Святитель Михаил — первый митрополит Киевский и всея Руси

Святой Михаил был первым митрополитом Киевским и Всероссийским и управлял нашей Церковью во дни святого равноапостольного князя Владимира.
Завоевав греческий город Корсунь1, князь Владимир принял там святое крещение и вступил в брак с царевной Анной, родной сестрой византийских императоров2.

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси
Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси

Но имея твердое решение просветить светом Христовой веры всю великую державу свою, равноапостольный князь вслед затем из Корсуни же послал в Царьград посольство к императорам и патриарху с просьбой прислать пастырей церкви для крещения русской земли, омраченной тьмой идолослужения, и для управления Русской Церковью.
Патриарх Константинопольский святой Николай Хрисоверг3 вместе с собором епископов избрал и поставил митрополитом на Русь Михаила, премудрого разумом, учительного и святого житием.
Не сохранилось известий об обстоятельствах жизни святого Михаила до поставления его митрополитом; даже о происхождении святителя летописи повествуют разное: одни называют его сирийцем, другие болгарином.
Получив от патриарха напутственное наставление, святой Михаил отправился к князю Владимиру в сопровождении духовенства, предназначенного помогать ему в управлении, — шести епископов и многочисленных пресвитеров и клириков. С великою радостью и торжеством князь встретил святителя, и вскоре после того вместе с ним и с супругой, царевной, поспешил к стольному Киеву.
Шествие заново крещенного князя и новопоставленного митрополита к матери градов русских было как бы священным походом для искоренения языческого многобожия и идолослужения в отчине Владимира.
Они везли с собой святые мощи, кресты, иконы и священные церковные сосуды. Их сопровождало крестоносное воинство — пастыри церкви, пришедшие из Греции и взятые из завоеванной Корсуни.
Все краткое время управления святого Михаила Русской церковью протекло в апостольских трудах: в проповеди Евангелия язычникам, в крещении их и утверждении в вере новопросвещенных. По словам церковного песнопения4, святой Михаил «нищетой неверия одержимой земле Российской принес от Царствующего града Евангелие Христово и это даровал ей».
Первым делом святителя на месте его архипастырского служения было крещение семейства князя, — его сыновей; за ним последовало крещение дружинников князя, бояр.
Наша Церковь ублажает святителя Михаила, как крестителя стольного Киева, и воспевает: «Красуется град Киев до днесь ризою крещения одеян от тебе, святителю». С великим трудом, но и с великим успехом совершено было это важное дело.
Святой митрополит, епископы и многочисленные пресвитеры наставляли темный народ вере Христовой, приготовляя его к восприятию святого крещения, разрушая его языческие суеверия, «сечивом евангельского учения, посекая идольское изваяние».
В это время князь Владимир содействовал успехам их проповеди своей властью: он повелел слугам своим сокрушить идолов и надругаться над ними, а народу от мала до велика — мужам и женам, знатным и простым, рабам и свободным, идти в назначенный день на реку креститься. И собрались жители Киева на берег Днепра для крещения, которое совершил святой Михаил с многочисленным духовенством в присутствии князя, его семейства и бояр.
Крещением Киева положено было прочное начало к просвещению Руси светом евангельской истины: вера Христова, которую исповедывали князь и бояре, стала верою и русской столицы.
Но теперь надлежало сделать ее верою всей земли русской от конца до конца, всей земли, которую обнимала власть Владимира и для церковного управления которой поставлен был святой Михаил. Самому святителю надлежало собрать стадо словесных овец, чтобы быть их пастырем и учителем. И потому ревностный архипастырь, при содействии равноапостольного князя, стремится насаждать по градам русской земли веру Христову.
Святая Церковь чтит святого Михаила, как свидетеля истины и проповедника Евангелия Христова, истребившего «терние многобожия и всеявшего семя добро плодовитое в земле Российской». Главнейшими городами Руси после Киева в то время были: Новгород Великий, столица северных владений князя Владимира, и Ростов Великий, главный город Залесской земли5. В эти два города святой Михаил совершил путешествия для обращения язычников в Христову веру.
Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси
Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси

