Родился в Египте около 301 года. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости, исполняя заповедь о почитании родителей, и по кончине их сделался совершенно свободным от житейских забот.
Под руководством опытного старца-инока преподобный Макарий стал проходить безмолвное иноческое житие и рукоделие. Сначала он поселился в пустынном месте недалеко от селения, где жил, потом преподобный переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне.
Прожив три года в пустыне, он пошёл к преподобному Антонию Великому († 356), отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем.
С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком. Здесь преподобному Макарию приходилось бороться с бесами день и ночь, и они вопили, что не могут победить его, потому что он имеет великое оружие – смирение.
Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал великого Антония, получая от него наставления в духовных беседах. Вместе с двумя другими учениками преподобного Антония преподобный Макарий сподобился присутствовать при блаженной кончине его, и как некое богатейшее наследие получил посох преподобного Антония, которым тот поддерживал в дороге свое немощное тело, удрученное старостью и постническими подвигами.
Вместе с этим посохом преподобный Макарий принял сугубо и дух Антония Великого, как некогда воспринял таковой пророк Елисей после Илии пророка. Силой его духа преподобный Макарий сотворил многие дивные чудеса. Однажды преподобный Макарий разговаривал с черепом главного языческого жреца, который рассказывал о своих мучениях и о более тяжких и лютых, постигших тех, кто познал имя Божие, но отверг Его и заповеди Его не соблюдал.
По причине множества приходившего к нему народа, преподобный Макарий имел мало времени, чтобы в удалении предаваться богомыслию. Поэтому преподобный выкопал под своей келлией глубокую пещеру, длиной около полстадии, куда и скрывался от постоянно приходящих к нему и нарушающих его богомыслие и молитву. Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении перед Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение.
В годы царствования императора Валента арианина (364–378) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли Святое Крещение.
Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни. Кротость, смирение и милосердие преподобного преображали души человеческие. 60 лет провел св. Макарий в мертвой для мира пустыне. Более всего времени преподобный проводил в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Свой обильный подвижнический опыт авва претворил в глубокие богословские творения.
Однажду пришел к преподобному молодой инок и спросил его:
– Авва, что мне сделать, чтобы спастись?
– Ступай на кладбище и брани умерших, – отвечал ему преподобный.
Инок пошёл на кладбище и, как сказал ему преподобный, бранил там мертвецов, разбивал камнями гробницы их и, возвратившись, рассказал обо всем преподобному. Преподобный спросил его:
– Сказали ли что-либо тебе умершие?
– Нет, ничего не сказали, – отвечал инок.
Тогда преподобный сказал:
– Ступай опять и теперь хвали их.
Инок пошёл и начал ублажать мертвецов разными похвалами:
– Апостолы, святые и праведники, – говорил он.
Затем, снова придя к преподобному, он рассказал ему, что хвалил умерших.
– И теперь мертвые ничего не отвечали тебе? – спросил преподобный.
– Нет, не отвечали, – сказал тот.
Тогда преподобный дал ему такое наставление:
– Видишь, – сказал он, – что ни тогда, когда ты бранил умерших, они ничего тебе не отвечали, и ни тогда, когда ты ублажал их похвалами, они ничего тебе не ответили. Так и ты, если желаешь спастись, будь как мертвец: – не гневайся тогда, когда тебя бесчестят, не превозносись тогда, когда тебя восхваляют. Поступая так, как эти мертвецы, спасешься…
50 бесед и 7 подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого. Высшее благо и цель человека – соединение души с Богом, – основная мысль в творениях преподобного Макария.
Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины († ок. 390-391) ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близким переходе его в блаженные небесные обители. Преподобный начал приготавливаться к своей смерти. Через девять дней преподобному Макарию явился Херувим со множеством Ангелов. Когда святая душа преподобного Макария была взята Херувимом и вознеслась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили, что избежал их святой Макарий.
