Содержание трёх седьмиц (первая Великого поста, страстная и светлая) внутренне связано: 1-я седьмица выражает нашу временную жизнь как приготовление к вечной, в словах на страстную седмицу изображаются страдания Господа, открывающие нам доступ к вечности; светлая седмица есть осуществление наших надежд, нашей веры и любви.
Све́тлая седми́ца – первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.
Каждый день после Литургии совершается праздничный крестных ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола. В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды.
Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6). Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».
Господь пребывал на земле после Воскресения ровно 40 дней. Все это время богослужения Православной Церкви возвращает нас в ночь Святой Пасхи. “Христос Воскресе!” – приветствует мы друг друга и лобызаем троекратно. Наиболее торжественно, радостно и величественно проходит первая неделя (церк. слав. “седмица”) после Пасхи, которая называется Светлой.
На Светлой Седмице “все и всяческая” – Христос, Христос воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.
Все богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских вратах, так что любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата – образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. В эту седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать объядения, в которое так легко впасть после долгого поста.
О свидетельстве и свидетелях
Светлый понедельник. Ин. 1, 18-28 ; Деян. 1, 12-17, 21-26
Христос воскресе!
Этими словами мы пред всем миром свидетельствуем о величайшем, удивительнейшем, и совершенно невероятном событии. А не много ли мы на себя берем? Ведь свидетельствовать можно только о том, что видели сами.
Апостолы, когда им надо было принять в число двенадцати кого-то вместо Иуды предателя, твердо знали, что это должен быть непременно «один из тех, кто находился» с ними «во все время, когда пребывал и обращался» с ними «Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова и до того дня, в который Он вознесся».
И свидетельствуют не столько словами, сколько всею жизнью, и порой самый вид свидетеля сильнее всего доказывает истину его слов.
Сегодня мы читали о самом великом свидетеле пришествия Христова. «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн». «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о свете» (Ин.1,6, 8). И как он свидетельствует? — А он без конца повторяет: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,2)! Если грозит опасность, кричат: «Берегись!» Так и Иоанн Креститель повторяет и повторяет: «Покайтесь», исправьтесь, приведите себя в должный вид, ибо Господь приблизился.
А тут вдруг «Иудеи прислали спросить его: кто ты?» — Но как трудно стоящему пред Богом взглянуть на себя! И первое, что отвечает Иоанн, зная, за Кого могут принять: «Я не Христос!» Посланные снова спрашивают: «Что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет». Но люди не отстают: «Кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?»
И тогда, наконец, Иоанн говорит: «Я глас вопиющего в пустыне». Как — глас? Ведь это лишь мгновенное сотрясение воздуха, как круги на воде от брошенного камня. Да и глас-то когда прозвучавший? «Исправьте путь Господу», — как сказал пророк Исаия, который жил несколько сот лет назад!
Вот — тот, о ком Господь сказал, что «из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя». Сам он почитает себя лишь гласом, на мгновенье прозвучавшим по воле Божией.
А мы с вами, произнося «Христос воскресе», заявляем себя свидетелями не только пришествия Христова, но и Его Креста, и Его славного Воскресения! И помоги нам Бог, чтобы, когда мы произносим это пасхальное приветствие, люди видели бы на нашем лице ту небесную радость, с которой жены-мироносицы бежали от опустевшего гроба!
О приготовлении души
Светлый вторник. Лк. 24, 12-35; Деян. 2, 14-21
Христос воскресе!
Но разве только Христос воскрес? Воскресли и Лазарь (Ин.11), и дочь Иаира (Мф.9,23-25), и сын вдовы наинской (Лк.7,11-16). И даже может показаться, что они-то именно и воскресли по-настоящему. Только что лежали бездыханными, и встали, возвратились в круг живых, никуда не исчезают, и каждый может их видеть.
А Господь — не так. Никто не видел, как Он восстал из гроба. Вот лежат Его пелены; вот о Нем возвещают Ангелы. Вот, наконец, Он Сам является мироносицам, ученикам. Но эти явления кратковременны, и сначала Его или не видят, или не узнают. Мария Магдалина видит и думает, что это садовник; Апостолы видят и думают, что это призрак. Сегодня читаем об одном явлении Господа, которое особенно подробно описано в Евангелии.
Два ученика шли и говорили о последних событиях. Иисус приблизился, но «глаза их были удержаны, так что они не узнали Его». Господь спросил, о чем их беседа, и когда получил ответ, сказал: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!»
Он долго объяснял из Писания, что все именно так и должно было произойти. Затем сделал вид, что хочет идти Своим путем, но они упросили остаться. И только в доме, во время трапезы, Он открылся. Но тут же стал невидим.