В 990 году, в сопровождении епископов, княжеского воеводы Добрыни и Анастаса Корсунянина6, святитель посетил Новгород; здесь сокрушил идолов, многих крестил, построил несколько церквей и поставил к ним пресвитеров. На следующий год такое же путешествие с проповедью Евангелия святой Михаил предпринял в Ростов. Успех его проповеди на этот раз был значительнее: он крестил без числа людей, воздвиг много церквей, поставил к ним пресвитеров и диаконов, установил чин церковного богослужения и управления.
В 992 году святой митрополит Михаил скончался. Святой Владимир неутешно скорбел и плакал, так как в почившем святителе лишился не только доброго и ревностного пастыря, но и мудрого советника своего в делах государственного управления.
Еще вслед за крещением Киева святой Михаил благословил князя Владимира создать Десятинный храм в честь Пресвятой Богородицы. Святитель не дожил до окончания его постройки, но этот храм принял его останки, послужив местом его погребения7.
Обретенные нетленными в XII веке, мощи святого Михаила тогда же перенесены были в Киево-Печерскую лавру, в Антониеву пещеру, а отсюда в 1730 году перенесены в Великую Успенскую церковь лавры, где нетленно почивают и до сих пор8.
_____________________________________________________
1 Корсунь — иначе Херсонес Таврический — древний греческий город на юго-западном берегу Таврического полуострова или Крыма, вблизи нынешнего Севастополя. После него остались развалины.
2 Все это произошло в 988 году. Византийскими императорами в то время были Василий II Болгаробойца и брат его Константин VIII, сыновья императора Романа II. Почти все время они царствовали совместно: Василий с 975 по 1025 г., Константин с 979 по 1028 г., но настоящим правителем был Василий — наиболее способный и деятельный.
3 Св. Николай II Хрисоверг управлял Константинопольской церковью с 983 по 996 г.
4 В данном месте и в нижеследующих приводятся слова из службы святителю Михаилу.
5 Новгород стоит на реке Волхове при выходе его из озера Ильмень; ныне губернский город Ростов, при озере Неро, в настоящее время уездный город Ярославской губернии.
6 Добрыня — родной дядя Владимира по матери. Анастас Корсунянин — грек, предавший Корсунь Владимиру. Впоследствии он был старейшим священником при Десятинной церкви.
7 Десятинная церковь получила свое название от десятины (10-й части имения), определенной на ее содержание князем Владимиром; построена мастерами, вызванными из Греции, в продолжение семи лет (с 989 по 996 г.). До ее освящения мощи святого Михаила, вероятно, пометались временно где-нибудь в другом месте; впрочем, возможно, что были погребены и в недостроенном храме.
8 Память святого Михаила первоначально праздновалась 15 июня, по преданию, в день его кончины С 1730 года она перенесена на 30 сентября.

СВЯТИТЕЛЮ МИХАИЛУ
Тропарь, глас 4

Днесь пророчествие во апостолех Первозваннаго исполнися, / се бо на сих горах возсия благодать и вера умножися. / И иже неверием обветшавшии / божественною купелию отродишася / и быша людие обновления, царское священие, / язык свят, Христово стадо, / емуже ты первый пастырь явился еси, / яко первее Крещением послуживый. / И ныне, предстоя Владыце Христу Богу, / моли всем сыновом русским спастися, / имаши бо дерзновение, яко иерарх Божий и священнослужитель.

Кондак, глас 2

Моисей вторый России явился еси, отче, / пренесый мысленный виноград / от египетскаго идолослужения в землю, пророчествием предувидену: / будет, рече, утверждение веры на земли, / и на версех гор Киевских превознесется паче ливана / Плод, питаяй мира всего, / от Негоже вкусивше, / ублажаем тя, Михаиле, Божий иерарше.