Слово в день памяти св. мученицы Татианы

Сегодня Святая Православная Церковь совершает память св. мученицы Татианы. Ее служба не имеет праздничного знака, то есть ей по уставу не положено ни бдения, ни полиелея, ни даже славословия. Однако же, вот, мы совершаем ей всенощное бдение. В чем здесь причина? Почему у нас такое особое почитание этой мученицы?

Святая мученица Татиана
Святая мученица Татиана

Дело в том, что волею судеб, а точнее, – промыслительно, ибо ничего без вышнего соизволения не бывает, у нас в России – это, можно сказать, самое распространенное женское имя. И больше всего именинниц бывает именно в этот день.
И «виноват» в этом, видимо, Александр Сергеевич Пушкин…
Дело в том, что если в дореволюционной России имена давали преимущественно по святцам, то в революционной России святцы были упразднены, и детям стали давать имена революционеров – Владимир (Ильич), Феликс, Марат, Роза, Карл. Имена революционных праздников – Майя, Октябрина. А также – имена «интернациональные». Например, Эдуард, Роберт, Генрих. А потом даже Адольф. Затем, стали изобретать новые имена: Владлен, Мэлис – по первым буквам имен «основоположников» и вождей социализма. И даже – Трактор и Конституция. И за эти изобретения даже премии давали. Но все эти изобретения, в основном, не привились.
Потом, с распространением поголовной грамотности, стали заменять святцы литературными произведениями. Особенно полюбился советскому народу Евгений Онегин. И если раньше детей заставляли учить наизусть Псалтирь – например, Ломоносов, прежде обучения в Славяно-Греко-Латинской академии, 2 года провел в Соловецком монастыре и поэтому знал Псалтирь наизусть, то в советское время один школьный учитель велел своим ученикам заучивать наизусть произведение А.С.Пушкина Евгений Онегин. И советские люди стали давать детям имена его персонажей. Или имя самого автора – некоторым даже давали сразу его имя и отчество. Из-за этого появилось много александров сергеевичей. Даже больше, чем владимиров ильичей.
Но особенно много появилось Татьян. Помню, у одной из них и фамилия была – Ларина. С ней в какой-то мере стала конкурировать Наташа Ростова из Войны и Мира Льва Николаевича Толстого. Но Татьяна лидировала.
Помню, Татьян было действительно очень много. Однажды, когда я в очередной раз услышал это имя – от жительницы Йошкар-Олы, то заметил своей собеседнице, что число Татьян, которых я знаю, перевалило за 30. И как раз выразил это мнение, что если раньше имена давали по святцам, то теперь дают по поэме Евгений Онегин. Например, моего друга зовут Евгений, а его сестру – Татьяна. А она говорит:
– У нас в семье такая же история.
– Что – у вас есть брат Женя?
– Нет, у меня – сестра Оля…
Однажды одна американка, посетившая Советский Союз, совершая экскурсию по Университету им. Ломоносова, поинтересовалась именем своего гида. Услышав, в очередной раз, имя Татьяна, она, от этого изобилия татьян, схватилась за голову, заподозрив, что она у нее не в порядке…
Кстати, домовая церковь этого славного «храма науки» была освящена именно в честь св. мученицы Татианы.
И «Татьянин день» был праздником еще дореволюционных студентов и, увы, уже тогда сопровождался пьянством и разгулом, упоминаемом в известной студенческой песне того времени…
И, таким образом, имя св. мученицы уже тогда подвергалось кощунственному надругательству. Также как и имя св. мученика Вонифатия, в день памяти которого пьянством и разгулом принято отмечать Григорианский новый год… Все это принадлежит к тому типу явлений, о которых с горечью, подобно пророку Исаии, возвещал св. праведный Иоанн Кронштадтский:
«Мы каждый двунадесятый праздник платим дань сатане. Именно в эти дни у нас пьянство и разгул. На Пасху мы приобщаемся св. Божиих Таин, а потом, упившись сверх меры, извергаем из себя Тело и Кровь Христову и в этом валяемся… Господь этого долго терпеть не будет – придут революционеры, закроют монастыри, разрушат храмы, осквернят святыню, и множество духовного и мирского чина верующих будет предано мученической смерти. Если не покаетесь». Так в точности оно и произошло. И точно так же, как и вавилонское пленение, о котором пророчествовал Исаия, пленение со стороны безбожников продолжалось 70 лет…
И в этой революционной катастрофе есть вина и дореволюционного студенчества, которому было свойственно обычное для молодежи недовольство моральными ограничениями со стороны веры отцов. Характерный случай описан в книге Гиляровского о том, как один московский дворник по ошибке попал в полицейский участок во время студенческих беспорядков и потом объяснял: «со скубентами в ривалюцыю влопалси»…
Во время богоборческого пленения церковь мученицы Татианы в Московском Университете была осквернена – превращена в студенческий театр. Отношение Церкви к театру искони было негативным. Она не без причины считала театр с его «лицедейством» и «скоморохами» рассадником безнравственности. А студенческий театр это мнение Церкви оправдывал самым бесспорным образом…
Святая мученица Татиана
Святая мученица Татиана