Итак, сначала Господь попустил ученикам какое-то время беседовать одним. Когда они говорили между собой, то, наверное, как это бывает между своими, говорили полусловами, полунамеками. А Господь, задав вопрос, заставил собраться с мыслями и все изложить последовательно. Вроде бы для Него, а на самом деле для самих себя.
И лишь когда они высказали все, что знали и о чем недоумевали, Господь стал говорить Сам. Он стал говорить на их языке, отвечать именно на их недоумения, продолжать именно с того, на чем они остановились. Они слушают, и сердца их горят неведомой радостью. Тут Господь делает вид, что хочет уйти.
И это тоже не случайно: Господь побудил их удерживать Его, выразить желание еще и еще слушать слова истины, еще и еще чувствовать таинственное горение сердца. По их просьбе Господь вошел в дом. Во время трапезы Он, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим».
Вот так Господь приготовил души учеников: напитал истиной, зажег огнем любви, пробудил волю. И только после этого открылся. И только к такой душе приложимо пророчество Иоиля: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется».
Имя Господне сможет вырвать из бездны и вознести на небо только ту душу, которая вся, до последнего уголка, ухватится за Него. Потому-то и нас так тщательно готовила Церковь ко дню Воскресения Христова: молитвой, постом, чтением слова Божия.
Во вторник Светлой седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.
О свидетелях и лжесвидетелях
Светлая среда. Ин. 1, 35-51; Деян. 2, 22-36
Христос воскресе!
Евангелие сегодня говорит о первых учениках Господних, а книга Деяний Апостолов о том, как они впервые вышли на проповедь. Между этими двумя событиями немногим более трех лет.
Все это время Апостолы неотлучно были со Христом, много слышали, много видели, и даже сами сподобились благодатию Божией исцелять больных и изгонять бесов. Но нельзя сказать, чтобы за эти три года они заметно изменились. То у них сомнения, то недоумения, то непонимание, то споры. А впоследствии — и страх, и трусость, и отречение.
Но вот проходит еще несколько дней, и ученики дерзновенно выходят на улицу и перед многотысячной толпой проповедуют Христа. И это уже другие люди. Они не оглядываются назад, не боятся ни угроз, ни страданий. Они ни во что ставят и самую смерть.
Что же произошло за эти несколько дней? — А произошло то, чему были посвящены богослужения страстной седмицы и последующих светлых дней. Учитель осужден, убит и погребен, и вдруг, в третий день явился воскресшим! И не так, как сын вдовы наинской, или как Лазарь, которые получили только временную отсрочку. Христос воскрес, чтобы не умирать вовеки; явился в новом, духовном теле, которому уже ничто не может причинить вреда.
«Воскресение Христово видевши», Апостолы несомненно уверовали и в свое грядущее воскресение. Они избавились от страха смерти, который делал их рабами. Они всю землю исходили, возвещая, что «сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели». Для Апостолов Христос воистину воскрес, и поэтому они стали воистину другими. Поэтому и люди верили им и отвечали: «Воистину Христос воскрес!»
А когда мы с вами говорим: «Христос воскрес», то в ответ слышим: «Если Он воистину воскрес, то почему вы сами не живете по Его заповедям?» Мы говорим: «Христос воскрес», а нам отвечают: «Если Он воистину воскрес, то почему вы с такой безмерной скорбью переживаете кончину близких?» Мы говорим: «Христос воскрес», а нам в ответ: «Если Он воистину воскрес, то почему вы ничуть не меньше нас привязаны к земному, к тленному, к удобствам жизни, к вещам?»
И нам нечего ответить. Мы перед людьми оказываемся лжецами, потому что возвещаем величайшее событие, а сами живем, как будто его никогда не было.
Епископ Феофан Затворник пишет: «Слова Ангела «тецыте и миру проповедите» по отношению к нам значат, что живите так, чтобы ваша жизнь была единым словом: «Христос воскрес», и чтобы смотря на вас, все люди могли сказать: «Воистину воскрес», — потому что видимо живет в Его последователях».
О рождении свыше
Светлый четверг. Ин. 3, 1-15
Христос воскресе!
И днем, и ночью приходят к Господу Иисусу ученики. Днем — кто обрел решимость все оставить и последовать за Ним. Ночью — кто хотя и тянется к истине, но еще не в силах оставить мирские привязанности, подняться выше мирских страхов. А Господь всех принимает. Каждому дает то, что он может вместить, и каждого побуждает на большее и на лучшее.
