В сердце Кремля, в величественном Успенском соборе – древней усыпальнице московских святителей вдумчивый богомолец, вспоминающий о начале Московской Руси не найдёт одной могилы – одно имя выпадает из общей череды.
Это имя митрополита Московского Алексия. Здесь покоятся его непосредственные предшественники митрополиты Пётр и Феогност, преемник – митрополит Киприан, чей путь на русскую митрополичью кафедру был особенно тернист и сложен, и многие другие, но чтобы молитвенно поклониться мощам святителя Алексия, нам придется отправиться в другой храм – в Богоявленский (Елоховский) собор. Туда, где рядом со своим небесным покровителем ныне покоится и Святейший Патриарх Московский Алексий II.
Святитель Алексий – не тот человек в истории Русской Православной Церкви, рассказ о котором можно уместить в двух словах или даже в рамках одной статьи. Его жизнь так наполнена драматическими событиями, что они могли бы составить канву захватывающего приключенческого романа, в котором нашлось место всему: путешествиям, пленению, политике, интригам, войнам и чудесам.
На духовном небосклоне святой Руси фигура святителя Алексия как звездами окружена целым сонмом святых не меньшей величины. Те, с кем он соприкасался практически ежедневно, также прославлены Церковью каждый по своим заслугам. Преподобный Сергий Радонежский, святые благоверные Великий князь Дмитрий, прозванный Донским и супруга его Евдокия, в иночестве Евфросиния…
Но кроме духовного, наша история имеет и другие измерения. Жизнь и деятельность святителя Алексия даёт нам богатую пищу для размышлений в разных направлениях, поскольку, обращаясь к его личности, мы видим не только святого, монаха, подвижника, архиерея, но и, цитируя современную «Православную энциклопедию», государственного деятеля, дипломата.
Чтобы понять, в какой ситуации пришлось действовать митрополиту Алексию, нужно вспомнить расстановку сил на тогдашней политической арене. Московское княжество ещё слабо, с одной стороны оно подчинено Орде, с другой ему постоянно угрожают соседи: Суздальские и Тверские князья.
Стремительно набирает силу княжество Литовское, чьи правители, не оставляя язычества, умело лавируют между Православием и Католичеством, раскалывая русскую митрополию ради собственной выгоды. Кроме того, Русская Церковь не самостоятельна в своих решениях: всё приходится делать с оглядкой на Константинополь, куда московских архипастырей постоянно вызывают для решения спорных вопросов.
Обстановка очень динамична: смерть одного из князей порождает волну претензий и усобиц между другими. Политические весы постоянно качаются, слабеет то одна, то другая сторона: интриги и политическая нестабильность в Византии влечет за собой нестроения на Руси, т.к. два враждующих Патриарха могут поставить на престол разных претендентов.
Ослабление Орды и раздоры среди ханов казалось бы должны сыграть на руку московским князьям, но этим пользуется в первую очередь литовский князь Ольгерд. Бывшие враги завтра становятся кровными родственниками, а родственники – кровными врагами. Человеческий фактор очень силён, и духовному владыке невозможно не принимать чьей-то стороны. Митрополит Алексий сумел сделать свой исторический выбор, ещё при жизни своей став покровителем державы и правящей династии.
Великий архипастырь и мудрый правитель
Высокая судьба, ему, первенцу знатных кровей, сыну боярина Федора Бяконта и его жены Марии, казалось, уготована от рождения. Перебравшись из Чернигова в Москву, семья будущего первосвятителя заняла заметное место среди московского боярства. Младшие братья святителя Алексия стали родоначальниками знаменитых родов Фофановых и Плещеевых. Крёстным отцом младенца был княжич Иоанн Данилович (позже получивший прозвище Калита).
По преданию, Господь Сам призвал будущего первосвятителя, во сне пообещав ему, увлекавшемуся ловлей птиц, сделать его «ловцом человеков». Так в возрасте около двадцати лет юноша принял постриг в одном из московских монастырей.
Был ли это, как свидетельствует житие преподобного Сергия Радонежского, Богоявленский монастырь в в Загородье (современный Китай-город), достоверно неизвестно, но вероятно тогда инок и познакомился со старшим братом преподобного Сергия Стефаном.
