Дорогие мои братия! Дни быстро пролетают; мы уже дожили до отдания Рождества Христова. И мне хотелось бы немного сказать о первых словах тропаря Рождества Христова: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума».
Через несколько дней мы будем праздновать Богоявление, Крещение Господне, и в кондаке праздника есть слова, которые как раз перекликаются со словами рождественского тропаря: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный».
Конечно, при этих строках вспоминается Евангелие от Иоанна: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. Вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В Том живот бе, и живот бе Свет человеком. И Свет во тьме светится, и тьма Его не объят» (Ин.1,1-5), а также дивная молитва Первого часа: «Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освещаяй всякаго человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас Свет Лица Твоего, да в Нем узрим Свет Неприступный: и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере, и всех Твоих святых, аминь».
Значит, до пришествия Христова, до Рождества Христова, до Его Богоявления была тьма, был мрак, а после Его пришествия, в Нем, через Него и с Ним мы имеем свет жизни, свет разума, свет ведения.
Если помните, среди паремий, читаемых на Рождество Христово, есть чтение из пророчества Варухова, которое заканчивается такими дивными словами: «Блажени есмы, Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть» (Вар.4,4). Раз пророк ветхозаветный мог написать такие слова, имея в виду Ветхозаветный Закон, то тем более мы можем воскликнуть: «Блажени есмы, Новый Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть!» И мы действительно имеем благословение во Христе, через Христа и со Христом знать путь. И в Рождестве Христовом воссиял над миром этот Свет тихим, кротким и безвестным мерцанием Вифлеемской звезды. А в следующий праздник, Богоявления, Христос придет на Иордан уже как Совершенный Муж, чтобы вступить на Свое мироспасительное Служение, Крестное Служение.
Но «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» Адам в Раю созерцал непосредственно лицом к Лицу, он созерцал Свет Лица Божия и ничего другого не видел, не замечал даже своей наготы, то есть он не видел вещественного мира. И когда он совершил преступление против заповеди Божией преслушанием, похотью и гордостью — он отпал от Света. Он должен был возделывать рай, то есть возрастать в соблюдении заповедей Божиих и, как ему было обещано Богом, возрастать до полноты Боговедения и познания, то есть рассуждения добра и зла. Он был еще маленьким, можно сказать, младенцем, и не мог вместить всей полноты Боговедения, и поэтому Господь положил ему такое восхождение.
Но Адам поторопился, восхотел быть богом без Бога и сразу восхитить это ведение, а вместо ведения получил безумие, вместо света погрузился в страшную, страшную тьму и с ним все его потомство, все его сыны, все мы. Насколько глубок был этот мрак безумия и неведения человечества в его оторванности от Бога, показывает то, что люди — разумные творения — стали идолослужителями. Они потеряли разумение Истинного Бога, они даже потеряли сознание своего собственного достоинства человеческого, потеряли сознание своего богоподобия. Они действительно уподобились, как сказано в псалмах, скотам несмысленным (Пс.48,21). Веками, даже тысячелетиями, продолжался этот мрак и становился все гуще, и гуще, и гуще.
В истории человечества до Христа были отблески, были великие, по-человечески говоря, цивилизации на Востоке: в Китае, в Индии, в Японии. Были великие фигуры, ведь все равно в человеке заложена жажда истины, исканий; человек помнил, что он был когда-то райским существом, и в нем еще теплился тусклый свет. И были такие фигуры мудрости человеческой: Будда, Конфуций и им подобные, но это просто отблески, они сами сознавали, что не могут докопаться до истины, что не обладают полнотой Боговедения. Почему? Да потому что они оставались рабами и пленниками смерти.
Пророки все возвещали о том, что придет Спаситель и спасет нас, например, как пророчествовал Иосиф, когда умирал. Они все сознавали свое бессилие — бессилие победить смерть, избавиться от рабства греха, от рабства смерти и узреть Свет Истины, узреть Свет Жизни. Поэтому и пророк Исаия в своем пророческом озарении говорит людям, сидящим во тьме и сени смертной: «Свет воссияет на вас» (Ис.9,2). Свет этот не какой-то философский, не какие-то человеческие размышления и идеи о Боге и жизни, хотя и греческие философы в своих поисках еще до Христа тоже дали миру отблески истины. Свет Божественного Разума — это Сам Бог. Вот великая разница со всеми прочими философиями или премудростями Востока, Китая, Индии и так далее: это Сам Бог пришел, Он явился как Свет, в Себе и чрез Себя Он явил нам Свет Небесного Царствия, явил нам снова Свет утраченного рая, и Он явил нам Свет Божественного Разума (разумения), то есть путь к достижению этого утраченного рая. Он Сам в Себе восстановил то, что было утрачено Адамом: Он восстановил послушание, восстановил смирение, восстановил чистоту — девственность.