Однажды ночью пришел и Никодим, один из начальников иудейских. Он пришел и заговорил об одном, а Господь сразу заговорил о другом, о главном, о необходимости заново родиться, если хочешь быть с Богом.
«Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим удивленно спросил: «Как может человек родиться, будучи уже стар?» Какое рождение, когда скоро смерть? На что Господь ответил: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».
Здесь Господь говорит о святом крещении. Как в рождении по плоти: младенец находится в материнской утробе в полной тьме, и вдруг выходит в ослепительный свет. Его окружает множество предметов, множество звуков, среди которых он начинает различать голоса родителей. Но ребенок не сразу осознает, что с ним произошло. Лишь постепенно развивается способность ощущать и запоминать, он осваивается в Божьем мире и уже не представляет, как могло быть иначе, как он мог не существовать?
Так и во Святом Крещении. Человек рождается от воды и Духа в жизнь вечную. Сын плотских родителей усыновляется Небесному Отцу, Который есть Дух. И как свет Божьего мира не сравним с утробной тьмой, так и свет Царствия Небесного не сравним с этим миром.
И даже когда крестившийся не испытывает сразу полноты чувств, — все равно: событие произошло, и теперь он будет духовно расти и все отчетливее слышать голос Отца Небесного, о чем Господь и сказал Никодиму: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит, и куда уходит«.
Не знаем откуда, не знаем куда, но знаем, что везде звучит для нас этот голос Духа: и в Священном Писании, и в церковном богослужении, и в подвигах истинных христиан, и в премудром устроении мира. И пасхальная радость, которую мы переживаем в эти дни, тоже голос Духа. Казалось бы, отчего? Мы же видим, что люди умирают, знаем, что и нас ждут врата смерти и тления. Откуда же радость, откуда надежда?
Не знаем, откуда приходит и куда уходит, но знаем, что это есть. И заглушить этот голос не смогли и не смогут, как писал Апостол Павел, «ни скорбь, ни теснота, ни гонения, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч» (Рим.8,35).
Все мы от этого Духа родились, и пусть мы еще младенцы духовным возрастом, но и мы в эти дни, вместе с совершенными радуясь о Господе Спасителе нашем, несем друг другу великую весть, разлитую во всем мире: Христос воскресе!
О биче Божьем
Светлая пятница. Ин. 2, 12-22
Христос воскресе!
Когда все совершилось, и Господь воскрес, ученики вспомнили и поняли многое, чего раньше не понимали. Вспомнили они и слова, которые однажды сказал Господь: «Разрушьте храм сей; и Я в три дня воздвигну его». Вспомнили и уразумели, что это «Он говорил о храме Тела Своего». Вспомним и мы, по какому поводу эти слова были сказаны.
Однажды Господь пришел на праздник «и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег». Тогда Он, «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул».
Мы в нашей жизни тоже видим множество примеров неподобающего отношения к святыне, много небрежения и даже сознательного кощунства. Не должны ли и мы вот так же, подобно Господу, бичом наводить порядок? Но если уж уподобляться Господу Иисусу, то уподобляться во всем.
Вглядимся, что было до, и что — после этого события. Только еще подходя к Иерусалиму, Господь, «смотря на него, заплакал о нем и сказал: О, если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это скрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19,41- 44).
Потом, когда Господь уже очистил храм, подошли книжники и спросили: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» Господь ответил: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его».
И если уж Небесный Учитель почел Своим долгом объясниться, то и ученик, желающий подражать Его ревности, тоже должен быть готов отвечать.
Вот ты взял в руки бич, чтобы наказать нечестивых. Но плакал ли ты, подобно Господу, о страшных бедствиях, которые они уготовили себе и в этой, и в будущей жизни? И готов ли ты предать за них, как Господь, на поругание и разрушение храм своего тела?
Боюсь, что уже после этих вопросов все мы окажемся в положении тех иудеев, которым Господь ответил, указав на обличаемую ими грешницу: «кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин.8,7). И нам тоже придется, бросая бичи, «уходить один за другим, начиная от старших», то есть тех, кто поумнее, и до «последних» (Ин.8,9).
А уж третий вопрос окончательно, в пыль сокрушит нашу самоуверенность: а сможешь ли ты, подобно Господу, заново воздвигнуть разрушенный храм своего тела? Нет, бич не для наших рук, а для наших грешных спин. Это ясно.
Но почему Церковь напоминает нам об этом именно теперь, на пасхальной седмице, когда пришло время радости и утешения?