В настоящее время церковь мученицы Татьяны возобновлена, и там установлен иконостас, привезенный ныне покойным протопресвитером Александром Киселевым из Америки. Одно время этот иконостас находился в Сретенском храме Донского монастыря.
Однако вернемся к самой святой мученице, имя которой носила главная героиня Пушкина и вслед за ней, часто не ведая подлинного происхождения своего имени, бесчисленные гражданки страны победившего социализма…
Она пострадала в Риме, в III веке. Ее мученический подвиг сопровождался чрезвычайными чудесами. По ее молитве три раза рушились и сокрушались статуи языческих богов – либо, как бы, сами собой, либо в результате внезапного землетрясения или пораженные сопровождавшимися устрашающим громом молниями. Во время жесточайших истязаний она либо не чувствовала боли, либо после ночи, проведенной в темнице, являлась на суд без единого следа тяжелых увечий и ран, полученных накануне. Выпущенный на нее в цирке огромный голодный лев не тронул ее.
Потрясенные многочисленные свидетели ее подвига, в их числе и палачи, обратились к вере в Истинного Бога…
Словом, это был один из типичных для тех времен случаев, когда сатана, стремясь извести христиан и уничтожить Церковь, достигал прямо противоположного результата. Ибо взиравшие на страдания свидетелей Христовых бывали потрясены сопровождавшими их удивительными чудесами, беспрецедентным терпением и незлобием страдальцев среди самых лютых истязаний и непререкаемой убедительностью слов благодати, исходящих из их уст, которыми вещал Сам Дух Святой. И в результате вместо одного уничтоженного члена Церкви, который наследовал Блаженную Вечность, она приобретала себе сотни и тысячи новых членов…
А теперь вернемся опять к Пушкину. Мы говорили о промыслительности этого явления – той популярности, которой в безбожное время пользовалось имя его героини.
Конечно, этой популярности способствовало выдающееся, гениальное литературное мастерство, подкупающая легкость, непринужденность и афористичность стиха, – неповторимое обаяние поэзии, обнаруживающей знатока «науки страсти нежной» и обезоруживающей, в особенности, женский пол.
С непринужденной легкостью изображено настроение праздного повесы, скучающего у смертного одра дяди честных правил и помышляющего о том, чтобы поскорее бес забрал дядину душу. Легко и непринужденно выражено характерное и для современного постхристианского менталитета, называющего многодетную мать свиноматкой, донжуанское отношение к браку и деторождению: «Скотининых чета седая с детьми всех возрастов от тридцати до двух годов»…
Все это импонирует освобожденному от гнета средневековых догм человеку, который уже не обязан сражаться с вражьими помыслами и, находясь в нерасторжимых узах буржуазного брака, обременять себя многочадным семейством…
Но, при всем притом, тут есть одна тайна, именно, в образе Татьяны, которая послужила этому духовному магнетизму, властно влекущему народные сердца. А именно, Татьяна, хотя и начитавшаяся французских романов, но «русская душой», в известный момент произнесла сакраментальную фразу: «Но я другому отдана и буду век ему верна». И вот здесь, видимо, как раз «собака зарыта»…[1]
Ибо народ, замороченный революционной и богоборческой пропагандой, сердцем все же тянулся тогда, может быть, неосознанно, к Евангельскому идеалу супружеской верности. К подвигу самоограничения и самоотвержения ради Христа и собственной совести, к целомудрию, – этому источнику жизнеспособности народа, в то время как невоздержание и распущенность, как мы теперь уже видим невооруженным глазом, влекут нацию в пропасть вырождения и вымирания.
Святая мученица Татиана
Святая мученица Татиана

