Наставления на Великий Пост

Отверзаются двери покаяния, наступил Великий Пост. Ежегодно повторяется он, и каждый раз принесёт он нам великую пользу, если мы должным образом проведём его.

Святитель Иоанн (Максимович)
Святитель Иоанн (Максимович)

Великий Пост — есть подготовка к будущей жизни, а ближайшим образом — подготовка к Светлому Христову Воскресению.
Как в высоком здании устраивается лестница, чтобы по ступеням легко можно было подняться на высоту здания, так и различные дни в году являются ступенями для нашего духовного подъема и восхождения. К таковым особенно относятся дни Великого Поста и Святой Пасхи.
Великим Постом мы очищаемся от греховной скверны, а в Святую Пасху ощущаем блаженство грядущего Царства Христова. Когда поднимаются на высокую гору, стараются освободиться от всякой лишней тяжести. Чем меньше кто нагружен, тем легче подниматься ему и тем выше сможет он подняться.
Наступило время приготовления нашего к вечной жизни, время встречи с вновь грядущим на землю Господом. Церковь призывает всех нас вспомнить, что, кромеежедневных земных забот и дел, есть еще вечная жизнь, что все мы призваны к тому, чтобы жить вечно. 
В чём же должно состояться подготовление?
Прежде всего в очищении духа и воздержании плоти. «Род бесовский, — сказал Христос, — побеждается лишь постом и молитвой». Посему прежде всего нужна молитва. Великим постом длиннее богослужения. В великопостных молитвах — постоянное моление о прощении грехов. Но кроме молитвы нужен и пост.

Пост — есть как бы жертва Богу от нашего тела

Чтобы духовно возвыситься прежде всего нужно освободиться от тяжести греховной. Она снимается с нас покаянием при непременном условии, что мы сами изгоняем из себя всякую вражду и прощаем каждому, кого считаем виноватым перед нами. Очищенные и прощённые Богом тогда встречаем мы Светлое Христово Воскресение.
Какой же драгоценнейший дар Божий получаем мы тогда, когда завершаем наш подвиг великого поста? О том говорит нам уже первое песнопение, начинающее ежедневное пение стихир Поста: «И подается нам в снедь Агнец Божий, во священней и светоносней нощи воскресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства».
Приобщение Тела и Крови Воскресшего Христа в жизнь вечную — вот что является целью святой Четыредесятницы.
Приобщаются не только на Пасху. Наоборот, на Пасху должно приобщаться тем, кто говел, исповедался и причастился во время Великого Поста. Перед самой Пасхой нет возможности хорошо, во всем, исповедаться, время и священники заняты службами Страстными. Подготовляться к тому нужно заранее.
Всякое причащение Христовых Тайн — есть соединение с Самим Христом и для нас спасительно. Почему же такое значение придается причащению в ночь Святой Пасхи и к тому мы все призываемся? Особенно тогда дается нам ощутить Царство Христово. Особенно мы тогда озаряемся Вечным Светом и укрепляемся для восхождения духовного.
То незаменимый дар Христов, несравнимое благо. Пусть никто сам не лишается сей радости и вместо причащения в Пасхальную ночь не торопится вкусить мясные и прочие снеди. Приобщение тогда Святых Тайн подготавливает нас к трапезе в вечном Царствии Божием.
У святителя Тихона Задонского есть такое замечательное наставление на Великий пост:

  • Да постится ум твой от суетных помышлений.
  • Да постится память от злопамятства.
  • Да постится воля твоя от злого хотения.
  • Да постятся очи твои от худого видения: отврати очи твои, чтобы не видеть суеты (Пс. 118, 37).
  • Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.
  • Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова.
  • Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра.
  • Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклоняйся от зла и делай добро (1 Петр 3:11).

Вот это и есть христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.