В Великий Понедельник воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев; так же вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками.
В Великий Понедельник воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев; так же вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками.
Господь наш Иисус Христос вступает на голгофский путь страдания, дабы очистить нас от греховного плена и воскресить для жизни вечной.
По благости Своей и человеколюбию Спаситель готов по доброй воле претерпеть муки крестные, умереть на позорном кресте казни, преобразующемся под святым телом Его в Древо жизни, дарующее надежду и веру, несущее победу над смертью и спасение.
Будучи Богом, ради нас Сын Божий сделался Человеком, претерпел заушения, унижения, оплевание и распятие на кресте. Господь вынес такие страдания, которые не под силу вынести никому. И теперь Господь и Бог наш обращается к каждому христианскому сердцу, призывая к смирению, милосердию и любви.
Если Он, Всесильный Создатель, ради нас смирился до полного уничижения, то почему же мы не можем отложить и отринуть гордое и греховное свое мудрование, чтобы смириться пред Господом и Спасом нашим? Если Он, Сын Божий, пострадал за каждого из нас, то почему же мы боимся претерпеть малые лишения ради Христа и не принимаем с радостью всего того, что посылает нам Бог в этой жизни?
Вспоминая страдания Господа нашего Иисуса Христа, постараемся так преобразить жизнь свою, чтобы каждым днем, каждым часом и мгновением служить Богу, быть достойными Его любви и высочайшей милости. Путь Господень, по которому мы, христиане, следуем, нелегок, на нем встречается немало трудностей и преград. Сам Господь сказал: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:14).
Конечно, гораздо легче искать в этой жизни славы и почета, праздности и плотских наслаждений, удовлетворения страстей и мнимого спокойствия, чем неустанно подвизаться под благим игом Христовым. Порой мы бываем так ленивы, забывая о том, что «леность, — по словам преподобного Ефрема Сирина, — разрушает благоговение».
Вот почему, наставляя духовных чад своих, святитель Димитрий Ростовский не уставал повторять: «Не ленись в деле Божием и не унывай, но подвизайся, трудись, ибо ныне у тебя жатва, ныне торг и купля: жни, покупай, чтобы не быть жестоко осужденным… чтобы не быть чуждым Божией благодати».
И тогда за подвиг веры и труды благочестия непременно прославит тебя Божественною славой Вселюбящий и Всевидящий Господь.
Митрополит Владимир (Иким)
Тропарь, глас 8:
Се, Жених грядет в полунощи,/ и блажен раб, егоже обрящет бдяща,/ недостоин же паки, егоже обрящет унывающа./ Блюди убо, душе моя,/ не сном отяготися,/ да не смерти предана будеши,/ и Царствия вне затворишися,/ но воспряни зовущи:// Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Кондак, глас 8:
Иаков рыдаше Иосифова лишения,/ и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаем:/ египтяныни бо тогда сластем не поработав,/ воспрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца,// и Посылающаго венец нетленный.
Песнопения Страстной седмицы. Слушать →