Великомученик Феодор Тирон

Святой мученик Феодор Тирон родился в Евхаитах (ныне деревня Бейузю, Турция), был воином мармаритского полка в городе Амасии Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся вдоль берега Понта Эвксинского, т. е. Черного моря). Прозвище его Тирон происходит от латинского tiro, что значит «новобранец», «рекрут». Святой мученик Феодор Тирон был воином в г. Аласии Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся вдоль берега Понта Эвксинского, т. е. Черного моря), под начальством некоего Вринка.

великомученик Феодор Тирон

Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился.

Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный вновь к правителю, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осуждён на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошёл на костёр и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу.

Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии (305-311). Неповреждённое огнём тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освящённый во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.

Через пятьдесят лет после кончины святого мученика император Юлиан Отступник, ненавидевший христиан и знавший, как строго они постятся в первые дни святой Четырехдесятницы, велел правителю Константинополя тайно убрать с городских рынков всю обычную снедь. Взамен же положить ту, что накануне была принесена в жертву идолам и считалась христианами оскверненной.

Повеление императора было исполнено, но успеха не имело. В ограждение святого поста Господь явил знамение: Константинопольскому Патриарху Евдоксию явился во сне святой великомученик Феодор Тирон и повелел всем верующим не покупать на рынках оскверненную пищу, а тем, кто не имеет пищевых запасов, сделать коливо (вареную пшеницу с медом).

Христиане всю неделю ели коливо и сохранили себя от осквернения. Святая Церковь до сих пор совершает в пятницу первой недели Великого поста молебный канон святому Феодору Тирону и благословляет в его честь коливо.

Коливом, также именуемым сочиво или кутья, принято поминать усопших и употребляют в сочельник Рождественский или Крещенский. Готовят его из распаренных зёрен пшеницы, риса и других круп с мёдом, орехами, сухофруктами и маком.

В конце первой седмицы Великого поста коливом не поминают усопших, а вспоминают чудо, которое совершил святой Феодор Тирон в IV веке при императоре Юлиане Отступнике.
Более полутора тысяч лет отделяют нас от тех событий, но Церковь неизменно напоминает нам о них. Христиане, которых Феодор Тирон спас от осквернения, в знак благодарения благодетелю совершили ему празднование, приготовив коливо. И с тех пор, доныне мы, возобновляя чудо, чтобы столь славное дело мученика со временем не было забыто, почитаем память великомученика Феодора освящением колива.

В эти святые дни Великого поста полезно будет еще раз задуматься о необходимости его соблюдения.

Мучение св. вмч. Феодора Тирона. Роспись. Греция. МетеорыИздревле православные христиане чтили пост как божественное установление, признавая его нарушение одним из тяжких грехов. А сейчас говорят, что пост не нужен и вреден для здоровья. Да и много ли сегодня соблюдающих пост среди тех, кто считает себя православным? Предки наши строго постились и были вполне здоровы, и сил хватало им на многие дела и многие годы. Все подвижники Церкви питались очень скудно, но, тем не менее, подвизались в самых великих подвигах и доживали до весьма преклонных лет.

Однако, сам по себе телесный пост не приводит нас ко спасению. «Пища не приближает нас к Богу, – научает нас апостол Павел, – ибо, едим ли мы, ничто не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8). «Царствие Божие, – говорит он же, – не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Пост телесный необходим для обуздания нашей чувственности, — этим средством пользовались все великие подвижники, праведники и угодники Божии. Например, святой царь Давид свидетельствует о себе, что он «постом изнурял душу» свою (Пс. 34, 13).

Вот какое поучение, касающееся значения поста и, соединенных с ним других добродетелей, содержится в святоотеческих сказаниях. Однажды к преподобному Пимену собралось много простолюдинов, послушать его душеполезные беседы.

Обратившись к одному из них, святой старец сказал: «Теперь ты скажи нам что-нибудь назидательное». Тот сначала не знал, что сказать, а затем вспомнил одну притчу, слышанную им некогда от некоего старца.

«Один человек пожелал увидеть царя и просил одного из друзей проводить его к нему. Друг согласился, но сказал, что может проводить только до половины пути. Тогда этот человек обратился к другому другу, который согласился довести его до царского дворца. Наконец, он обратился к третьему другу, и тот согласился ввести его к самому царю».
«Что же значит эта притча?», – спросили простолюдины у рассказчика.