Да и сам Пушкин, как мы знаем, тяготился своей зависимостью от нечистых страстей, особенно допекавших его весной. Он сам признавал себя в эту пору больным, страдающим чем-то вроде лихорадки, и больше любил осень, время внутренней тишины, особенно благоприятное для плодотворного творчества.
В последний период жизни, когда ему удалось приблизиться к православию и к идеалу христианского супружества, он, перелагая на стихи великопостную молитву Ефрема Сирина, которая «падшего крепит неведомою силой», с особым чувством обращается к Богу: «дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи».
То, что мы в наших догадках на верном пути, подтверждает популярность в предвоенные годы еще одного имени – великомученицы Екатерины. Знаменитая песня «Катюша» также умножила число новорожденных, которых стали называть этим именем. В песне прославлялась надежная верность невесты своему жениху-пограничнику во время долгой разлуки. Популярность этой песни была такова, что даже изобретенное во время войны ракетное устройство массового поражения, которое во многом способствовало успехам Советской Армии, назвали «Катюша».
Сегодня происходит возвращение к вере отцов. И Екатерины узнают, что первоначально в Церкви Христовой это имя носила великая святая, сохранившая верность своему Небесному Жениху, несмотря на нечеловеческие муки. Так в богоборческом государстве, среди как бы всеобщего отступничества, имена трех великих мучениц Татьяны, Наталии и Екатерины были самыми распространенными.
Помолимся же этим нашим небесным молитвенницам и ходатаицам, которые, как мы видим, и в те безбожные времена не оставляли наш народ без своей незримой поддержки. Чтобы они и в нынешние времена небывалого нашествия тьмы, пытающейся превратить в содом всю планету, помогли народу выйти из рабства нечистым страстям и зависимостям, влекущим его в пропасть катастрофического вырождения и вымирания.

Слово в день памяти св. мученицы Татианы / Православие.Ru

[su_audio url=»http://www.pravoslavie.ru/podcasta/Tatiana_Kleopa-2cdd7f.mp3″ width=»80%»]

Татьянин день. Сила веры и воли

Много веков Православная Церковь чтила всего лишь одну Татиану – Татиану Римскую. Но в ХХ веке все изменилось. Прокатившиеся по стране гонения за веру явили миру целый сонм святых мучениц Татиан, и первой из них стала самая высокородная – страстотерпица Великая княжна Татьяна Николаевна, дочь императора Николая Александровича и императрица Александры Феодоровны.

Святая страстотерпица Великая княжна Татьяна Николаевна
Святая страстотерпица Великая княжна Татьяна Николаевна

Вторая по старшинству, она обладала наиболее сильной волей и твердостью характера. В своих воспоминаниях ее современники часто подчеркивают, что именно Татьяна Николаевна занимала главенствующее положение среди остальных царских детей. Знавшие ее люди отмечали в ней «исключительную склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга».
Вспоминая о ней, баронесса С.К. Буксгевден писала: «В ней была смесь искренности, прямолинейности и упорства, склонности к поэзии и абстрактным идеям. Она была ближе всех к матери и была любимицей у нее и у отца. Абсолютно лишенная самолюбия, она всегда была готова отказаться от своих планов, если появлялась возможность погулять с отцом, почитать матери, сделать все то, о чем ее просили».
Следуя примеру своей Небесной покровительницы, Великая княжна Татьяна отдавала большую часть своих сил и времени, помогая нуждающимся.
Так она выступила инициатором создания в России «Комитета Ее Императорского Высочества Великой княжны Татианы Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий», который ставил перед собой цель оказания помощи лицам, впавшим в нужду вследствие военных обстоятельств.
Во время Первой мировой войны, сдав сестринские экзамены, старшие княжны работали в царскосельском госпитале.
В качестве хирургический сестры милосердия Великая княжна Татьяна Николаевна принимала участие в сложных операциях и, когда требовалось, ежедневно, даже в свои именины, ездила в лазарет.
Великая княжна Татьяна Николаевна вместе со всеми своими сестрами и братом была жестоко убита только потому, что родилась в царской семье и до конца оставалась верной своей вере, своим родным и своему Отечеству.