Через много лет, инок Алексий привлек внимание Великого князя Семёна Ивановича и митрополита Московского Феогноста, получил назначение на Владимирскую кафедру и вскоре ещё при жизни митрополита Феогноста стал считаться его преемником.
Почти год митрополит Алексий дожидался в Константинополе настольной патриаршей грамоты, которая бы официально сделала его митрополитом Киевским и всея Руси. Вскоре ему придётся снова возвращаться сюда и подтверждать свои права в споре с литовцем митрополитом Романом, ставленником князя Ольгерда. Не умолчим о том, что в любую поездку, в Константинополь ли, в Орду ли, с пустыми руками никто не отправлялся.
Князь Ольгерд, один из лучших военачальников своего времени, был сильным и опасным соперником православной Москвы. Московский летописец с восхищением отмечал, что этот князь «не пил вина, ни пива, ни кваса, имел великий разум и подчинил многие земли, втайне готовил свои походы, воюя не столько числом, сколько умением». Крестился Ольгерд, по преданию, только на смертном одре, хотя если верить немецким историческим источникам, так и умер язычником.
Именно Ольгерд убедил вернувшегося из ссылки Патриарха Каллиста поставить Романа митрополитом для православных епархий Великого княжества Литовского. В случае отказа литовский князь грозил принять католичество. Именно из тех времён растут горькие корни сегодняшней религиозной ситуации на Украине.
Одна из поездок в Константинополь чуть не стоила митрополиту Алексию жизни: на обратном пути его корабль попал в бурю, святитель чудом уцелел, дав обет выстроить монастырь в честь того праздника, в который он ступит на землю. Такова история основания Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
Часто приходилось митрополиту Алексию бывать и в Орде. Особо известен эпизод исцеления им ханши Тайдулы от глазной болезни. С Ордой святитель всегда стремился поддерживать ровные дипломатические отношения, для ханов же это означало только одно: постоянные подношения и непременная выплата дани.
Управляя своей митрополией, святителю Алексию приходилось много путешествовать и не раз рисковать жизнью. В 1359 году во время смоленско-московско-литовских военных действий, митрополит Алексий отправился в Киев, был захвачен Ольгердом, ограблен и заточен. Милостию Божией святителю удалось бежать в Москву.
Одной из главных заслуг митрополита Алексия стала его опека над осиротевшим Великим князем Дмитрием Иоанновичем, примирение его с претендовавшим на Владимирское княжение князем Дмитрием Константиновичем Суздальским посредством династического брака между отпрысками княжеских родов: Дмитрием Московским и Евдокией Суздальской, дочерью князя Дмитрия Константиновича.
Этот политически необходимый брак впоследствии дал Руси двух святых, составивших одну из самых прекрасных и достойных многодетных семей, чей пример особенно востребован в наши дни.
Справедливости ради надо сказать, что потомки Дмитрия Донского не сохранили между собой мира и вели порой жесточайшую борьбу за власть. Думается, одной из причин конфликта стало то, что Василий Дмитриевич, старший сын Дмитрия Донского, оказавшись в плену в Орде, бежал оттуда благодаря князю Ольгерду, который потребовал чтобы наследник Московского престола женился на его дочери. Так литовское влияние проникло в самое сердце великокняжеской семьи и принесло печальные плоды. Но это случится позже.
Пока же Ольгерд, ведущий борьбу с немецкими рыцарями, использует походы на московские земли в качестве лёгкого пути сбора необходимых для продолжения войны средств. Литовцы огнём проходят по Московской Руси, и в 1368 году осаждают саму Москву. Вместе с Дмитрием Московским и его двоюродным братом Владимиром Серпуховским в осаждённой Москве находился и митрополит Алексей. Через два года литовцы снова придут под стены Кремля, но, к счастью, снова не возьмут города.
Будучи регентом при малолетнем князе Дмитрии Московском, митрополит Алексий последовательно проводил политику, направленную на создание союза русских княжеств, могущего противостоять Орде. Не раз посланником митрополита Алексия к князьям становился ни кто иной, как сам Сергий Радонежский, выполнявший трудные дипломатические поручения.
