В миру Тихонов Борис Дмитриевич, родился 22 мая 1889 года в городе Троицке Оренбургской губернии в семье городских мещан.
По окончанию в родном городе гимназии учился в Томской духовной семинарии. В 1911 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.
В 1913 году, во время учёбы, был пострижен в монашество в Александро-Невской Лавре и через полгода был рукоположен во иеромонаха.
В 1914 году был духовником больных и раненых воинов в подвозном автомобильном перевязочном отряде. В следующем году — духовник при втором Серафимовском лазарете. Военную службу закончил в звании полкового священника Терского казачьего полка.
В 1915 году закончил Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия и Петроградский археологический институт, где обучался для углубленного изучения церковной истории. Темой его кандидатской диссертации были древнерусские церковные облачения. В 1915-1916 годах был оставлен профессорским стипендиатом духовной академии при кафедре Церковной археологии.
В 1917 году поступил в число братии Александро-Невской Лавры. В 1918 году был назначен правителем дел лаврского духовного собора. Его силами при Лавре было создано Александро-Невское братство, в котором он возглавил кружок любителей православного богослужения. Управлял одним из братских хоров, играл на скрипке. Благодаря владыке Иннокентию основой жизни братства стали ежедневные Литургии.
С 1919 года занимал должности в Русском отделении Академии истории материальной культуры.
В 1921 году был возведен в сан архимандрита.
Служение Ладожским викарием, ссылки и заключения
9 апреля, в Вербное воскресенье 1922 года был хиротонисан во епископа Ладожского, викария Петроградской кафедры. Хиротонию совершил митрополит Петроградский священномученик Вениамин в сослужении викарием.
Вскоре после клеветнического показательного суда, приговорившего к смерти священномученика митрополита Вениамина и ряд других Петроградских клириков, был арестован. 1 июня 1922 года в Лавре, как лидер Александро-Невского братства, был взят под стражу и заключен в Доме политзаключенных. По делу петроградских православных братств владыка проходил как основной обвиняемый. Следователь в своем обвинительном заключении писал, что епископ Иннокентий:
«в присутствии женщин и детей устраивал продолжительные беседы не только на религиозные темы, но и касался вопросов государственной деятельности митрополита от 5 и 12 марта. Уверившись в сочувственном отношении массы к его беседам, он приступил к созданию примерного устава Братства. Закончив работу по этой отрасли, стал проповедовать под флагом религиозного возбуждения о деятельности прогрессивного духовенства, в беседах называл их большевистскими соглашателями.
Совместно с митрополитом разработал воззвание к Петроградской Православной епархии об отлучении последних из сана. Являлся прямым наставником демонстративного шествия его братчицами к ДПЗ по случаю ареста митрополита.»
Владыка Иннокентий выступал за отлучение от Церкви лидера обновленчества — Александра Введенского. В одном из доносов Введенскому «доброжелатель» писал: «Имейте в виду, что Ваше «отлучение» составлено Иннокентием Тихоновым и по его настоянию послано… Отец Иннокентий вернулся из Ладоги и всю ночь просидел у митрополита, составляя эту грамоту.»
14 сентября 1922 года по обвинениям в антисоветской деятельности был сослан на два года в Усть-Цильму Архангельскую губернию. Через год дело пересмотрели и Петроградское ГПУ вынесло решение об административной выселке. Чуть позднее по делу было принято новое решение: ссылка на два года в Туркестан по обвинению в «агитации против изъятия церковных ценностей.»
Вернувшись из заключения, 12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому священномученику Петру (Полянскому). В конце года, вероятно в декабре, был вновь арестован «за распространение литературы контрреволюционного характера» и приговорен к трём годам заключения в Соловецкий лагерь особого назначения.
После Соловецкой ссылки находился на высылке в Вологде.
Епископ Благовещенский, в Белбалтлаге
12 сентября 1930 года был назначен епископом Благовещенским, но принять назначение не смог, так как был осужден по делу епископа Архангельского Антония (Быстрова). По данному делу проходило 26 человек, включая епископа Иннокентия как «выступавшего в своих проповедях с критикой советской власти.»
