Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
За неделю до Страстной седмицы Церковь совершает память преподобной Марии Египетской, и мы снова молимся Великим покаянным каноном святого Андрея Критского, участвуя в Мариином стоянии.
Как мы знаем, смысл этого стояния, в отличие от того, когда покаянный канон читается в первую неделю Поста, — в том, чтобы мы испытали себя — стали ли эти слова покаяния нашими собственными словами.
Каемся ли мы вместе со всей Церковью, пройдя этот путь, достигаем ли святости?
Сегодня за Литургией мы слышали два Евангелия, созвучные друг другу. Одно посвящено преподобной Марии, и мы слышим слова о покаявшейся грешной женщине, которая в доме фарисея со слезами приносит Господу миро, плачем орошает Его пречистые ноги и отирает «власы своими».
И второе Евангелие о том, как Господь возвещает Своим ученикам, что Он идёт в Иерусалим, где будет предан книжниками и фарисеями в руки грешников, что Его будут бить, и надругаются над Ним, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день Он воскреснет.
Услышав слова Спасителя о Его Воскресении, самые лучшие ученики — Иаков и Иоанн — говорят Ему:«Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей» (Мк. 10, 37).
Эти два Евангелия говорят нам о том, что Господь идёт на страдание, и нам нужно это увидеть, мы должны в этом участвовать — и не так, как помыслили тогда Иаков и Иоанн. Хотя они исполнены веры в Господа и в числе лучших учеников были с Господом на Горе Преображения, познав уже, что такое благодать Божия, однако первое, о чем они заботятся — чтобы быть самыми близкими ко Господу в Царстве Его Воскресения, в Царстве радости. Они как бы не слышат то, что Христос говорит о предстоящих Ему страданиях, и сразу хотят, чтобы в этом Царстве быть рядом с Ним.
Подобает серьезно задуматься над этим, потому что, собственно в этом заключается весь грех человека и его первое падение. И падение самого денницы было в том, что он вдруг восхотел иметь славу, красоту и благодать — все дары Господни — вне зависимости от Самого Господа и оттого, что с Ним происходит. И это желание всегда является причиной вечной смерти.
Все религии мира, все ложные религии именно тем и обманывают человека, что предлагают ему какую-то сладость духовную, какие-то высокие переживания, минуя то,как это может быть достигнуто. И в самой Церкви Христовой существует такая духовная опасность, когда мы можем желать иметь благодать, иметь причастность к нетленной жизни, забывая о том, как это достигается. Имея желание сразу же быть в славе, мы перескакиваем порой через все этапы духовной жизни.
Враг, конечно, знает, говорят нам святые отцы, это желание человека, которое в принципе естественно, потому что человек создан, чтобы жить в радости. Для человека не естественно, когда ему плохо и когда он терпит скорби. Человек создан для счастья, говорит святой Игнатий Брянчанинов, как птица для полета. Это — его состояние, чтобы достигать самой высшей радости, и для человека естественно к этому устремляться. Потому лукавый ловец душ человеческих, зная естественное желание человека «быть счастливым», обманывает очень многих, кто хотел бы достигнуть этого высокого, благодатного состояния прежде, чем увидеть Крест Христов и соединиться с этим Крестом.
Нечистый может давать какие-то переживания, которые как будто очень похожи на то, что дает Христос, но эти «счастливые переживания» обманчивы. Сатана может кое-что приоткрывать человеку через «чудесные» видения, через «откровения» или через сны. Ему очень важно, чтобы человек поверил этому пути и все более и более шел именно этим путем исканий каких-то особенных «откровений», а не путем крестным, жертвенным. Более того, эта опасность существует и для людей, которые умеют уже различать подлинную Божию благодать от всяких сатанинских подделок, и кто уже пережил, и не раз, Пасху Христову и знает, какая это милость и радость от Господа.
Поэтому понятно, о чем говорят ученики Христовы: о том, чтобы эта радость снова и снова была дана им, и чтобы они этого не были лишены и в вечности. Но Господь спрашивает их: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10, 38). Они отвечают: «Можем».
И тогда Господь говорит им:«Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10, 3940).