Иногда политика требовала очень жёстких решений. Так, приглашенного в 1368 году в Москву князя Михаила Александровича Тверского с ведома митрополита Алексия заключили в темницу, хотя прежде князю была обещана неприкосновенность.
Тем не менее, политика Москвы дала свои плоды: государство крепло и развивалось, а бесконечное соперничество князей уходило в прошлое.
Не будем идеализировать отношения святителя Алексия и Великого князя Дмитрия: не во всём они были одинаково единодушны. Предчувствуя кончину, митрополит Алексий желал видеть на первосвятительском месте достойного преемника и надеялся, что им станет Сергий Радонежский, но тот категорически отказался.
Дмитрий Донской имел на этот счёт свои планы и, не смущаясь противодействием и осуждением со стороны духовенства, продвигал к первосвятительскому престолу своего ставленника, наскоро постриженного в монахи священника Митяя. Митрополит Алексий не благословлял выбора князя, считая, что епископом может быть лишь инок, прошедший все ступени монастырской жизни.
Великий князь Дмитрий Донской, воспитанный одним святым, долго не смирится с назначением московским митрополитом другого будущего святого – митрополита Киприана. Так история Руси даёт нам удивительный урок: человеческие страсти, надежды и упования пред лицем Господа словно выцветают, являя миру совсем другие свои стороны, как на амальгаме проявляя скрытые доселе достоинства и добродетели.
Конечно, наш рассказ о святителе Алексие не полон. Мы не успели рассказать о его вкладе в развитие и укрепление монашеской жизни на Руси, о его письменном наследии. Интересно, например, что в одной из проповедей святитель, обращаясь к пастве вполне по-современному призывал её к благоговейной тишине в храме…
Святитель Алексий достиг глубокой старости – 78 лет, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 года и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом, после чего стали чтить память великого святителя и молитвенника за Русскую землю.
Житие и обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси
Митрополит Алекси́й (в миру Елевферий Фёдорович Бяко́нт) родился между 1292—1305 годами в Москве в знатной семье Фёдора (по прозвищу Бяко́нт) и его жены Марии, выходцев из Черниговских бояр Колычевых. Боярами были его младшие братья — Феофан (Фофан), родоначальник Фофановых, и Александр Плещей, родоначальник Плещеевых.
При святом Крещении ему дано было имя Елевферий, восприемником его был сын святого благоверного князя Московского Даниила Александровича — княжич Иоанн, будущий великий князь Московский, носивший постоянно с собой мешочек с деньгами для раздачи милостыни, за что и был прозван Калита (т. е. “мешок с деньгами”).
На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос:«Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком.
Примерно до 40 лет Алексий вёл монашескую жизнь. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь в Загородье (современный Китай-город), где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители — старец Геронтий и Стефан, старший брат преподобного Сергия Радонежского, с которым они вместе пели на кли?росе и духовно любили друг друга.
Благочестивая жизнь и высокий ум инока Алексия привлекли к нему внимание митрополита Феогноста, святителя Московского, в то же время святой Алексий пользовался большим уважением у великого князя и бояр за свои мудрые советы не только в церковных, но и в гражданских делах. Митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. При занятиях судебными делами святитель коротко узнал людей и их слабости и приобрел обширные и точные сведения о церковных законах. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника.
При таком отношении к святителю-греку у Алексия появилась необходимость знать греческий язык, разговорный и письменный. В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал его преемником в 1354 году.
Митрополит Феогност и великий князь Иоанн Иоаннович положили, на общем совещании, быть блаженному Алексию преемником Феогноста на митрополичьей кафедре. Об этом избрании тогда же написано было в Константинополь с просьбой «не поставлять никого другого в митрополита России, как преподобного Алексия, который много лет был наместником и жизни весьма добродетельной». В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. В 1356 году, чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху. Патриарх Каллист дал Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом «всечестнаго митрополита и экзарха».
