Смоковница символизировала ветхозаветный Израиль, который расцветал ревностным исполнением обрядового закона, но забыл «важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Матф.23:23) и поэтому остался бесплоден. Страшен приговор Владыки мира: «да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Матф.21:19).
Но эта история не только про них, но и про нас. Как нам избежать проклятия бессмысленности и отверженности? Как сделать жизнь свою плодоносной и наполненной? Как не только делать вид благочестия, а и в самом деле стремиться и быть благочестивыми? Как принести хоть малый плод?
С Божьей помощью напомним себе, дорогие братья и сестры, отрывок из евангельского зачала, который читается на утрене Великого Понедельника:
«Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите…» (Мф. 21:18–22).
Почему Церковь изо всего обширного текста Святого Евангелия избирает именно тему проклятия бесплодной смоковницы для Великого Понедельника Страстной Седмицы – этого Великого поста в Великом посте, еще более серьезном углублении в пост – в последние дни земной жизни Христа?
Господь предупреждает нас о том, чтобы мы – наши души и сердца – не стали подобны бесплодной смоковнице. Это живое дерево с зелеными листьями. Но на нем нет плодов. И после внимательного рассмотрения Богом ее жизнедеятельности в мире оно подвергается проклятию. Потому что в сущности оно живет и растет зря, на нем нет плодов. Оно бесполезно и мертво.
Точно таким же может быть и человек: очень красивым и сильным, популярным, обладать деньгами и властью, но не иметь в себе плода духовной жизни – молитвы, поста, покаяния, участия в Таинствах Церковных и вообще в богослужениях, творения добрых дел милосердия, жертвенной служащей Богу и другим людям любви. Этой бесплодной смоковницей может оказаться каждым из нас.
Господь, точно так же, как и в случае с этим южным деревом, алчет, т. е. хочет есть в превосходной сильной степени. Он алчет от нас любви, богообщения, богосыновства. Он ждет от нас милосердия и добра. И внимательно рассматривает нашу жизнь, каждый ее случай, подобно тому, как Господь наш Иисус Христос внимательно рассматривал веточки смоковницы. Зачем рассматривал? Чтобы пощадить. Чтобы найти хотя бы плод. Но не находит. И происходит проклятие. И смерть живого существа.
Что значит это проклятие? Бог не увидел в смоковнице или в душе Своего подобия – исполнения заповедей Господних, любви прощающей, добра и милосердия. Он не нашел возможности поселиться в таком человеке, соделать его обиталищем Святого Духа. Ибо человек сам отвёрг Его. Не захотел соединиться с Ним.
И для такого человека наступает духовная смерть прежде всего из-за порабощения бессмертной человеческой души материальным (как писали афонские монахи в одном из своих писем, «рога выглядывают из карманов и кошелька»). Ведь жизнь – это Бог. Он – единственный источник жизни во Вселенной. Но такой человек добровольно отверг Его. И тем самым умер. Обрек сам себя на медленное увядание.
Потому наша задача научиться с Божьей помощью не брать пример с бесплодной смоковницы, а обратиться к притче о другом евангельском дереве: «Иную притчу предложил Он им, говоря: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:3, 32).
Таинство Крещения – это зерно горчичное, посеянное в нас Господом. А потом действуют обычные законы агрономии.
Будем ли мы поливать это зерно горчичное живительной влагой молитвы? Удобрим ли мы землю вокруг еще нежного и маленького росточка добрыми делами? Подтолкнем ли мы его к росту Таинствами Покаяния и Причащения Тела и Крови Христовых, участием в иных Таинствах и богослужениях, дадим ли мы этому росточку вдоволь напитаться Солнцем-Христом или посадим его в темный подвал рабства страстям?
Если мы будем прилежно и старательно заниматься духовной «агрономией», то тогда, по слову самого Господа, мы смеем надеяться, что росточек вырастет в мощное и сильное плодоносное дерево. И в нем будут укрываться птицы небесные, как то Светлый Голубь Святого Духа и Ангелы крылатые…
Смоковница – пример жизни для себя и в свое удовольствие, и потому эта жизнь обращается в увядание и смерть. Горчичное дерево – пример роста вверх – к Господу, и потому это вечная жизнь.
К какому дереву себя причислить, выбирать нам, пока Бог, словно внимательный и добрый садовник, ходит меж нас и внимательно-внимательно смотрит на древо жизни каждого из нас…
«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем» (Гал.6:10), и да поможет нам Бог не засохнуть!