Другие подвижницы 20-го века, с именем св. мч. Татианы

Святая новомученица Татиана Гримблит
Святая новомученица Татиана Гримблит

На сегодняшний день в святцах Русской Православной Церкви числится, вместе с Великой княжной Татианой Николаевной, еще девять имен подвижниц, засвидетельствовавших свою верность Христу во время массовых гонений на Церковь в 1930-х годах. Список Новомучеников и Исповедников Российских растет из года в год, и, может быть, скоро мы станем свидетелями прославления и других Татиан.
Согласно официальному календарю Русской Православной Церкви, мы чтим:
— память преподобномученицы Татьяны 8/21 октября,
— исповедницы Татьяны (Бякиревой) 10/23 декабря;
— преподобномученицы Татьяны (Грибковой) 1/14 сентября;
мученицы Татьяны (Гримблит) 10/23 сентября,
— мученицы Татьяны (Егоровой) 10/23 декабря;
— мученицы (Татьяны Кушнир) в Соборе новомучеников;
— преподобномученицы (Татьяны Фомичёвой) 20 ноября/3 декабря;
— преподобномученицы Татьяны (Чекмазовой) 28 сентября / 11 октября.
Об одних мы знаем достаточно много, о других до нас дошли лишь самые общие сведения.
Но есть нечто общее, что объединяет всех этих великих женщин, стоящих, как мы верим, у Престола Божия возле своей Небесной покровительницы – святой Татианы Римской, и повторивших ее подвиг спустя столетия здесь, на русской земле.
Преподобномученица Татиана (Грибкова), 1879-1937), чья память празднуется в соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников, родилась в семье извозчика в деревне Щукино, ныне ставшей одним из московских районов.
В 1896 году девушка поступила в Казанский Головинский женский монастырь, где прожила почти тридцать лет, пока обитель не закрыли большевики. Послушница Татиана вернулась домой и поселилась у сестры.
Преподобномученица Татиана Грибкова
Преподобномученица Татиана Грибкова

В 1937 году молодой коммунист Кузнецов, снимавший в доме Грибковых комнату, донес на Татьяну властям, обвинив ее в том, что она не только «занимается кустарным ремеслом – стегает одеяла», но и принимает много народу, в том числе «монашескую публику», «имеет хорошие знакомства с высшим духовенством», и, уж совсем фантастическое обвинение, «у ней сохранились золотые запасы, так как в первые годы революции она проводила сборы золота на помощь царю Николаю».
Несмотря на показания лжесвидетеля, послушницу арестовали не сразу, а чуть позже. Татиана отрицательно отвечала на все обвинения на допросах и не признала себя виновной в контрреволюционной деятельности. Однако тройка НКВД по Московской области приговорила её к расстрелу именно за «антисоветскую агитацию».
Послушницу Татиану расстреляли на полигоне Бутово под Москвой и погребли в безвестной общей могиле 14 сентября 1937 года. Из жития этой святой мы можем вынести лишь косвенные сведения о ее характере и прожитой ей жизни.
Она много лет провела в монастыре, и горячо переживала за все, что происходило с духовенством и мирянами в годы гонений. Покинув разоренную обитель, она старалась сохранить уклад монашеской жизни в миру и, чтобы не стеснять родных, продолжала работать на дому. Пострадав на земле от жестокосердия ближних, послушница Татиана стяжала мученический венец из рук Спасителя. О мученице Татиане (Гримблит) нам известно гораздо больше.
Мученица Татиана родилась 14 декабря 1903 года в городе Томске в семье служащего, получила христианское воспитание в семье, а образование – в Томской гимназии. После кончины отца, сама едва окончив школу, она поступила работать воспитательницей в детскую колонию «Ключи».
Уже в этот момент будущая мученица проявила себя как подлинная Татиана, с самого начала жизни полагающая свой жизненный путь как подвиг помощи другим. Она осознанно выбрала самоотречение, посвятив себя исполнению заповедей Господних.
В тяжелые годы гражданской войны и репрессий она постановила себе за правило почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах города Томска, менять на продукты и вещи и передавать их тем заключенным Томской тюрьмы, о которых больше никто не заботился.
императорские высочества великие княжны Ольга и Татьяна
Великие княжны Ольга и Татьяна

Татиана узнавала у администрации, кто из заключенных не получает продуктовых передач, и тем передавала. Так она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири.
За помощь узникам Татьяна сама неоднократно попадала в тюрьму по обвинению в контрреволюционной деятельности. Ее быстро отпускали из заключения, но такая подвижническая деятельность все больше и больше раздражала карателей и они стали собирать сведения для ее окончательного ареста.
Постанов, что она «имеет связь с контрреволюционным элементом духовенства», ее выслали в Туркестан, но вскоре вновь освободили. Татьяна Николаевна выехала в Москву и поселилась неподалеку от храма святителя Николая в Пыжах, где стала петь на клиросе. Вернувшись из заключения, она еще активней помогала оставшимся в ссылках и находящимся в тюрьмах заключенным, многих из которых она теперь знала лично.
«В подвиге милосердия и помощи, безотказности и широте этой помощи ей не было равных. В ее сердце, вместившем Христа, никому уже не было тесно», – пишет о ней игумен Дамаскин (Орловский).
Когда Татьяна Николаевна вновь попала в ссылку, она прямо в лагере изучила медицину и стала работать фельдшером. После скорого освобождения она поселилась во Владимирской области, работала в больнице, продолжала помогать заключенным и вести с ними активную переписку.
Эти письма иногда были единственным утешением ее корреспондентов, которые не знали, как и благодарить Татиану Николаевну за поддержку. В сентябре 1937 года сотрудники НКВД оборвали эту переписку на полуслове – Татиана Николаевна ушла в тюрьму, не успев дописать еще одно письмо.
Исповеданием мученицы Татианы и главными словами, в которых сосредоточилась вся ее жизни стал ее ответ на допросе: «Никакой антисоветской агитации я нигде никогда не вела. На фразы, когда, жалея меня, мне говорили: «Вы бы получше оделись и поели, чем посылать деньги кому-то», я отвечала: «Вы можете тратить деньги на красивую одежду и на сладкий кусок, а я предпочитаю поскромнее одеться, попроще поесть, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в них».
Татьяна Николаевна Гримблит была расстреляна 23 сентября 1937 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
***
Святая мученица Татиана Касимовская
Святая мученица Татиана Касимовская

