В недели, между св. Пасхою и неделею Всех Святых предлагаются чтения из Евангелия от Иоанна. Это Евангелие содержит в себе только несколько событий из земной жизни Христовой, но зато много речей Его. События же в четвертом Евангелии изложены подробно и картинно. Таково же и назначенное к воскресному чтению в храме исцеление слепорожденного, о каковом событии достойна внимания каждая частность.
Почему Господь не ограничился своим всемогущим велением, а приказал слепорожденному пойти к купели Силоамской и умыться, чтобы потом прозреть? Ответ на это заключается в том, что слепорожденный должен был показать свое послушание Таинственному Собеседнику, которого он знал только Имя, но не Его Божественное достоинство.
Что же побудило его исполнить послушание, указанное ему Христом, идти к далекой Силоамской купели, помещавшейся под горой?
Несомненно повелительный величавый голос Христов создал в душе его священный трепет и пробудил смутную надежду. Чтобы укрепить эту надежду, Господь не сразу его исцеляет, как исцелял людей в других случаях, но творит брение от плюновения Своего и, помазав этим брением его очи, испытывает его послушание и посылает умыться к Силоамской купели.
Была суббота и иудеи обрадовались не благодеянию Божьему, а возможности придраться ко мнимому нарушению субботнего покоя Иисусом Христом.
Это был не единственный случай таких недобросовестных придирок ко Спасителю. Из другого повествования Евангелия мы знаем, что народ иудейский понимал подлинный смысл субботнего покоя и, когда Господь обличил некоего начальника синагоги за подобную же придирку, то, «когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились, и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лук. 13:17).
Иное дело здесь при исцелении слепорожденного, когда иудейская злоба уже созрела на убиение Спасителя, и не только не смягчилась при виде несомненного чуда, коему подобного не было от века (9:32), но приняла характер крайнего ожесточения, соединенного с лукавством и лицемерием.
Последнее сказалось в том, что враги Христовы решили разыграть сцену формального правосудия с допросом свидетелей, позвали родителей прозревшего юноши и ставят им формальный допрос: — И спросили его, как он прозрел? Его ответ: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои, и сказал мне: «Пойди на купальню Силоам и умойся»; я пошел, умылся и прозрел» (Ио. 9:11).
Тогда некоторые из фарисеев говорили: «Не от Бога этот человек, потому что не хранит субботы» . Другие говорили: «Как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря». Запросили родителей прозревшего, но они дали ответ уклончивый, «потому что боялись иудеев, ибо иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» .
Отсюда ясно, что только слепорожденный не знал своего Исцелителя, а окружающие Его уже догадались, что это был Иисус Христос; и вот они в злобном замешательстве «вторично, призвали человека, который был слеп, и сказали ему: «воздай славу Богу; мы знаем, что человек тот грешник…» . А потом снова спросили его, «что сделал Он с тобою, что отверз твои очи?» Они непременно хотели услышать что-либо о нарушении Христом субботы.
Исцелённый уже понял недоброжелательство к Исцелителю и он из допрашиваемого, делается сам обвинителем и отвечает им: «Я уже сказал и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться его учениками?»
Очевидно, в этом споре выяснилось и для слепорожденного то, чего он раньше не знал; теперь он знает, что исцеливший его «человек по имени Иисус» и есть тот знаменитый чудотворец, о котором шла молва по всему иудейскому народу.
Однако, такой смелый ответ в вопросе нищего слепца привел его врагов в негодование и окончательно лишил их чувства правды, а когда слепорожденный уже прямо укорил их в таком ожесточении и выразил им вполне здравое суждение: «Мы знаем, что грешников Бог не слушает, но «кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает… Если бы Он не был от Бога, то не мог бы творить ничего» .
Так начавшийся допрос под знамением внешнего правосудия, но при внутренней злобе оканчивается грубым насилием: «во грехах ты весь родился и ты ли нас учишь, и изгнали его вон» (Ио. 9:34).
В этом сравнительно подробном повествовании Евангелиста сказалось превосходство непредубежденного народного разума над лицемерным богословствованием и притворным правосудием, которое, будучи обличено, обнаруживает произвол и жестокость лицемеров и уже явно пренебрегает правосудием.
Теперь Спаситель, встретив исцеленного, уже прямо открывает ему Себя, как недавно в беседе с Самарянкой: «ты веруешь ли в Сына Божия?» и на вопрос исцеленного отвечает ему совершенно прямо: «и видел ты Его и Он говорит с тобою» (Ио. 9:37). Господь удостаивает его прямого, не прикрытого откровения за его решимость умереть за Христа.
