Прежде Вознесения Христова постараемся ещё раз глубже всмотреться в то, что открывает нам Господь Своим Воскресением. С каким великим изумлением встречают ученики Воскресшего Господа. Он являлся посреди них в самый нужный для них момент, когда они сравнивали различные свидетельства о Его воскресении.
«Мир вам», – возвещает Христос их смятенным душам. Они не верили тем, кто видел Его, потому Он приходит Сам. Он обещал им, что после Его воскресения они увидят Его в Галилее, но столь велико было Его желание скорее увидеть их, что Он предваряя встречу с ними в Галилее, встречает их в Иерусалиме. Христос часто даёт нам больше, чем обещает, но никогда не меньше. Мир и любовь приносит им Христос, и прощение за то, что Петр трижды отрёкся от Него и остальные разбежались.
«Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа», потому что Он встал посреди них, прежде чем они осознали это. Они думали, что это дух, не облеченный в тело. Но Господь сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» Всякий раз, когда мы даем место страху в наших сердцах, в них входят разрушительные сомнения. А иногда этот страх бывает следствием наших сомнений.
И как часто смятение охватывает нас оттого, что мы ложно мыслим о Христе. Они подумали, что видят бесплотного духа, в то время как перед ними был воскресший Христос. Христос смиряет и просвещает нас, а мы не узнаем Его, как если бы от Него могла исходить опасность, и Он был причиной нашего смущения. Но все смущения наши и страхи ведомы Господу. Он укоряет Своих учеников за неверие, и хочет, чтобы мы научились укорять за такие помыслы себя.
И Господь даёт доказательство Своего воскресения, прогоняя страхи и укрепляя их веру. Он показывает им Свое пречистое тело, Свои руки и ноги: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам». У Меня есть руки и ноги, и это значит настоящее тело. И вы видите следы гвоздей на Моих руках и ногах, и потому это Мое тело, то самое, которое вы видели распятым. А дух плоти и костей не имеет: «Это Я Сам, – как бы говорит Он им, – Тот, с Кем вы были так близко знакомы и вели столь сокровенные беседы. Это Я Сам, Тот, встрече с Которым вы должны радоваться, а не бояться её».
Господь взывает к их зрению, показывает им Свои руки и ноги, пробитые гвоздями. Он сохраняет следы их в Своем прославленном теле, чтобы у них были фактические доказательства, что это Он Сам. И Он хочет, чтобы они видели их. Впоследствии Он покажет их и Фоме. Потому что Он не стыдится Своих страданий за нас. Тем более, мы не должны стыдиться их, а также наших страданий за Него. Он взывает к их осязанию: «Осяжите Меня и рассмотрите».
Он воспретил Марии Магдалине прикоснуться к Нему. Но позволяет это апостолам, потому что им предстоит проповедь о Его воскресении и о Его Крестных страданиях, и они должны быть более чем удостоверены в этом. Он повелел им прикоснуться к Нему, чтобы они убедились, что Он — не призрак, не дух какой-то.
С самого начала в Церкви было много еретиков, утверждавших, что у Христа не было подлинного тела, что Его рождение не было истинным и Его страдания не были настоящими. Милостью Божией эти лжеучения давно похоронены, и мы знаем и исповедуем, что Христос – не призрак, не дух, но что Он имеет настоящее человеческое тело даже после Своего воскресения.
Воскресший Господь ел с ними, чтобы показать им, что у Него настоящее человеческое тело. В книге Деяний апостол Петр подчеркивает это: «Мы ели и пили с Ним по воскресении Его из мертвых» (Деян. 10, 41). В Евангелии сказано: увидев Его пронзенные руки и ноги «они не верили от радости и дивились». Так медленно входят они в тайну победы Христовой, потому что Воскресение Христово поистине превосходит всякое разумение. Они видят воскресшего Христа и не верят – теперь уже от радости, потому что слишком велико, слишком чудесно, слишком истинно – то, что открывает им Бог.
«Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда». Господь по воскресении Своем вкушает их простую земную пищу, чтобы они в Царстве Отца Небесного могли вкушать с Ним Его Божественную небесную пищу.
«И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах». Мы лучше бы понимали, что совершил Христос, если бы лучше помнили, что Он сказал. Все, что написано о Мессии в Ветхом Завете, должно было исполниться в Нем.
Все, что написано о Его страданиях и о Его Царстве, – в законе Моисеевом, пророках и псалмах. Как многоразлично Бог из глубины веков открывает Свою волю. И теперь Христос «отверз им ум к уразумению Писаний».
Господь дарует истинную веру, отверзая наши умы и сердца Духом Святым к познанию истины. Благодатные переживания вечной жизни и слово истины неотделимы друг от друга. И никто не может постигнуть мудрость Писаний без просвещения свыше. Великое благовестие о смерти и воскресении Христовом должно быть проповедано всему миру. «Так написано, – говорит Господь, – так надлежало пострадать Христу».
Идите, и скажите людям, что Христос пострадал, как написано о Нем. Идите и проповедуйте Христа распятого, не стыдитесь Его Креста и Его страданий. Скажите всем, что Он должен был пострадать, чтобы взять на Себя грехи мира. И что Он воскрес из мертвых в третий день – по Писаниям. Скажите всем, что Тот, Кто был мертв, – живой, и живет во веки, и имеет ключи смерти и ада. Отныне проповедь покаяния открывается роду человеческому светом Его победы. Покаяние в грехах должно быть проповедано во имя Христово и Его властью.