Татиана Прокопьевна Егорова, мученица Татиана Касимовская, родилась 15 января 1879 года в селе Гиблицы Касимовского уезда Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. Татиана Прокопьевна не обучалась грамоте, до революции занималась с родителями и мужем торговлей мануфактурой. В 1932 году хозяйство Егоровых конфисковали, а их самих исключили из колхоза.
Мужу с двумя сыновьями пришлось уехать на заработки в Москву. Больше домой они не появлялись.
Татьяну Прокопьевну арестовали как «активную церковницу» в ноябре 1937 года.
Как и во всех предыдущих случаях, следствие тщетно пыталось убедить Татьяну Прокопьевну в том, что она является активной контрреволюционеркой, не приводя никаких доказательств.
58-летняя крестьянка отвергла все обвинения, отказалась от подписи под протоколом, и произнесла удивительные слова: «Иисус терпел и я тоже стану терпеть и переносить, на все готова».
«Тройка» УНКВД по Рязанской области приговорила Татьяну Прокопьевну Егорову к расстрелу.
Мученица Татиана (Татьяна Игнатьевна Кушнир) родилась в 1889 году в Черниговской губернии в крестьянской семье. Она была арестована и приговорена к двум годам заключения и отправлена в Караганду, в 1942 году в числе большой группы верующих женщин расстреляли по приговору Карагандинского областного суда.
***
Преподобномученица Татиана (Фомичева)
Преподобномученица Татиана (Фомичева)

Послушница Татиана (Фомичева) родилась в 1897 году в крестьянской семье в селе Надовражное неподалеку подмосковного города Истры.
В достаточно раннем возрасте в 1916 году она поступила послушницей в монастырь. Когда после революции Борисоглебский монастырь, где она была на послушании, закрыли, она вернулась к родителям.
В 1931 году власти начали преследовать монахов и монахинь закрытых монастырей, поскольку, даже живя в миру, они старались придерживаться монастырского устава. Так ОГПУ создало «дело» против монахинь Крестовоздвиженского монастыря в Подольском районе.
Несколько сестер не оставили монастырь, в корпусах которого разместился дом отдыха, частью устроившись работать в этом доме отдыха, частью поселившись в соседних деревнях и рукодельничая. Молиться все ходили в Ильинский храм в селе Лемешево.
Хор при храме также состоял из инокинь и послушниц закрытых монастырей. Среди других в хоре пела и послушница Татиана Фомичева.
В мае 1931 года власти арестовали семнадцать монахинь и послушниц, поселившихся вблизи закрытого Крестовоздвиженского монастыря. В тюрьме оказалась и послушница Татиана. Период с 1931 по 1934 год она провела в исправительно-трудовом лагере.
Священномученик Владимир (Медведюк)
Священномученик Владимир (Медведюк)

Освободившись, Татиана поселилась в деревне Шелудьково Волоколамского района, где помогала в Троицком храме протоиерею Владимиру, была с ним арестована в 1937 году, категорически отказалась подтвердить обвинения следователей, не желая никого оговаривать.
Отец Владимир был расстрелян, послушница Татиана приговорена к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
Там и закончилась её земная жизнь.
Удивительно, с каким мужеством эти скромные немолодые крестьянки, послушницы, всю свою жизнь отдавшие помощи ближним, трудившиеся в тяжелых условиях голода и разрухи, встречали бросаемую им в лицо ложь, клевету, угрозы.
Они шли на смерть, твердо веря в то, что идут навстречу Христу. Дай Бог нам, в наше мирное и спокойное время, и иметь хотя бы каплю такой искренней и твердой веры.

Святые новомученицы, молите Бога о нас!