Священномученик Димитрий Добросердов

Священномученик Димитрий Добросердов
Священномученик Димитрий, архиепископ Можайский, (в миру Иван Иванович Добросердов)

Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий Доб­ро­сер­дов ро­дил­ся 22 ян­ва­ря 1864 го­да в се­ле Па­хот­ный Угол Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. По окон­ча­нии в 1885 го­ду Там­бов­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был на­зна­чен учи­те­лем зем­ской шко­лы в Мор­шан­ском уез­де, где ра­бо­тал до 1889 го­да. За это вре­мя он неод­но­крат­но по­лу­чал бла­го­дар­ность от Мор­шан­ско­го зем­ско­го со­бра­ния и Там­бов­ско­го гу­берн­ско­го учи­лищ­но­го со­ве­та за усерд­ные и успеш­ные тру­ды на по­при­ще на­род­но­го про­све­ще­ния. Же­нил­ся.
6 мая 1889 го­да Иван Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви се­ла Ма­мон­то­во Там­бов­ской гу­бер­нии, в ко­то­ром про­жи­ва­ло то­гда око­ло двух ты­сяч че­ло­век, и на­зна­чен за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем Ма­мон­тов­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы.
Вско­ре у от­ца Иоан­на умер­ли же­на и де­ти. Остав­шись один, он уехал из Там­бов­ской гу­бер­нии и в 1894 го­ду по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию. По окон­ча­нии ее в 1898 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия он был на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем 4-й Мос­ков­ской гим­на­зии и свя­щен­ни­ком гим­на­зи­че­ской церк­ви. 10 ап­ре­ля 1899 го­да мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и Ко­ло­мен­ский Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский) по­ста­вил иерея Иоан­на на­сто­я­те­лем Бла­го­ве­щен­ской церк­ви при гим­на­зии.
В том же го­ду Пе­да­го­ги­че­ское об­ще­ство при Им­пе­ра­тор­ском Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те из­бра­ло его сво­им дей­стви­тель­ным чле­ном, а от­де­ле­ние Пе­да­го­ги­че­ско­го об­ще­ства по во­про­сам ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния из­бра­ло его сво­им сек­ре­та­рем. 6 мая 1908 го­да за за­слу­ги по ду­хов­но­му ве­дом­ству он был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом. В это вре­мя мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Вла­ди­мир при­гла­сил от­ца Иоан­на к се­бе и ска­зал: «Отец Иоанн, у нас в ос­нов­ном два пу­ти: се­мей­ный путь и мо­на­ше­ский. Се­мей­ный путь для вас за­крыт. Я вам со­ве­тую при­нять мо­на­ше­ство».
Отец Иоанн со­гла­сил­ся и в де­каб­ре 1908 го­да в Смо­лен­ской Зо­си­мо­вой пу­сты­ни Мос­ков­ской епар­хии был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем ему име­ни Ди­мит­рий, воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та и на­зна­чен си­но­даль­ным риз­ни­чим и на­сто­я­те­лем церк­ви Две­на­дца­ти апо­сто­лов в Крем­ле.
В 1909 го­ду ар­хи­манд­рит Ди­мит­рий был на­зна­чен на­блю­да­те­лем по­слуш­ни­че­ских школ став­ро­пи­ги­аль­ных мо­на­сты­рей. В 1910 го­ду его из­бра­ли в дей­стви­тель­ные чле­ны цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ско­го от­де­ла при Об­ще­стве лю­би­те­лей ду­хов­но­го про­све­ще­ния. В это вре­мя он был так­же дей­стви­тель­ным чле­ном По­пе­чи­тель­ства над уча­щи­ми­ся в Москве сла­вя­на­ми Санкт-Пе­тер­бург­ско­го сла­вян­ско­го бла­го­тво­ри­тель­но­го об­ще­ства.
18 мая 1914 го­да в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля ар­хи­манд­рит Ди­мит­рий был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Мо­жай­ско­го, ви­ка­рия Мос­ков­ской епар­хии и на­зна­чен на­сто­я­те­лем Са­ви­но-Сто­ро­жев­ско­го мо­на­сты­ря. С то­го же го­да он стал ис­пол­нять обя­зан­но­сти за­ве­ду­ю­ще­го бо­го­слов­ски­ми пе­да­го­ги­че­ски­ми кур­са­ми в Москве. То­гда же на него бы­ло воз­ло­же­но глав­ное ру­ко­вод­ство и на­блю­де­ние за из­да­ни­ем на­уч­но­го ху­до­же­ствен­но-ил­лю­стри­ро­ван­но­го опи­са­ния Пат­ри­ар­шей риз­ни­цы.
