Рождественский сочельник — это день тишины и ожидания, поста и молитвы. День гласа великих пророков, возвещающих непостижимое и невероятное событие, которое уже так близко!..
«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Чис. 24:17)…
«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14)…
Что принесем Тебе в дар, Христе, за то, что Ты ради нас явился на земле как человек? Ибо каждое из творений, Тобою созданных, благодарность Тебе приносит: Ангелы – песнь, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – удивление, земля – пещеру, пустыня – ясли, мы же – Матерь-Деву. Предвечный Боже, помилуй нас! (Стихира Великой Вечерни)
«С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, Яко с нами Бог!» (Ис. 8, 9)
6 января — Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, — последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей.
Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.
Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо», – поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.
Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.
Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приёмом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам.
Те правила, которые святые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.
Апостол Павел заповедовал нам: “Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа”. Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.
*** Самое важное блюдо в Рождественский сочельник — это сочиво, или как его принято называть в Украине «кутья». Готовится кутья и пшеницы или риса. Сладость данному блюду придают зерна мака, грецкие орехи с сахаром или медом. А чтобы добавить в блюдо дополнительной сладости и пикантности добавляют промытый и распаренный изюм.
ПРЕДПРАЗДНСТВА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Тропарь, глас 4
Написовашеся иногда со старцем Иосифом, / яко от семене Давидова, / в Вифлееме Мариам, / чревоносящи безсеменное Рождение. / Наста же время рождества, / и место ни единоже бе обиталищу, / но якоже красная палата / вертеп Царице показашеся. / Христос раждается прежде падший воскресити образ.
Кондак, глас 3
Дева днесь Превечное Слово / в вертепе грядет родити неизреченно: / ликуй, вселенная, услышавши, / прослави со Ангелы и пастырьми / хотящаго явитися / Отроча Младо, Превечнаго Бога.