На обратном пути во время бури на море кораблю грозила гибель. Алексий молился и дал обет построить храм святому того дня, в который корабль пристанет к берегу. Буря утихла, корабль пристал 16 августа. По этому обету был создан Андроников в честь Нерукотворного Образа Спасителя монастырь на Яузе в Москве (Андроников, по имени первого игумена монастыря). Святитель, обращаясь к преподобному Сергию, говорил: «Хочу, чтобы ты уступил мне одного из учеников твоих». И преподобный с любовью отдал ученика своего Андроника в настоятели новой обители.
Святитель Алексий всячески заботился о своей пастве — ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду.
Жена хана Джанибека Тайдула впала в тяжкую болезнь и ослепла. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил Тайдулу, угрожая, в случае отказа, разорением всей Русской земли. Смиренный святитель не считал себя достойным совершить чудо исцеления, но, имея твердую веру в Господа, для Которого все возможно, не отказался ехать в Орду ради блага и спокойствия своей Родины и паствы, за которых готов был принять и мученическую смерть. «Прошение и дело превышает меру сил моих, — сказал святой Алексий, — но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, — не презрит Он молитвы веры».
Перед отъездом в Орду святитель Алексий вместе с духовенством совершил молебное пение в Успенском соборе, у раки святителя Петра, и Господь дал ему знамение, укрепившее его дух: свеча у гроба святителя возгорелась сама собой. Утешенный Алексий разделил чудесную свечу на части, раздал ее в благословение предстоявшим и, сделав из остатка малую свечу, взял ее, и отправился в Орду.
Еще до его прибытия Тайдула видела святителя во сне в архиерейской одежде. Когда святой приблизился к Орде, Джанибек вышел ему навстречу и ввел его в свои покои. Святитель, начав молебное пение, велел возжечь малую свечу, привезенную им от раки святого митрополита Петра.
После долгой молитвы он окропил освященной водой ханшу, и та тотчас прозрела. Хан Джанибек с великим почетом и дарами отпустил митрополита в обратный путь. Сохранился ярлык, данный в ноябре этого года Тайдулой святителю Алексию, традиционный по содержанию: согласно нему, Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождается от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей.
Ханша Тайдула пожаловала также святителю земельный участок в Московском Кремле, на котором в 1365 году святитель Алексий заложил храм во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех и основал при нем Чудов монастырь. Это был благодарный памятник чуду, совершившемуся над царицей в день празднования чуду в Колоссах (6/19 сентября). Святитель со всей щедростью строил и украсил храм Архангела Михаила. Обеспечил содержание обители, где положил быть полному общежитию.
Когда скончался великий князь Иоанн, святитель Алексий оказался фактически одним из регентов при малолетнем Димитрии Донском, которого взял под свою опеку. Много пришлось святому владыке потрудиться в деле примирения строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы.
Возможностью нового подъема Московское княжество и его династия во многом обязаны святителю Алексию. Он был первым руководителем и помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства. В итоге, благодаря усилиям святителя Алексия, преподобного Сергия Радонежского и благоверного великого князя Димитрия Донского вокруг Москвы сплотилось большинство русских княжеств. Объединение их легло в основу великой победы русского народа на Куликовом поле в 1380 году.
Святитель Алексий способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. С его именем связано создание и возобновление ряда обителей в Москве и в Митрополичьей области: Спасо-Андроникова (1357), Чудова (около 1365) и Симонова (между 1375 и 1377) монастырей; по его благословению в 1360—1362 гг. был основанВведенский Владычный в Серпухове монастырь, возобновлены древние, но пришедшие в упадок Цареконстантиновский под Владимиром и нижегородский Благовещенский.
Монастырское предание приписывает ему также создание Алексеевского девичьего монастыря в Москве для своих сестер (около 1358). Он же подал совет великому князю Дмитрию Иоанновичу построить на Москве каменный кремль, безопасный от пожаров и надежный для защиты против неприятеля.
Святитель Алексий прожил около 80 лет. Приближаясь к концу своего жизненного подвига, он желал видеть своим преемником преподобного Сергия, игумена Радонежского, которого нередко посещал и совещался с ним о всем, что касалось церковных дел.
Он вызвал к себе в Москву Преподобного и среди беседы приказал принести золотой «парамандный» крест, украшенный драгоценными каменьями. Своими руками святитель возложил на Сергия золотой крест, «как бы в знак обручения святительского сана», однако Преподобный, по своему великому смирению, уклонился от этой чести.