В декабре 1931 года коллегией ОГПУ СССР по обвинению в «участии в контрреволюционной группировке духовенства Архангельска» был приговорён к трём годам заключения в Беломорско-Балтийском ИТЛ. 19 сентября 1932 года был уволен от управления Благовещенской епархией.
В лагере участвовал в проведении взрывных работ, где получив контузию, вскоре был освобожден.
Последние годы архиерейского служения и мученичество
С 1 ноября 1933 года — епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии.
В 1934 году снова был арестован.
С января 1937 года — архиепископ Харьковский, но на епархии не был.
5 апреля того же года — архиепископ Винницкий.
После того как году Винницкий кафедральный собор был закрыт, архиерей лишился места служения и поселился в пригороде Винницы, городе Хмельнике. По воспоминаниям его духовной дочери С. Чистоткиной «жил он там в очень трудных условиях, постоянно ожидая ареста.» Прожил в Хмельнике всего месяц, но и в течение этого короткого периода начал собирать духовенство, призывая его к активным действиям.
28 октября 1937 года владыку Иннокентия с большей частью винницкого духовенства арестовали, инкриминируя ст. 54-10, ч. 2 УК УССР (контрреволюция). Их содержали вместе с другими заключенными в здании на ул. Дзержинского. В камерах, рассчитанных в среднем на 16 человек, постоянно находилось более двухсот заключенных.
Если кому-нибудь нужно было передвигаться по камере, его поднимали и передавали над головами других узников. Возмущаться было бесполезно и небезопасно: охранники нередко стреляли в заключенных через окошко за громкие разговоры, пение. Заключенных постоянно избивали, заставляли простаивать перед следователем без сна и еды по несколько суток.
13 ноября в отношении него был проведен первый и единственный допрос. Архиепископ не назвал ни одной фамилии, отрицал обвинения, не соглашался со свидетельствами и ни в какие переговоры со следователем не вступал.
29 ноября 1937 года по приговору Винницкого НКВД был расстрелян в полночь, проведя в тюрьмах, лагерях и ссылках четверть своей жизни.
Память и почитание
Во время немецкой оккупации проводилась эксгумация останков погибших из общих могил жертв НКВД в Виннице: опознали 679 человек, и среди них — владыку Иннокентия.
О его трагической кончине долгое время не было известно православному священству. Только в 1943 году, после того как патриарх Сергий (Страгородский) обратился с письмом к правительству СССР об амнистии 26 заключенных священнослужителей, среди которых упоминалось имя архиепископа Иннокентия (Тихонова), стало известно о мученической кончине владыки.
Его сподвижник, один из немногих оставшихся в живых в годы гонений и ставший впоследствии митрополитом Гурий (Егоров) вспоминал:
«Владыка Иннокентий был ученый монах. Это был богословский ум, который любил постоянно рассуждать. Он был очень горячий, вспыльчивый; тогда с ним трудно было иметь дело. Мы с ним иногда спорили, расходились, но, конечно, только в мелочах. А в главном мы были с ним единомышленны. Владыка Иннокентий очень любил богослужение. Всё, начиная от его внешних форм и кончая его содержанием, он всегда стремился осмыслить. Богослужение совершал он особенно прекрасно. Он всегда горел душой.»
22 июня 1993 года был прославлен в числе новомучеников и исповедников Слободского края.
В 1998 году был посмертно реабилитирован зампрокурором Санкт-Петербурга.
1 апреля 2015 года решением заседания Священного Синода УПЦ днём памяти установлен 16/29 ноября, его имя внесено в новообразованный Собор Винницких святых.
Сочинения
Сохранились письма владыки из ссылки. В них он призывает братчиков держаться принятой в их среде строгой жизни, не оставлять добрых дел, не поддаваться на провокации обновленцев, но больше всего заботится об их церковном единстве:
«Берегите Братство, это святое общение в Церкви. Доселе вы очень дорожили зданием, иконами, украшениями и принадлежностями богослужения, колоколами. Кажется, все Господь возьмет на время или совсем от нас для того, чтобы мы восчувствовали не убор, не блеск, но самое Тело во Христе, самую Церковь, братское общение наше в благодати.»
ДНИ ПАМЯТИ
- 29 ноября
- 14 сентября – Собор Винницких святых и Собор новомучеников и исповедников Слободского края (Харьков.)