Все эти повествования Евангелиста Иоанна убеждают нас в том, насколько угодно Богу и Христу бесстрашное исповедание веры.
И вот такому бесстрашию должны научиться наши современники, взамен того двоедушия по отношению ко Христу, уподобляясь недостойным родителям слепорожденного, дорожа, подобно им, своей дружбой с современными иудеями и с прочими врагами Христа.
Мы с вами, по милости Божией, в большинстве своем имеем физическое зрение. Потеря зрения — это одна из величайших потерь. Но спросим самих себя: «А вижу ли я духовно, видят ли очи сердца моего?» Зрение духовное — это ничто иное, как видение Бога. И это подтверждает поведение слепорожденного человека: физически он еще не видел Христа, но уже знал, что это — Мессия, значит, духовно он видел Бога. А если душа не видит, не чувствует Бога, значит, она слепа. Все мы знаем, что каждый человек с рождения несет на себе отпечаток греха.
Царь и пророк Давид говорил: «Во грехе родила меня мати моя» (Пс. 50,7). Я говорю о первородном грехе, о той духовной болезни, которой все человечество заражено от Адама. Не случайно поэтому, Церковь предлагает нам исцеление от этого наследственного первородного греха, и это исцеление мы получаем в Таинстве крещения.
Именно в Таинстве крещения открываются духовные очи человека, и от человека зависит, сохранит ли он это зрение или сразу же погубит. Из опыта нашей жизни мы знаем, как часто мы губим свое духовное зрение и продолжаем губить через тот грех, который вольно или невольно совершаем в своей жизни.
Бывает такое, к сожалению, что человек на протяжении всей жизни ходит в церковь, внешне исповедует Бога, соблюдает обряды, но, в то же время до конца дней своих остается слепым, в гордости своей, не видя своего греха, а, следовательно, и Бога. И этим чудом исцеления слепого человека Святая Церковь напоминает нам о нашем духовном зрении, которое откроется у нас, когда мы очистимся от своих грехов.
А то, что это так мы можем удостовериться из слов Христа Спасителя, которые Он произносит, после совершения чуда исцеления слепого: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9,39). Последние слова могут быть для нас непонятными: неужели Господь сделает кого-то незрячим? Нет, братья и сестры, воля Божия, чтобы все видели, и не только физически, но и духовно.
От человека зависит, сможет ли он реализовать в своей жизни тот дар Духа Святого, который дается ему в Крещении. И Господь сделал для этого все необходимое! А то, что с приходом Христа «видящие стали слепы», мы можем приводить массу примеров, как из Священного Писания, так и из истории Церкви. Достаточно вспомнить фарисеев, саддукеев, первосвященников, старейшин иудейских. Все они, как им казалось, были зрячи — еще бы, в их руках был закон!
Но приход Христа в этот мир показал, что при всем этом, они фактически были слепы духовно, так как не увидели в Христе того обетованного Мессию, о Котором так много было написано в Законе. И пример обратный — ученики Христовы: простые рыбари, но какое перерождение произошло в них с приходом Христа, какое видение открылось в них! Вот, о чём говорит Христос!
Для стяжания же духовного разума нужно, прежде всего, послушание разуму Вселенской Православной Церкви. Свет Христова Учения, свет Его любви просвещает всякого! И Любовь — это проба, по которой проверяется — слепы ли мы или зрячи, больны или здоровы…
«Доколе Я в мире, Я свет миру», — эти слова нашего Бога напоминают и нам о том, что все мы, будучи от рождения слепы, прозрели милосердием Христовым. И как слепорожденному воссиял однажды свет дня, так и нам ныне воссиял пасхальный свет Воскресения.
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
Бог вдохнёт Свою силу в нашу проповедь только тогда, когда мы посвятим нашу жизнь Ему. Наше слово благовестия проникнет в сердце ближнего, если выйдет из нашего сердца, очищенного Господом. Такую силу убеждения да подаст нам Христос, Который желает, чтобы мы говорили о Нём и жили по Его заповедям. Аминь.
Кондак, глас 4
Душевныма очима ослеплен, / к Тебе, Христе, прихожду, / якоже слепый от рождения, / покаянием зову Ти: / Ты сущих во тьме Свет пресветлый.
Смотрите также:
Аудиопроповедь о слепом. Сретенский монастырь »