Тропарь преподобного Макария Великого, глас 1
Пустынный житель, и во плоти Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Макарие,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Макария Великого, глас 1
Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики,/ в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие,/ и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес,// темже тя почитаем.
Молитва преподобному Макарию Великому
О преподобие отче Макарие! Молим тя мы, недостойные, испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего нам здравие душевное и телесное, тихое и богоугодное житие и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Угаси молитвами твоими разжженые на рабов Божиих (имена) стрелы диавольскии, да не прикоснется нам злоба греховная, да благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Молитва иная преподобному Макарию Великому
Преподобне отче Макарие! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй.
Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих.
Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих.
Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими.
О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобные Макарий Великий и Макарий Александрийский
иерей Августин Соколовски, доктор богословия, священник
1 февраля Церковь празднует память Макария Великого (300–390) и Макария Александрийского (295–394). Оба были современниками, подвизались в египетской пустыни и были одними из величайших боговидцев всей христианской истории.
Древнее монашество не знало ни обетов, ни перемены имени. Монашество, в восприятии Древних Отцов-Пустынников, было чистой субъективностью, только ad hoc, здесь и сейчас, оно могло быть утрачено в каждое мгновение. Тогда все что переживалось годами, обращалось в прах. Пустынники жили в страхе Божьем, эта добродетель в действии именовалась хождением пред Богом.
Житие преподобных записано епископом Еленопольским Палладием (364–430) в «Повествовании о жизни святых и блаженных отцов». В 390–400, Палладий сам подвизался в Египте, затем был рукоположен Иоанном Златоустом во епископа. В 405 году он вступился за Иоанна, был оклеветан и оставшуюся часть своей жизни также прожил в пустынях Египта. Палладий не застал в живых Макария Великого, но Макария Александрийского лично знал.
Макарий Великий, или Макарий Египетский, скорее всего был коптом, то есть коренным египтянином, а не греком. Поэтому современники прозвали его «Египетским».
Второй же Макарий, Макарий Горожанин, или Макарий Александрийский, по-видимому, был грекоязычным, каковым, по большей части, было население Столичного Города.
Макарий Великий был немного старше своего собрата, Макария Александрийского, который, по словам самого Палладия, был «вторым по времени, но первым по доблестям монашеским». Последние слова – удивительное свидетельство тому, как древние подвижники с радостью уступали друг другу первенство в аскезе и добродетели, считая его не честью, но угрозой и бременем, страшнее которого мог быть только священный сан. Поэтому древние монахи принципиально избегали священства.
Макарий Великий родился в дельте Нила недалеко от современного Каира в христианской семье. В тридцать лет он пришёл в пустыню, в которой провёл шестьдесят. Макарий был учеником прп. Антония Великого. В сорок лет он удостоился великих дарований, так, что его прозвали «отроком-старцем». Тогда же он был рукоположен во пресвитеры. Преподобный жил во внутренней пустыне, называемой Скитом. У него было два ученика.
Чтобы скрываться от приходивших к нему мирян и пустынников, он вырыл специальный грот. В 374 году александрийский епископ, Арианин Лукий, выслал его на один из нильских островов. Под именем Макария сохранилось послание, многочисленные молитвы и 50 духовных слов. Святой изгонял демонов, совершал чудеса и знамения, был пророком.
Макарий Александрийский, — по слову Палладия -, до сорока лет «продавал закуски и был александрийский гражданин». В сорок лет он крестился, пришел в пустыню, и также учился у Антония. Около шестидесяти лет он провел в пустынях, но, подобно многим древним монахам, постоянного места пребывания не имел. Святой жил в Скиту, Кельях, затем на юго-западе пустыни, а также в Нитрии, где стал одним первых рукоположенных в священный сан. Макария отличало удивительное стремление соревноваться с другими подвижниками во всех увиденных им подвигах. Так, однажды, он инкогнито поступил в монастырь к Пахомию, но из-за чрезвычайной аскезы был им узнан.
Предание сохранило с его именем монашеские правила, послание к монахам и «Слово на исход души».