Ученик не больше своего учителя, и каждый должен приобщиться к тому, что есть у Господа, приобщиться всем Его страданиям. Любовь Отчая, которая всем желает спастись и в познание истины прийти, знает, кто больше приобщился Кресту Христову — этой Божественной любви — и кто может быть сподоблен большей славы у Господа.
Будем помнить об этом, приближаясь к дням страданий Христовых, ко Святой Его Пасхе. Будем помнить, что предваряет Светлое Христово Воскресение, и не забывать, что Господь пришел в мир для того, чтобы крестными страданиями спасти всех и дать людям этот искупительный, спасительный Крест. Мы должны научиться понимать, что крест, который Он нам дает, это не просто то, что мы с ропотом или жалобами называем «крестом» (то есть наши болезни, скорби и все трудности жизни), а Крест, который — у Христа.
Христос говорит нам о том, чтобы мы научились, подобно Ему, сострадать с каждым человеком, который страдает, и сострадать каждому человеку, который погибает в грехе. И это есть Церковь Христова, и не должно быть у нас таких рассуждений: «Я молюсь, у меня Великий Пост, а что в мире происходит, меня не касается».
Разве Господь наш Иисус Христос — Тот, Кто сидит на Престоле небесном и оттуда взирает на то, что совершается в мире, никак не участвуя в том, что происходит? Разве может быть христианин тем, кто, достигая каких-то духовных высот и созерцания, как на некоем престоле с «недосягаемой» высоты наблюдает то, что происходит с нашим погибающим миром?
Нет, именно такой крест дает нам Господь, и именно такое участие в страданиях других людей, при котором мы осознаем, что без понимания того, что совершается в мире, мы никогда не сможем войти в Его Божию славу. И поэтому будем молиться, чтобы в оставшиеся дни Поста нам дано было собраться с нашими душевными и телесными силами, потрудиться в покаянии и в молитве и войти в Страстные дни.
Будем молиться, чтобы нам дано было понять, что такое Крест Христов, который означает для нас готовность всегда сражаться с нашей неправдою и смертью, присутствующей в нас, и ради которой Христос Сам терпит крестные страдания смерти. И одновременно будем стараться так строить свои отношения с другими людьми, так стоять за чистоту и правду этих отношений, чтобы быть готовыми принести в жертву Господу самое дорогое, что у нас есть, и, если это потребуется от нас, принести ради этого в жертву даже самих себя.
И мы должны быть готовы к тому, что те, кто сознательно или несознательно противятся правде и отвергают ее, отвергнут и нас, так что мы будем гонимы и отвергнуты вместе со Христом, потому что сегодня мы живем в мире, о котором Христос говорит: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны…» (Откр. 2, 13).
То растление и беззаконие, которые утверждаются сегодня в мире, требуют от верных Христу такого же мужества в противостоянии злу, какое требовалось от мучеников во время открытых гонений на Церковь.
Разве пропагандируемое всюду бесстыдство, растление молодёжи и детей (этот наглый разврат, который всюду утверждается как норма и идеал жизни), и слова, которые мы часто слышим даже в церковной среде: «Зачем сгущать краски?», и попытки оправдать самые страшные беззакония — не напоминают нам о том, что «зверь апокалипсиса» уже присутствует в мире и уже показывает свои когти, требуя новых мучеников?
К этому мужеству призывает нас сегодня Господь, напоминая о Своем Кресте. Этот образ подвига и верности в стоянии за заповедь Божию дает преподобная Мария Египетская. И если мы хотим с вами ликовать и радоваться в ночь Светлого Христова Воскресения вместе с небом, вместе во всеми святыми, если мы хотим, чтобы эта радость осталась с нами, — мы должны пообещать Господу, что будем бороться, подобно преподобной Марии Египетской, с грехом, чего бы нам это ни стоило.
Будем дорожить даром благодати Святаго Духа, которая открывает нам непостижимые отношения с Господом и другими людьми, чтобы и после поста не утратить этот дар и не оглядываться растерянно назад, говоря: «Где всё? Где Великий Пост и Пасха, которые недавно так глубоко касались нашей жизни?»
Господь всё даёт нам, но мы слишком легко забываем, что только Крестом Христовым приходит пасхальная радость всему миру, и радость Воскресения открывается только для того, чтобы мы могли на большей глубине принять Крест Христов. Аминь.
Протоиерей Александр Шаргунов