Святитель Алексий не стал настаивать, провидя великое значение для Русской Церкви преподобного Сергия как «игумена всей Русской земли», и отпустил его с миром в обитель.
Скончался 12 февраля 1378 года «в заутренюю годину». Сохранилась духовная грамота святителя Алексия, в которой святитель завещает Чудову монастырю ряд принадлежавших ему родовых сел и свой «подолней садец», поручив обитель попечению великого князя Димитрия Иоанновича.
Перед своей блаженной кончиной в 1378 году митрополит Алексий, святитель Московский, завещал положить тело его в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем храма, не желая, по смирению своему, быть похороненным в храме. Но благочестивый великий князь Димитрий Иванович Донской (1363-1389), глубоко почитавший великого Святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в церкви, близ алтаря.
Местное почитание святителя Алексия началось, вероятно, вскоре после его кончины, ещё при жизни великого князя Димитрия Иоанновича. Свидетельством этого служит воздух сшитый в 1389 году княгиней Марией, вдовой великого князя Симеона Иоанновича Гордого, изображающий Нерукотворный Образ Спасителя с предстоящими, в числе которых четыре русских митрополита: Максим, Петр, Феогност и Алексий.
Митрополит Алексий был канонизирован в лике святителя через 50 лет после смерти. Его мощи были открыты 20 мая 1431 года, в царствование великого князя Московского Василия Васильевича Темного. При раке святителя Алексия в Чудовом монастыре хранились принадлежавшие ему, по преданию, облачения (саккос, епитрахиль и подризник) и посох. К выносному образу святителя Алексия в Чудовом монастыре был привешен золотой перстень — по преданию, подарок исцеленной ханши Тайдулы.
В XVI веке, когда дважды (в княжение Василия III и в царствование Феодора Иоанновича) остро вставал вопрос о рождении наследника престола, святитель Алексий начал почитаться и как покровитель и заступник правящей династии московских Рюриковичей.
20 мая 1431 года свод храма, в котором покоился Святитель, обрушился от ветхости. Во время построения нового храма были обретены нетленные мощи святителя Алексия. В 1485 году мощи Святителя были перенесены в храм, посвященный его имени. После уничтожения в 1929 году всего комплекса построек Чудова монастыря мощи святителя Алексия находились в музеях Московского Кремля. В 1947 году по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) они были переданы Русской Православной Церкви и помещены в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове, где и покоятся до настоящего времени.
Собором русских святителей было установлено празднование митрополиту Алексию проводить дважды в год: в день его преставления — 12 / 25 февраля и в день обретения мощей — 20 мая / 2 июня.
АЛЕКСИЮ МОСКОВСКОМУ
Тропарь, глас 8
Яко апостолам сопрестольна / и врача предобра, и служителя благоприятна, / к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, / богомудре, чудотворче, / сошедшеся, любовию в память твою светло празднуем, / в песнех и пениих радующеся и Христа славяще, / таковую благодать тебе даровавшаго исцелений / и граду твоему великое утверждение.
Иной тропарь, глас 4
Апостольских догмат опасна хранителя, / Церкве Российския пастыря и учителя, / преблаженнаго Алексия святителя память празднующе, / славословим Христа Бога нашего песньми достодолжными, / даровавшаго нам угодника Своего, / яко обильный источник точащь врачевания, / граду же Москве похвалу и утверждение.
Иной тропарь, глас 8
Яко светоносная возсия днесь память твоя, славне, / верных озаряющи души и телеса, / и исцеления струи Богоприятными ти молитвами источаеши, / отче святителю Алексие, / темже тя молим, яко архиереом сопрестольна и чудодейственника изрядна, / иже Христову Престолу предстояй, / о нас не оскудевай моляся спастися душам нашим.
Кондак, глас 8
Божественнаго и пречестнаго святителя Христова, / новаго чудотворца Алексия, / верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго, / служителя же и учителя премудра земли Российстей. / Днесь, в память его притекше, радостно возопием песнь богоносному: / яко имея дерзновение к Богу, / многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: / радуйся, утверждение граду нашему.