В 1921 го­ду прео­свя­щен­ный Ди­мит­рий был на­зна­чен епи­ско­пом Став­ро­поль­ским. Об­нов­лен­цы в Став­ро­поль­ской епар­хии одер­жа­ли по­чти пол­ную по­бе­ду над пра­во­слав­ны­ми, ко­то­рые ли­ши­лись боль­шин­ства при­хо­дов. Од­ной из при­чин это­го бы­ло мас­со­вое уни­что­же­ние ду­хо­вен­ства в эпо­ху граж­дан­ской вой­ны в 1918-1921 го­дах. Под на­тис­ком об­нов­лен­цев епи­скоп Ди­мит­рий был вы­нуж­ден по­ки­нуть епар­хию и пе­ре­ехать в Моск­ву.
В 1922 го­ду пра­во­слав­ные Там­бов­ской епар­хии ве­ли упор­ную борь­бу с об­нов­лен­ца­ми. На пер­вых по­рах об­нов­лен­цам в неко­то­рых го­ро­дах уда­лось за­хва­тить боль­шин­ство хра­мов. В го­ро­де Коз­ло­ве к об­нов­лен­цам ото­шло че­тыр­на­дцать хра­мов, толь­ко два хра­ма оста­лись пра­во­слав­ны­ми. Пра­во­слав­ный на­род, од­на­ко, об­нов­лен­че­ские хра­мы не по­се­щал, а хо­дил в муж­ской Тро­иц­кий мо­на­стырь, рас­по­ло­жен­ный в трех ки­ло­мет­рах от го­ро­да. По­сле осво­бож­де­ния в 1923 го­ду Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на из за­клю­че­ния епар­хи­аль­ный со­вет го­ро­да Коз­ло­ва на­пра­вил в Моск­ву сво­их пред­ста­ви­те­лей с прось­бой на­зна­чить к ним пра­во­слав­но­го ар­хи­ерея.
26 сен­тяб­ря 1923 го­да прео­свя­щен­ный Ди­мит­рий был на­зна­чен епи­ско­пом Коз­лов­ским, ви­ка­ри­ем Там­бов­ской епар­хии и вре­мен­но управ­ля­ю­щим Там­бов­ской епар­хи­ей. По­сле при­ез­да прео­свя­щен­но­го Ди­мит­рия в го­род об­нов­лен­цы при­нес­ли по­ка­я­ние и все хра­мы за ис­клю­че­ни­ем од­но­го пе­ре­шли к пра­во­слав­ным. Прео­свя­щен­ный Ди­мит­рий слу­жил во всех хра­мах го­ро­да; он был пре­крас­ным про­по­вед­ни­ком. С те­че­ни­ем вре­ме­ни его по­пуляр­ность сре­ди пра­во­слав­ных все бо­лее воз­рас­та­ла.
Об­нов­лен­че­ско­му дви­же­нию в епар­хии гро­зи­ло пол­ное по­ра­же­ние. Упол­но­мо­чен­ный Там­бов­ско­го от­де­ла ОГПУ по Коз­лов­ско­му уез­ду пи­сал: «Во гла­ве ти­хо­нов­ско­го дви­же­ния в го­ро­де Коз­ло­ве и уез­де, а так­же всей Там­бов­ской гу­бер­нии сто­ит епи­скоп Ди­мит­рий, очень хит­рый и осто­рож­ный че­ло­век, поль­зу­ю­щий­ся гро­мад­ней­шим ав­то­ри­те­том сре­ди ве­ру­ю­щих, а в осо­бен­но­сти у ку­ла­ков и тем­но­го эле­мен­та. Епи­скоп Ди­мит­рий очень хит­ро про­во­дит по­ли­ти­ку на­зна­че­ния сво­их по­пов на ме­ста, за­ня­тые по­па­ми-об­нов­лен­ца­ми, то есть по­пу, об­ра­ща­ю­ще­му­ся к нему за на­зна­че­ни­ем. Он пред­ла­га­ет ид­ти в се­ло и до­стать от груп­пы ве­ру­ю­щих про­то­коль­ное по­ста­нов­ле­ние о же­ла­нии иметь по­слан­но­го епи­ско­пом Ди­мит­ри­ем по­па в при­хо­де; ко­неч­но, при та­ком под­хо­де к де­лу по­слан­но­му по­пу ни­че­го не оста­ет­ся де­лать, как ве­сти аги­та­цию про­тив на­хо­дя­ще­го­ся в при­хо­де по­па, об­ви­няя его в ере­ти­че­стве, ком­му­низ­ме и то­му по­доб­ном.
