Священноисповедник Вассиан (Пятницкий Владимир Васильевич), архиепископ Мичуринский родился 10 марта 1879 г. в семье купца 2-й гильдии, рано потерял мать, вместе с двумя сестрами воспитывался у бабушки.
После окончания гимназии Владимир Пятницкий в 1898 г. поступил на юридический факультет Московского университета, был одним из лучших учеников юриста проф. Ф. Н. Плевако. В годы учебы пришел к почти полному отрицанию веры. В результате тяжелой болезни вновь уверовал, стал очень религиозен.
Окончив в 1902 г. университет, по приглашению Плевако работал в группе молодых помощников присяжных поверенных, за короткое время стал известен в Москве. По настоянию отца женился, но вскоре брак распался по желанию супруги.
Осенью 1909 г., не поставив в известность никого, кроме самых близких друзей, Пятницкий оформил денежные дела в пользу сестер и поступил послушником в пустыню Параклит при ТСЛ, где был вверен старческому окормлению иером. Серапиона.
В анкете арестованного в рязанском деле Владимира приводятся др. сведения о начале монашеского пути будущего архиерея: там сказано, что молодой человек был послушником у старца Товии в Вифанском скиту под Сергиевским посадом (позднее г. Сергиев, ныне Сергиев Посад).
Весной 1910 г. Владимир перешел послушником в Лавру, где был определен в канцелярию, позднее — в академическую библиотеку.
В 1913 г. поступил вольнослушателем в МДА. 6 октября 1913 г. в Параклите ректором академии еп. Феодором (Поздеевским) был пострижен в мантию с именем в честь прп. Вассиана Константинопольского.
13 октября 1913 г. в Зосимовой в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы пустыни, еп. Феодором рукоположен во иеродиакона.
В начале первой мировой войны прмц. вел. кн. Елисавета Феодоровна предложила студентам академии, имевшим сан иеромонаха, служить в поездах, при которых действовали храмы. В ответ на этот призыв 15 августа 1914 г. иеродиакон Вассиан принял священническую хиротонию в Успенском соборе Лавры и отправился служить при санитарном поезде.
В 1916 г. вернулся в Лавру, в том же году за особые труды по обстоятельствам военного времени в поездах-складах императрицы Александры Феодоровны был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода.
В 1917 г. иеромонах Вассиан окончил МДА со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре библейской археологии и еврейского языка, которой руководил его наставник и друг проф. прот. Евгений Воронцов.
После закрытия лаврских храмов и МДА (в 1919 г.) иеромонах Вассиан служил в Пятницкой церкви в г. Сергиеве, где был образован приход из студентов академии и лаврских монахов. Вместе с архим. Варфоломеем (Ремовым) отец Вассиан фактически руководил жизнью Пятницкого прихода, но во избежание подозрений со стороны властей в подпольном существовании монастыря на приходе настоятелем храма по их прошению патриарх св. Тихон назначил прот. Евгения Воронцова.
Прихожанами Пятницкой церкви и духовными чадами иеромонаха Вассиана были монахини закрытого Кашинского в честь Сретения Господня монастыря Тверской губернии (игум. Нина, мон. Клеопатра (Палицына), схим. Надежда, мон. Зинаида, послушница Тавифа), поселившиеся на окраине Сергиева. Все они начинали свой монашеский путь в Дивеевской обители, и от них отец Вассиан воспринял особое почитание прп. Серафима Саровского.
Когда стало известно о подготовке вскрытия мощей прп. Сергия, иеромонах Вассиан бесстрашно обращался к народу с проповедями о значении Лавры и с призывами оградить ее от возможных нападений.
Присутствовать на вскрытии он отказался. По воспоминаниям С. А. Волкова, отец Вассиан обладал исключительным ораторским дарованием: «Его проповеди были поразительны и по содержанию, и по мастерству изложения… их слушали с напряженным вниманием и потом долго вспоминали о них в разговорах».
Иеромонах Вассиан «обладал незаурядным умом, отличался удивительно ясным и четким мышлением… И в жизни, и в мышлении… умел разграничить области веры и позитивного знания: в первой он был тверд и послушен, в другой — последовательно критичен и аналитичен». После окончательного закрытия Лавры в ноябре 1919 г. отец Вассиан и архим. Варфоломей поселились в доме проф. П. С. Казанского. Вскоре иеромонах Вассиан был возведен в сан игумена.
В начале 1921 г. патриарх Тихон обратился к Рязанскому и Зарайскому архиеп. Вениамину (Муратовскому) с предложением учредить в епархии на основании определения Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917—1918 гг. «О викарных епископах» «возможно в большем количестве викарные епископии». Средства на содержание викариев планировалось изыскать на местах.
Собрание духовенства и прихожан Егорьевска 27 марта 1921 г. поддержало предложение архиеп. Вениамина о создании викариатства, и вскоре на Егорьевскую кафедру был назначен игумен Вассиан.
Хиротония его во епископа Егорьевского, викария Рязанской епархии, состоялась 8 августа 1921 г.
29/30 октября 1921 г. Епископ Вассиан был арестован Рязанской губЧК в Егорьевске по обвинению в «вымогательстве и религиозном шантаже» (подразумевалось его согласие занять кафедру и принять содержание от приходов), помещен в Рязанскую тюрьму.
