Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподоблял воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».
Преполовение Пятидесятницы — то есть ровно половина (25 день) между Пасхой и Троицей. Праздник этот древний и в народе любимый. Особенность его — освящение воды на святых источниках. Есть и у нас такой источник с удивительной историей о которой даже многие мои земляки ничего и не ведают.
В 18 километрах от города Антрацит и в 12 от Ровенек по дороге в Луганск находится известная многим Антипьевская балка. К названию мы как-то привыкли и очень редко задаемся вопросом: почему в глубине земли славянской находится место, названное именем святого, жившего в Малой Азии в первом веке?
В давние времена в православной Руси существовал благочестивый обычай сходить на богомолье в Иерусалим. Причем это не было прерогативой класса имущих. Очень многие крестьяне бывали на Святой Земле. Эти «эксплуататоры-крепостники» почему-то отпускали на полтора года в Иерусалим своих «замученных барской неволей» крепостных, да на дорогу денежку давали. Тысячи шли к гробу Господню и возвращались, благодаря Бога и своего «эксплуататора».
Одна из таких групп паломников из Богучаровского уезда Воронежской губернии остановилась на ночлег в балке, что в 11 верстах от Ровенецкой слободы. Помолившись, потрапезничали, запивая чудно-вкусной из обильной криницы, и легли почивать. То, что произошло дальше, можно назвать только чудом.
На протяжении всей истории человечества зубная боль являлась, да и является, одним из самых страшных Божьих наказаний за грехи наши. Представьте страдания не столь давних наших предков без анальгина и стоматолога. Проснулись утром богучаровские паломники не только в прекрасном здравии, но и с исцеленными зубами. Старший из них, набирая воду, в струях родника увидел незнакомый дивный образ в архиерейском облачении.
Подивившись увиденному и свершившемуся, помолившись, паломники пошли дальше, благодаря Бога и незнаемого святого, столь чудно их исцелившего.
Вернувшись домой, они, прежде всего, зашли в церковь, дабы поблагодарить Бога за благополучное возвращение. В темном углу храма Божия и увидели образ, в струях воды им явленный. Над нимбом свято-церковно-славянской вязью было написано: «Священномученик Антипий, Епископ Пергамский».
Слух о столь чудном источнике быстро пронесся по югу России. К этой кринице пошли верующие, больные и здоровые. В те времена лечением зубов обычно занимались ветеринары и коновалы, то есть те, кто занимался скотом. Не удивительно, что священномученик Антипий являлся их небесным покровителем. К святому месту потянулись мелкие и крупные скотопромышленники, и очень быстро (еще одно чудо!) здесь загудела ярмарка самой разнообразной худобы.
Сюда ехали и шли из Воронежа и Дона, из Херсона и Полтавы. Ярмарка шла на четвертой неделе по Пасхе, когда празднуется Преполовение (25 дней между Пасхой и Троицей). Преполовение — всегда среда, причём дождливая. В этот день ярмарка затихала, ибо на источник шел крестный ход из слободы Ровенецкой и из села Ребриково и Картушино. Совершалось моление с водосвятием. А в 1914 году ярмарки прекратились, чтобы возродиться во времена НЭПа, но не надолго. В начале 30-х заключать сделки и договоры уже было некому, да и не о чем. Крестные ходы и молебны еще несколько лет периодически совершались, а затем были запрещены. Безбожной власти не нужен был Бог и тем более наши зубы… Но во времена хрущевские, ребриковский председатель колхоза разрешил крестный ход с одним условием: «Дождика попросите, только отсеялись». Дождик пошёл, а председатель положил на стол партбилет и до конца свои дней выше звания «колхозник» не поднялся.
С 1991 года возобновилась давняя традиция молебного паломничества на источник священномученика Антипы. Каждый год в Преполовение сюда приходят верующие и священство из Ровенёк, Ребриково, Ясеновского. Соборно совершается молебное пение на этом святом месте и освящается вода.