Со вре­ме­ни упразд­не­ния Епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния вся пол­но­та вла­сти пе­ре­шла в ру­ки епи­ско­па Ди­мит­рия… ко­то­ро­му… под­чи­ня­ют­ся по­пы, так как ина­че непод­чи­ня­ю­щий­ся при по­мо­щи аги­та­ции по­слан­ных Ди­мит­ри­ем по­пов рис­ку­ет по­те­рять ме­сто и пре­вра­тить­ся в ере­ти­ка. Бла­го­да­ря ав­то­ри­тет­но­сти и по­ли­ти­ке Ди­мит­рия, ти­хо­нов­ское дви­же­ние в го­ро­де Коз­ло­ве и уез­де рас­тет не по дням, а по ча­сам. Гро­мад­ней­шим злом для об­нов­лен­че­ско­го дви­же­ния яв­ля­ют­ся так­же мо­на­хи, на­зна­че­ние ко­то­рых Ди­мит­рий от­ри­ца­ет, ссы­ла­ясь на то, что и здесь он ни при чем, так как мо­на­хи опять-та­ки яв­ля­ют­ся из­бран­ни­ка­ми на­ро­да.
Воз­вра­ще­ние Пят­ниц­кой го­ро­да Коз­ло­ва церк­ви по рас­по­ря­же­нию ВЦИКа ти­хо­нов­цам от об­нов­лен­цев да­ло воз­мож­ность ещё бо­лее под­нять го­ло­вы ти­хо­нов­цам и еще бо­лее укре­пить свой ав­то­ри­тет, в част­но­сти ав­то­ри­тет епи­ско­па Ди­мит­рия… А все­го ду­хо­вен­ства, по­сле­до­ва­те­лей быв­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на, в го­ро­де Коз­ло­ве и уез­де име­ет­ся до 90%. В об­ла­сти ра­бо­ты сре­ди ду­хо­вен­ства на­ми при­ня­ты сле­ду­ю­щие ме­ры: про­из­во­дит­ся… сроч­ный учет все­го ду­хо­вен­ства, при­ни­ма­ют­ся ме­ры к рас­тор­же­нию до­го­во­ров групп ти­хо­нов­ско­го тол­ка в поль­зу об­нов­лен­цев… Пред­по­ла­га­ет­ся со­зда­ние Епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния с рав­ным про­цен­том ти­хо­нов­цев и об­нов­лен­цев…»
Ве­ли­ким по­стом 1925 го­да епи­ско­па Ди­мит­рия ста­ли ча­сто вы­зы­вать на до­про­сы в ОГПУ. Ино­гда по­сле до­про­сов он сра­зу шел в храм, где его жда­ли, чтобы на­чать бо­го­слу­же­ние. Вла­сти на­ста­и­ва­ли, чтобы вла­ды­ка по­ки­нул Коз­лов, но он от­ка­зы­вал­ся. Ему ста­ли угро­жать за­клю­че­ни­ем. В кон­це кон­цов он, ссы­ла­ясь на бо­лезнь серд­ца, по­про­сил вла­сти от­пу­стить его в Еги­пет для ле­че­ния. Ему был вы­пи­сан за­гра­нич­ный пас­порт, и он от­пра­вил­ся в ан­глий­ское по­соль­ство в Москве, чтобы по­лу­чить раз­ре­ше­ние на въезд в то­гдаш­нюю ан­глий­скую ко­ло­нию.
Бла­го­по­луч­но офор­мив все до­ку­мен­ты, прео­свя­щен­ный Ди­мит­рий на сле­ду­ю­щий день от­пра­вил­ся в Сер­ги­ев По­сад. Нужно было по­про­щать­ся с Алек­сан­дром Дмит­ри­е­ви­чем Са­ма­ри­ным, быв­шим ко­гда-то обер-про­ку­ро­ром Свя­тей­ше­го Си­но­да, с ко­то­рым вла­ды­ка был в дру­же­ских от­но­ше­ни­ях. На пу­ти к до­му Са­ма­ри­на его оста­но­вил вер­хо­вой, и епи­скоп был аре­сто­ван.

Арест и мученическая кончина

Священномученик Димитрий, архиепископ Можайский
Преосвященный Димитрий был назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии

Из тюрь­мы в Сер­ги­е­вом По­са­де он был от­прав­лен в тюрь­му на Лу­бян­ку в Москве, где про­был неде­лю, а за­тем с при­ка­за­ни­ем ехать в Коз­лов был осво­бож­ден. В Коз­ло­ве его аре­сто­ва­ли и пре­про­во­ди­ли в Там­бов. В Там­бо­ве епи­скоп Ди­мит­рий был осво­бож­ден из тюрь­мы и уехал в Моск­ву, где ему до­ве­лось на все­нощ­ной на­ка­нуне празд­но­ва­ния па­мя­ти ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны со­слу­жить Ме­сто­блю­сти­те­лю Пат­ри­ар­ше­го Пре­сто­ла мит­ро­по­ли­ту Пет­ру. Для Ме­сто­блю­сти­те­ля это бы­ла по­след­няя служ­ба, через три дня он был аре­сто­ван.