А вот как раз в том, что мы сегодня читали, и есть величайшее для нас утешение: потому что не о самом биче напоминает Церковь, — что о нем напоминать, когда этот бич, то есть страдания и скорби, всегда и на нас, и перед нами. Церковь утешает нас, показывая, в Чьей руке этот бич. В руке Того, Кто не только плакал о наших грехах, не только предал Себя за нас, но и чудесно восстал из мертвых. Вот Кто стоит над всем, и в Чьей руке все и вся.
Разве может от этой руки исходить что-то злое, что-то несовершенное, что-то неразумное? Как часто мы горевали, когда случалось несчастье, приходила беда, — а ведь это Сам Господь Своей могучей любящей рукой отталкивал от края адской бездны.
И поэтому сегодня, прославляя Воскресение Христово, мы с особым чувством произносим слова молитвы Господней: «да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли». И с особой радостью принимаем и прославляем эту Его спасительную власть над нами. «Слава Воскресению Твоему, Христе, слава Царствию Твоему, слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче!»
О росте и умалении
Светлая суббота. Ин. 3, 22-23; Деян. 3, 11-16
Христос воскресе!
Путь к воскресению Христову начался еще в раю, когда Бог утешил падших прародителей, пообещав, что семя жены сотрет главу змия. Потом Бог через пророков и праведников долго готовил людей к пришествию Спасителя, а после Воскресения — через Апостолов и других святых помогал приходить к Нему.
Бог вечен, и дело Его идет через тысячелетия, а дни человеческой жизни — «семьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет» (Пс. 89, 10). И каждый, кого избирает Господь, какое-то время находится как бы на самом гребне дела Божия, а потом неизбежно отходит в сторону. Но Божий человек всегда остается Божьим человеком. Сегодняшние чтения показывают таких людей и в расцвете, и на исходе их служения.
Вот Апостолы, исполненные Святого Духа, совершают чудесное исцеление. «И как исцелевший хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним». Казалось бы, вот успех! Но Апостолы больше всего опасаются собственной славы, и умаления славы Господа Иисуса. И они как бы отталкивают сбежавшихся людей, даже укоряют: «Что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?»
И далее — еще более: Апостолы — нет бы забыть все прошлое, — начинают обвинять собравшихся в преступлениях против Иисуса, Которого те «предали, и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его»: «Вы от Святого и Праведного отреклись и просили даровать вам человека убийцу; а Начальника жизни убили».
Апостолы знают, что истинных детей спасения, тех, кого призвал Бог, словами справедливого укора не оттолкнешь, а скорее приведешь к умилению и покаянию. А отойдут, обидятся, разгневаются те, кого привело пустое любопытство.
Иоанн Креститель тоже не обольщался, что к нему идут люди, и не угодничал перед ними, но — кого надо — обличал жестокими словами: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф.3,7). Но все равно «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему» (Мф.3,5).
Это было совсем недавно, а теперь мы читаем о времени заката славы Иоанна Предтечи. Другой в центре внимания. Он крестит, творит чудеса, все идут к Нему, оставляя Иоанна. Ученики переживают за своего учителя, но сам Иоанн не скорбит, не сетует на мимолетность человеческой славы.
Он говорит: «Ему должно расти, а мне умаляться». И мы помним, как умалился Иоанн: до тюрьмы, до смерти, причем, какой смерти — просто в темнице отрезали ему голову в угоду человеческой злобе.
Но чем ниже умалялся этот великий муж, тем сильнее радовался о Женихе Небесном, о Господе Иисусе Христе, слава Которого возрастала с каждым днем! «Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостию радуется, слыша радость жениха. Сия-то радость моя исполнилась».
Вот так истинные делатели стараются отвлечь от себя славу и радуются, когда Сам Господь ее отводит. Не всякому дано потрудиться для Божьего дела, но умаления не миновать никому. И при любом умалении, от чего бы оно ни происходило, мы должны сказать, как Иоанн Креститель: «Ему должно расти, а мне умаляться».
Даже если не видим Христа, как видел он, даже если вокруг нас бесконечно умножается нечестие и всякое зло, — все равно мы не имеем права забывать о величии нашего Господа. Пусть уже нет сил трудиться, — ну что же, это только то значит, что наконец-то Он призовет более достойных, более бескорыстных, и теперь-то дело Божье пойдет так, как оно и должно идти.
Но вот умалилась и светлая пасхальная седмица. Сегодня последний праздничный день, вечером закроются Царские врата. Но пусть растет наша вера в Воскресшего Господа. Ему должно расти — в нашей жизни, в наших сердцах, в наших делах. А нам — умаляться пред Его бесконечной премудростью и силой.