Палладий написал и о другом, третьем Макарии. Иногда его упоминают под именем Макария «младшего». И так, по ошибке, отождествляют с Макарием Александрийским. Однако, это не так. У этого, третьего Макария, был свой путь и своя судьба. Будучи восемнадцатилетним юношей, он пас овец. Однажды он боролся со сверстниками и неумышленно убил одного из них. «Не сказав никому ни слова, — пишет Палладий, — он ушел в пустыню». Три года Макарий он просто скитался, а затем двадцать пять лет жил в построенном им для себя убежище. «И удостоился такой благодати, что побеждал демонов». «Долго с ним живя, — продолжает Палладий, — я спросил у него, что он думает о совершенном им грехе». «Так бывает с теми, кто не хочет приступить к добру по свободному расположению», — ответил он.
Уже современники нередко отождествляли этих великих одноименных святых. Нам же, Церкви Странствующей, в эти последние времена, когда «путь истины сокрылся, а вселенная оскудела верою» (3 Ездра 5,1), очень важно помнить, что отличало каждого из них. Помнить и просить, чтобы Бог, их молитвами, не оставлял этот мир.
Вот несколько слов самого Макария Великого:
— Зачавшая во чреве жена внутри себя носит младенца своего во тьме… и в нечистом месте. И если случится наконец младенцу выйти из чрева в надлежащее время, видит она для неба, земли и солнца новую тварь, какой никогда не видала, и тотчас друзья и родные с весёлым лицом берут младенца в объятия. А если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определённым на то врачам прибегнуть к острым орудиям, и тогда младенец переходит от смерти к смерти, из тьмы во тьму.
То же примени и к духовному.
Приявшие в себя семя Божества имеют оное в себе невидимо, и по причине живущего в них греха, таят в местах тёмных и страшных. Посему, если оградят себя и соблюдут семя, то в надлежащее время породят оное явно и наконец по разрешении их с телом Ангелы и все горние лики с весёлыми лицами примут их. А если подъявший на себя оружие Христово, чтобы сражаться мужественно, расслабится, то скоро предается он врагам и, по разрешении с телом, из тьмы, содержащей его ныне, пойдёт в другую более страшную тьму и в погибель.
— Поскольку некоторые продают имение, отпускают на свободу рабов, исполняют заповеди, но не стараются в мире этом приять Духа, то ужели, живя таким образом, не войдут они в Небесное Царство? Это предмет тонкий для рассуждения. Ибо некоторые утверждают, что и царство одно, и геенна одна, мы же говорим, что много степеней, различий и мер в одном и том же царстве и в одной и той же геенне. Как во всех членах одна душа, и вверху действует она в мозгу, а внизу она же приводит в движение ноги, так и Божество объемлет все твари, и небесные, и те, которые ниже бездны, и повсюду всецело пребывает в твари… И поскольку некоторые молятся, не зная, чего просят, другие постятся, иные пребывают в служении, то Бог, праведный Судья, каждого награждает по мере веры. Ибо что делают они, делают по страху Божью, но не все они – сыны, цари, наследники.
— В воскресение все ли члены будут воскрешены? Богу всё не трудно. Таково и обетование Его. По …человеческому рассудку кажется это как бы невозможным. Как Бог, взяв прах и землю, устроил как бы иное какое-то естество, именно естество телесное, неподобное земле, …как-то: волосы, кожу, кости и жилы – и каким образом игла, брошенная в огонь, переменяет цвет и превращается в огонь, между тем как естество железа не уничтожается, но остаётся тем же, так и в воскресение все члены будут воскрешены, …и всё сделается световидным, всё погрузится и преложится в свет и в огонь. Но не разрушится и не сделается огнём, так чтобы не стало уже прежнего естества… Ибо Петр остаётся Петром, и Павел – Павлом, и Филипп – Филиппом, каждый, исполнившись Духа, пребывает в собственном своём естестве и существе…