Поэтому была внутренняя необходимость, чтобы Христос Бог, Спаситель, родился из Пречистой Девы, именно от Девы. Чтобы Он родился не в Риме и не в царских чертогах, а именно в пещере холодной и бедной, в безвестности. Чтобы Он родился как Смиренный, Безгласный, Беззащитный Младенец, а не как какой-то супермен или гигант. Господь Сам пришел, «пришел еси и явился еси», и явил еси нам путь к Отцу, явил еси нам путь к утраченному раю. И значит, дорогие мои братья, мы должны понять, что мы действительно блаженны, мы, православные христиане, ведь мы являемся обладателями полноты Боговедения. Как говорил один отец, совершенство — оно сокрыто во Кресте, и Боговедение истинное, то есть Свет Божественного Разума, достигается только путем крестным, нет другого пути.
Были и до Христа, и после Христа, и особенно умножились в наше время попытки достичь Познания помимо креста. Это то, что называется гнозис, теософия и так далее — такие движения, которые на самом деле есть люциферова гордыня. Сатана так же восхотел быть богом и ниспал ниже всякой твари, потому что, как Христос говорит, и этот закон остается непреложным: кто возносится — тот смирится, а кто смиряется — тот вознесен будет (См.Лк.14,11), вознесен и прославлен Богом, Небом и землей. Христос как Человек смирился ниже всякой твари, и за Его Подвиг Крестный (не только в Гефсимании, на Голгофе; весь путь Его жизни — это Крестный Путь, путь крестного, смиренного и послушного Служения), Он прославлен Небом и землей. Так же и Пречистая — Она с Ним, со Своим Возлюбленным Сыном, с самого начала, с момента Зачатия и Рождения, разделила весь Его Крестный Путь. Она тоже прошла Свой Богородичный Крестный Путь, Свою Богородичную Голгофу, и за это, за то, что Она действительно смирилась и прошла Путь со смирением, с послушанием, с беспредельной любовью и преданностью воле Божией, Она тоже прославлена теперь Небом и землей.
Как сказано в Божественной литургии Василия Великого, «и пожив в мире сем Христос, дав повеления спасительные, отставив нас прелести идольския, приведе нас в познание Тебе Бога и Отца, стяжав нас Себе люди избранные, в Царское священие, язык свят». Мы поем Великим постом: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли». И, дорогие мои братья, каждый день и каждую ночь мы должны таким образом утреневать к свету Христовых заповедей. Как мы говорили много раз, заповеди Христовы — это Самооткровение Бога, откровение той жизни, которой Сам Бог живет. И значит, если мы будем хранить заповеди Божии, Христовы, то, конечно, будем просвещаться светом истины, светом жизни, светом радости. И мы будем знать путь, мы действительно будем иметь сие великое благословение — знать путь. Это очень важно в наше время; старец Софроний много раз мне говорил: «Беда нашего времени, что никто не знает, что делать и куда идти, даже в Церкви». Теперь сбываются пророчества первых отцов, что в последние времена не будет истинного Боговедения, и мы это наблюдаем: Тело Церковное раздирается направо и налево. Как же найти именно царский путь? Давайте помнить эти слова: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» — разума крестного, послушания, смирения и девственности, чистоты.
На каждой полунощнице мы читаем семнадцатую кафизму: «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его. Не делающии бо беззакония в путех Его ходиша…» (Пс.118,1-3), и так далее. Это дивная песнь Новозаветному Закону Господню. Там есть и такие слова: «Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим» (Пс.118,105).
Да, сейчас сгущается тьма: тьма нового язычества, идолослужения, тьма богомерзкой, самой богомерзкой нечистоты, тьма повального безумия. Но даже теперь, дорогие мои братья, пусть Закон Нового Завета, то есть Закон Жертвенной и Крестной Любви, станет светильником ногам нашим и светом стезям нашим. И тогда мы не заблудимся.
Закончим молитвой: «Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освещаяй всякого человека, грядущаго в мир, призванного к Богопознанию и Богослужению истинному. Да знаменается на нас Свет Лица Твоего, кроткого, смиренного, да в нем узрим Свет Неприступный, Свет Твоего Смирения и Свет Твоей Любви Неизреченной. И исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих, светоносных и светоподательных, молитвами Пречистыя Твоея Матере, Лик Которой для нас также Ярчайший Свет во тьме этого мира, и всех Твоих святых, которые, уподобившись Тебе, все стали светилами прекрасными на тверди церковной, аминь».
Схиигумен Серафим
Валаам. Скит Всех Святых