Жители Егорьевска и окрестных деревень 16 ноября обратились в Рязанский ревтрибунал с заявлением в защиту архиерея, в котором, в частности, говорилось, что епископ Вассиан «в основу своей работы на пользу Церкви и верующих положил только учение Христа Спасителя, раз навсегда при этом, определенно заявив о своем решении не допускать ни в стенах храма, ни вообще в своей деятельности никакой политики… Не зная за арестованным никакой вины перед законом страны… нижеподписавшиеся верующие (несколько сот чел.), как сознательные полноправные граждане РСФСР, обращаются в Рязанский ревтрибунал с убедительной просьбой при возможности немедленно освободить епископа Вассиана под полную их — граждан — ответственность».
Довольно быстро инициаторы обращения были установлены и арестованы. Однако «дело» было прекращено, в декабре 1921 г. всех арестованных должны были освободить «без предъявления обвинения». 2 января 1922 г. Епископа Вассиана доставили в Москву в Бутырскую тюрьму, из которой он был освобожден в феврале по ходатайству Политического Красного Креста.
После освобождения епископ Вассиан поселился в Москве на Плющихе, служил в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Бережках. Вокруг владыки Вассиана сформировалась большая духовная семья.
В Благовещенском храме трудились девушки и молодые женщины, они следили за чистотой в храме, украшали его цветами к праздникам. Летом всем приходом ездили в паломничества (в Киев, Саровскую и Дивеевскую пустыни).
Епископ Вассиан по-прежнему окормлял дивеево-кашинских сестер, которые приезжали к нему из Сергиева. Дружил с прихожанами, особенно с семьей юристов Краснопевцевых (Б. И. Краснопевцев, студент юридического факультета МГУ, был иподиаконом патриарха Тихона, который благословил Бориса стать старшим иподиаконом владыки Вассиана).
В конце сентября 1923 г. владыка Вассиан присутствовал на собрании епископов в Донском монастыре по вопросу о примирении с обновленцами, выступил против сближения.
Владыка Вассиан участвовал также в Архиерейском совещании РПЦ 12 апреля 1925 г. (погребение свт. Тихона), подписал акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. свщмч. Петру (Полянскому).
22 декабря 1925 г. владыка Вассиан вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС) во главе со Свердловским (Екатеринбургским) архиеп. Григорием (Яцковским).
29 января 1926 г. запрещен в священнослужении Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским).
28 мая 1926 г. за литургией в московском храме Вознесения Господня принес публичное покаяние и выступил с проповедью, в которой дал глубокий богословский анализ расколу. Кратковременное пребывание архиерея в расколе подорвало его авторитет среди верующих, его перестали приглашать для служения в московских храмах.
После того как в 1927 г. при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя был образован Временный Патриарший Священный Синод, владыка Вассиан подал прошение о назначении его на кафедру.
22 июня он был назначен епископом Козловским, временно управляющим Тамбовской епархией. Проживал в г. Козлове (с 1932 Мичуринск), приезжал в Москву для участия в заседаниях Синода. В Козлове епископ Вассиан подружился с семьей настоятеля Ильинского храма прот. Владимиром Нечаевым (отец Волоколамского митр. Питирима), архиерей назначил прот. Владимира благочинным храмов Козлова.
Также владыка Вассиан был близок с жившим в то время в городе схиархим. прп.Севастианом (Фоминым).
9 апреля 1930 г. епископ Вассиан был возведен в сан архиепископа. 18 сентября 1930 г. арестован по обвинению в «антисоветской и контрреволюционной деятельности». Освобожден 4 февраля 1931 г. из-за недоказанности обвинения. Вернулся в Козлов, в 1935 г. к празднику Пасхе награжден правом ношения креста на клобуке.
26 октября 1935 г. архиепископ Вассиан был вновь арестован, заключен в тюрьму в Мичуринске. Поводом к аресту послужили найденные властями в Ильинской церкви Мичуринска серебряные и золотые церковные сосуды весом 23 кг. Власти обвинили архиерея в «умышленном сокрытии ценностей», а также в «антисоветской агитации, призывах к террористическим акциям против представителей власти» и др.
В ходе заседания выездной сессии спец. коллегии Воронежского областного суда 25 апреля 1936 г. архиепископ Вассиан был приговорен к 8 годам лишения свободы. Попытка обжаловать приговор не удалась, и вскоре архиерей был направлен в Ухтпечлаг НКВД СССР (Коми АССР).
О кончине святого существуют разноречивые данные. Материалы «Личного дела заключенного Пятницкого В. В.» указывают дату — 9 января 1941 г. (без уточнения обстоятельств).
К. А. Розова в своем исследовании, давая подробное описание последних дней архиепископа Вассиана, сообщает, что первоначально он работал в лагере на лесоразработках, но впоследствии был признан инвалидом, не способным к физическому труду, и переведен в с. Кылтово (ныне Княжпогостский р-н Республики Коми), где находился до 10 декабря 1938 г. А оттуда в связи с прогрессирующей дистрофией архиерей был перевезен в тюремную больницу Свердловска, где и скончался.
Священноисповедник Вассиан (Пятницкий), архиеп. Мичуринский, викарий Тамбовской епархии, был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода РПЦ от 27 декабря 2000 г.
Дни памяти:
— 14/27 декабря;
— Собор новомучеников и исповедников Российских 7 февраля (25 января по ст. стилю), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля;
— Собор Рязанских святых 10/23 июня;
— Собор Радонежских святых 6/19 июля.