну спасения мира. Он нас призвал не к тому только, чтобы мы стали Его наследниками в Царстве Божием, но чтобы мы взяли на себя труд преображения этого мира.
И вот теперь, когда над Россией повисла новая трагедия, когда страх берёт за её судьбу, когда перед нами открываются новые возможные бездны, но также и возможные чудеса — мы все призваны помнить, что Бог вошёл в грешный мир для того, чтобы его преобразить. А нам Он сказал: Я вас посылаю в мир, как овец среди волков…
И так, с какой целью?
Грех губит людей, ломает и отнимает у нас жизнь, — во всех её проявлениях. Отнимает жизнь и духовную, и душевную, и телесную. Бог приходит к нам на грешную землю, чтобы мы не гибли в грехах. Он отдает Свою жизнь за наши жизни. Отдает самое дорогое. Страшно сказать: Бог рождается, чтобы умереть. Но на этом ведь не всё. После того, как Бог принимает смерть, Он воскресает. Радостно произнести грозные слова: Бог умирает, чтобы воскреснуть. Что это значит для нас? Славное воскресение Христово означает, что Бог продолжает жить как Человек.
Он родился среди людей и всегда будет Человеком. Бог, в Которого верят христиане, навсегда стал Человеком, оставаясь при этом Богом. И мы утверждаем: «Бог рождается», именно по той причине, что Христос — и Бог, и Человек. В Иисусе Христе мы видим Богочеловека, уникальное единство Бога и человека.
Поэтому мы дерзновенно провозглашаем, что родился вечный Бог, что бессмертный Бог принял смерть, но смерть не могла удержать Его в аду, и Он воскрес.
Если Он — вечный, как Он может родиться в Вифлееме при кесаре Августе? Если Он — вечный, как Он может умирать на Кресте? Разве правильно так говорить и так верить?
Правильно, потому что во Христе мы встречаем Бога, Который стал Человеком. Мы замечаем во Христе не только Человека. Накрепко, навсегда человеческая природа Христа связана с Его божественной природой. Оттого и произносит наша Церковь неслыханные слова: «Бог родился», «Пресвятая Дева — Богородица». Такого откровения о Боге ни в какой религии мира не найдёшь.
В чем смысл этого чудесного откровения? Ответим одной фразой: Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом. Впервые это великое слово о Боге и человеке прозвучало в эпоху поздней античности. И глубина этого святоотеческого слова остается неисчерпаемым источником духовного воодушевления.
Уподобление Богу
Бог стал человеком, стал, как Один из нас. Прошёл шаг за шагом всю нашу жизнь, через мучительную смерть прошел. Для чего? Чтобы человек стал богом, то есть приобщился жизни Самого Единого Бога, стал причастен божественной жизни. Какая честь для человека!
На первых страницах Ветхого Завета мы читаем, что Адам и Ева согрешили, и Господь ограничивает им доступ к райской жизни. «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского» (Быт 3:22).
Адам и Ева решили, что (нарушив заповедь Бога) они стали подобны Богу — они знают всё и могут всё. Бог обличил их в грехе и закрыл им доступ к райской вечной жизни. Кому-то может показаться, что Бог искусственно ограничивает жизнь первых людей, почему-то не дает им вырасти в полную меру: жалко Ему что ли? Не жалко, правда не жалко. Наступит такой момент, когда Сам Бог станет Человеком и приобщит людей к Своей божественной вечной жизни.
Бог родится от Девы, принесет свет в наши потемки, поделится Своим светом с теми, кто рвется к свету и не может никак вырваться из тени смертной. Люди будут пристально смотреть на Иисуса Христа. Они увидят живого реального человека, со страхом и надеждой постепенно поймут, что Христос не только человек. В Нем ощутимо неземное сияние, поистине божественное присутствие. О Христе всегда будут люди радостно переговариваться: «С нами Бог!»
И так, Христос стал человеком не только для того, чтобы нас научить истинному пути или показать нам добрый пример. Он стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству. Рождество Христово свидетельствует о том, что мы достигаем конечной цели своей жизни не только верой и стремлением к добру, но, главное, возрождающей силой воплотившегося Сына Божия, с Которым мы соединяемся.
И, углубляясь в тайну воплощения Сына Божия, мы видим, что оно тесно связано с таинством Причащения и с Церковью, которая, по Апостольскому учению, есть таинственное тело Христово. В Причащении тела и крови Христовой человек приобщается к Бого–человеческой природе Христа, соединяется с Ним и в этом соединении весь преображается. Одновременно, в Причащении христианин соединяется и с другими членами Церкви — и так таинственное Тело Христово растёт.
Инославные христиане, не верящие в Причащение, понимают соединение с Христом в иносказательном, переносном смысле, или в смысле одного духовного общения с Ним. Но для духовного общения воплощение Сына Божия излишне. Ведь и до Рождества Христова пророки и праведники удостаивались благодатного общения с Богом. Нет, надо понять, что человек болен не только духовно, но и физически. Грехом повреждена вся человеческая природа. Необходимо поэтому исцелить всего человека, а не одну его духовную часть.
Чтобы отвести всякие сомнения в необходимости всецелого общения с Собой, Господь Иисус Христос в Своей беседе о Хлебе Жизни так говорит: “Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни: Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день … Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем” (Иоан.6:53-56).
Немного позже, в беседе о виноградной лозе, Христос объясняет Своим ученикам, что именно в тесном соединении с Ним человек получает необходимые силы для духовного развития и совершенствования: “Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы — ветви. Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего” (Иоан. 15:4-6).
Справедливо некоторые святые Отцы уподобляли Причастие таинственному дереву жизни, от которого вкушали наши прародители в Эдеме и которое потом видел св. Иоанн Богослов в раю (Быт. 2:9, Ап. 2:7, 22:2). В Причащении христианин приобщается к бессмертной жизни Бого-человека!
Таким образом, в духовном и физическом возрождении человека заключается цель воплощения Сына Божия. Духовное обновление совершается в течение всей жизни христианина. Обновление же его физической природы завершится в день всеобщего воскресения мертвых, когда “праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их” (Мат. 13:43).