Идите и скажите всем людям, что они должны обратиться ко Христу Богу, и их сердца и жизнь должна измениться. Величайший дар прощения грехов предлагается всем, и несомненно дается всякому, кто кается и верует в Евангелие. Идите и скажите погибающему в отчаянии миру, что для всех есть надежда. Никто не исключен, и апостолы должны начать от Иерусалима, откуда занялась заря дня Господня. Так ярко первое сияние славы воскресшего Искупителя, что проповедники Его могут смело смотреть в лицо всем врагам Божиим.
Скоро благодать Воскресения прольётся на всю Церковь, и великое множество людей станут причастниками ее. «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас, – говорит Христос, – и вы облечетесь силою свыше». Не мерою они примут Духа Святого со всеми Его дарованиями, необходимыми для их служения. Апостолы Христовы никогда не могли бы покорить мир Евангелию, если бы они не были облечены этой силой. Это сила свыше была обещана Отцом Небесным.
Потому она несокрушима, а благодатные действия ее неисчислимы. Христовы посланники должны ждать, пока они обретут силу. Хотя в мире не может быть ничего более неотложного, чем проповедь Евангелия, но проповедники его должны оставаться на том месте, где Христос был распят и воскрес, пока не облекутся силою свыше. И, наконец, само вознесение Господа на небо, о котором Евангелие повествует в немногих словах. Как торжественно Господь прощается со Своими учениками!
Сойдя с небес на землю в Своем Воплощении, Он завершает Свое служение, и теперь возвращается на небо, чтобы всегда пребывать там. Его вознесение было в Вифании, близ Иерусалима, на горе Елеонской. Там был сад, в котором начались Его Крестные страдания, там была Его молитва до кровавого пота. Вифания означает дом печали. Кто хочет взойти за Господом на небо, должен начинать свое восхождение от дома скорбей и печали. И отсюда недавно начинался Его торжественный вход в Иерусалим.
Кого Господь избирает быть свидетелем Своего вознесения? Тех, кому Он явился по Своем воскресении. «И, подняв руки Свои, Он благословил их». Он прощается с ними, даруя им Свою любовь. Он оставляет позади Себя благословение. Он благословляет их, чтобы показать им, что, возлюбив сущих с Ним в мире, Он возлюбил их до конца. «И когда благословлял, стал оделяться от них». Это значит, что после Его прощания с ними не прекратится Его благословение. Он начал благословлять их на земле, и на небо Он восходит, продолжая благословлять их.
«Он стал отделяться от них». Он показует нам путь. Тот, Кто любит нас и молится за нас, и просвещает нас, должен оставить нас. Кто знал Его по плоти, уже не будут так знать Его. «Он стал отделяться от них и возноситься на небо». Не было нужды ни в огненной колеснице, ни в огненных конях, – Он знал путь.
При вознесении Господа ученики поклонились Ему. Облако, принявшее Его и разлучившее Его с ними, не могло заслонить их от Него. «Они возвратились в Иерусалим» с великой радостью. Они пришли в Иерусалим, и оставались в нем, прославляя Бога. С ними произошла чудесная перемена. Когда Христос сказал им на Тайной Вечере, что уходит от них, их сердца исполнились печали. А теперь – великой радостью. Они пребывают в непрестанной молитве, в ожидании исполнения Отчего обетования.
Они постоянно находятся в Храме, подобно их Божественному Учителю, когда Он был в Иерусалиме. Ветхозаветные храмовые жертвы упразднены Христовой жертвой, и пока они уготовляют свои души к принятию Святого Духа, чтобы сообщить всему человеческому роду весть о спасении, – Крестом Христовым, Его воскресением и вознесением.
При Вознесении Христа присутствовали все Апостолы, собравшиеся на горе. Это была их последняя совместная встреча. Однако это было не последнее явление Христа.
Позднее он являлся в видении апостолу Павлу на пути в Дамаск, апостолу Иоанну на острове Патмос, да и другим, как апостолам, так и мученикам, святителям и исповедникам на протяжении всей истории христианской Церкви.
Но придет день, и день тот не за горами, когда увидят Его все праведники, крепко верившие в Него на протяжении своей жизни. И соберутся около Него на небесах все те, кто на земле крещен был во имя Его не только водой, но и Духом, и Огнем. И войдут они в радость Его, Которую Отец Небесный приготовил всем избранникам Своим, и воспримут радость невиданную, неслыханную, небывалую. Аминь
Протоиерей Александр Шаргунов
ВОЗНЕСЕНИЮ ГОСПОДНЮ
Тропарь, глас 4
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником, /
обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением, /
яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак, глас 6
Еже о нас исполнив смотрение, / и яже на земли соединив Небесным, /
вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / никакоже отлучаяся, /
но пребывая неотступный, / и вопия любящим Тя: /
Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Величание
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем еже на Небеса /
с пречистою Твоею Плотию / Божественное вознесение.
Задостойник, глас 5
Величай, душе моя, / вознесшагося от земли на небо / Христа Жизнодавца.
Тя паче ума и словесе Матерь Божию, / в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, /
вернии, единомудренно величаем.