«Первый друг – это пост, который доводит нас до половины спасительного пути; второй – целомудрие или чистота души, доводящая до небес; третий друг – послушание, которое вводит нас к Самому Богу». Из этого все поняли, что пост необходим, но чтобы им угодить Богу, он должен быть соединяем с другими добродетелями. Будем же, в установленное святой Церковью время, поститься так, чтобы этим способом достигать победы над своей чувственностью, плотоугодием, самолюбием и гордостью.

Но не один пост плоти будем соблюдать, но наложим этот пост на все наши чувства; чтобы глаза наши не взирали с похотью, чтобы уши не слышали ничего нецеломудренного, чтобы язык не произносил слов осуждения, клеветы, брани и, наконец, чтобы всё наше тело не предавалось изнеженности, лености, но упражнялось в трудах, молитвенном стоянии и во всякой угодной Богу деятельности.

Великомученик Феодор ТиронА слова: «Бог у меня в душе» — сказать легко, не совершая при этом никакой работы над собой, никакого подвига – это пустые слова, и глубокое непонимание того, о чем мы говорим, когда произносим: «Бог у меня в душе», в лучшем случае у человека память о Боге, но не сам Бог. Бог в храме, а чтоб он был в душе – это весь смысл жизни. Чтобы быть христианином человек должен себя духовно обогащать, что немыслимо без молитвы и без поста.

И так, праздник святому великомученику Феодору Тирону связан с тем, что христиане смогли не осквернить себя и соблюсти пост в полноте. «Тирон» — переводится с латыни как новобранец. Он и есть воин Христов и, действительно, был римским легионером, который, как истинный христианин, отказался принести жертву идолам, за что был истязаем и сожжён на костре, но тело воина осталось неповреждённым. Тело святого мученика Феодора Тирона покоится в Константинополе, в храме его имени.

Будем верить и надеяться, что великомученик Феодор Тирон будет нам помогать, когда мы обратимся к нему за помощью, чтобы не осквернить себя никаким прикосновением к идоложертвенному,- а служение страстям: чревоугодию, сребролюбию и т.п. — и есть идолы.

Пост – это труд и даже подвиг, но, несмотря на это, все верующие христиане пост ждут, он желанный. Святые отцы называют его «весной для души», — когда человек окрыляется, отрывается от земных забот, от суеты мирской и погружается вглубь себя, отдаваясь покаянию и молитве, борьбе со страстями. В этот период актуализируется духовная жизнь верующего человека.

ФЕОДОРУ ТИРОНУ
Тропарь, глас 2

Велия веры исправления, / во источнице пламене, яко на воде упокоения, /
святый мученик Феодор радовашеся: / огнем бо всесожжегся, /
яко хлеб сладкий Троице принесеся. / Того молитвами Христе Боже / спаси души наша.

Кондак, глас 8

Веру Христову яко щит внутрь прием в сердцы твоем, /
противныя силы попрал еси многострадальче: /
и венцем небесным венчался еси вечно Феодоре, / яко непобедимый.
Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас!

И песнь 6, глас 6

Стра́нному ужаса́яся виде́ния твоего́, / архиере́й проти́во рече́: / ты кто еси́, го́споди, глаго́ляй мне? / Вразуми́ и научи́, ка́ко обря́щем скоре́йшую по́мощь? Фео́дор рече́: аз есмь я́вственно страстоте́рпец, и слы́ши: / пшени́цу свари́в раздели́ лю́дем, / и та́ко спасу́тся от скве́рных бра́шен преле́стника.
Слава: Коль ве́лие чу́до твое́, / и пресла́вное твое́ заступле́ние, Фео́доре! / Те́мже дерза́юще вси чи́сто к тебе́ прибега́ем, / и мо́лимся, спаси́ рабы́ твоя́.
И ныне, Богородичен: Све́та жили́ще, и прия́телище чи́стое Сло́ва была́ еси́, / Отца́ благоволе́нием, и к Тебе́ посеще́нием Ду́ха Свята́го, / те́мже мя просвети́.