В 1926 го­ду епи­скоп Ди­мит­рий слу­жил в мос­ков­ских хра­мах и в Под­мос­ко­вье. В июле 1926 го­да вла­ды­ку вы­звал к се­бе упол­но­мо­чен­ный ОГПУ Туч­ков и по­тре­бо­вал, чтобы он по­ки­нул сто­ли­цу. Со­слав­шись на боль­ное серд­це, вла­ды­ка ска­зал, что уедет в Кис­ло­водск. Пе­ред отъ­ез­дом епи­скоп Ди­мит­рий по­шел к за­ме­сти­те­лю Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­ли­ту Сер­гию (Стра­го­род­ско­му), ко­то­рый, вви­ду чрез­вы­чай­ных об­сто­я­тельств по управ­ле­нию Цер­ко­вью в усло­ви­ях бес­пре­стан­ных го­не­ний, раз­де­лил Став­ро­поль­скую епар­хию на две и по­ру­чил епи­ско­пу Ди­мит­рию управ­ле­ние но­во­со­здан­ной Пя­ти­гор­ской епар­хи­ей.
Вла­ды­ка по­се­лил­ся в Кис­ло­вод­ске, где сни­мал ком­на­ту в рай­оне, ко­то­рый на­зы­вал­ся Ря­бо­ва Бал­ка, на окра­ине го­ро­да за же­лез­но­до­рож­ным вок­за­лом, непо­да­ле­ку от Пан­те­ле­и­мо­нов­ской церк­ви, в ко­то­рой он ча­сто слу­жил.
14 ап­ре­ля 1932 го­да епи­скоп Ди­мит­рий был воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па. А 23 мар­та 1934 го­да на­зна­чен ар­хи­епи­ско­пом Мо­жай­ским, ви­ка­ри­ем Мос­ков­ской епар­хии. В Москве вла­ды­ка по­се­лил­ся в сто­рож­ке при Ильин­ской церк­ви на Боль­шой Чер­ки­зов­ской ули­це, где и жил до аре­ста.
Ар­хи­епи­скоп Ди­мит­рий был снова аре­сто­ван 29 сен­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му. Сра­зу же по­сле аре­ста на­ча­лись до­про­сы, ко­то­рые 9 ок­тяб­ря бы­ли оформ­ле­ны в ви­де про­то­ко­ла и под­пи­са­ны ар­хи­епи­ско­пом. Ар­хи­епи­скоп Ди­мит­рий не при­знал се­бя ви­нов­ным и не со­гла­сил­ся ко­го‑ли­бо ого­во­рить.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди окру­жа­ю­щих за­яв­ля­ли о том, что в СССР су­ще­ству­ют го­не­ния на ре­ли­гию и ду­хо­вен­ство. Вы это под­твер­жда­е­те? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Я это не под­твер­ждаю, и об этом я ни­ко­му не за­яв­лял, – от­ве­тил ар­хи­епи­скоп.
– След­ствию из­вест­но о том, что вы рас­про­стра­ня­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные про­во­ка­ци­он­ные слу­хи, что яко­бы мит­ро­по­лит Петр рас­стре­лян со­вет­ской вла­стью. От­ку­да вам это из­вест­но?
– Мне из­вест­но от мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го) о том, что мит­ро­по­лит Петр в де­каб­ре 1936 го­да умер в ссыл­ке, а о рас­стре­ле его я ни от ко­го не слы­шал и та­ких слу­хов не рас­про­стра­нял.
Вме­сте с ар­хи­епи­ско­пом Ди­мит­ри­ем бы­ли аре­сто­ва­ны ар­хи­манд­рит Ам­вро­сий (Аста­хов), игу­мен Па­хо­мий (Тур­ке­вич), диа­кон Иоанн Хре­нов, мо­нах Вар­ла­ам (Ефи­мов), ино­ки­ня Та­тья­на (Бес­фа­миль­ная), ми­ряне Ни­ко­лай Рейн, Ма­рия Вол­ну­хи­на и На­деж­да Аж­ге­ре­вич. 17 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла аре­сто­ван­ных к рас­стре­лу.
21 ок­тяб­ря ар­хи­епи­скоп Ди­мит­рий (Доб­ро­сер­дов), ар­хи­манд­рит Ам­вро­сий (Аста­хов), игу­мен Па­хо­мий (Тур­ке­вич), диа­кон Иоанн Хре­нов, ино­ки­ня Та­ти­а­на (Бес­фа­миль­ная) и ми­ряне Ни­ко­лай Рейн, Ма­рия Вол­ну­хи­на и На­деж­да Аж­ге­ре­вич бы­ли рас­стре­ля­ны на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бе­ны в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.