Преподобный Макарий Великий, Египетский

Ро­дил­ся в Егип­те око­ло 301 го­да. С лю­бо­вью и усер­ди­ем по­слу­жил он сво­им ро­ди­те­лям в ста­ро­сти, ис­пол­няя за­по­ведь о по­чи­та­нии ро­ди­те­лей, и по кон­чине их сде­лал­ся со­вер­шен­но сво­бод­ным от жи­тей­ских за­бот.

Преподобный Макарий Великий, ЕгипетскийПод ру­ко­вод­ством опыт­но­го стар­ца-ино­ка пре­по­доб­ный Ма­ка­рий стал про­хо­дить без­молв­ное ино­че­ское жи­тие и ру­ко­де­лие. Сна­ча­ла он по­се­лил­ся в пу­стын­ном ме­сте неда­ле­ко от се­ле­ния, где жил, по­том пре­по­доб­ный пе­ре­се­лил­ся на Нит­рий­скую го­ру в Фа­ран­ской пу­стыне.

Про­жив три го­да в пу­стыне, он по­шёл к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию Ве­ли­ко­му († 356), от­цу еги­пет­ско­го мо­на­ше­ства, о ко­то­ром слы­шал, еще жи­вя в ми­ру, и го­рел же­ла­ни­ем его ви­деть. Пре­по­доб­ный ав­ва Ан­то­ний с лю­бо­вью при­нял бла­жен­но­го Ма­ка­рия, ко­то­рый сде­лал­ся его пре­дан­ным уче­ни­ком и по­сле­до­ва­те­лем.

С ним пре­по­доб­ный Ма­ка­рий жил дол­гое вре­мя, а за­тем, по со­ве­ту свя­то­го ав­вы, уда­лил­ся в Скит­скую пу­сты­ню (в се­ве­ро-за­пад­ной ча­сти Егип­та) и там столь про­си­ял сво­и­ми по­дви­га­ми, что его ста­ли на­зы­вать «юно­шей-стар­цем», так как, ед­ва до­стиг­нув трид­ца­ти­лет­не­го воз­рас­та, он про­явил се­бя опыт­ным, зре­лым ино­ком. Здесь пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию при­хо­ди­лось бо­роть­ся с бе­са­ми день и ночь, и они во­пи­ли, что не мо­гут по­бе­дить его, по­то­му что он име­ет ве­ли­кое ору­жие – сми­ре­ние.

Ко­гда свя­то­му ис­пол­ни­лось 40 лет, он был по­свя­щен в сан свя­щен­ни­ка и по­став­лен на­сто­я­те­лем (ав­вой) ино­ков, жив­ших в Скит­ской пу­стыне. В эти го­ды пре­по­доб­ный Ма­ка­рий ча­сто по­се­щал ве­ли­ко­го Ан­то­ния, по­лу­чая от него на­став­ле­ния в ду­хов­ных бе­се­дах. Вме­сте с дву­мя дру­ги­ми уче­ни­ка­ми пре­по­доб­но­го Ан­то­ния пре­по­доб­ный Ма­ка­рий спо­до­бил­ся при­сут­ство­вать при бла­жен­ной кон­чине его, и как некое бо­га­тей­шее на­сле­дие по­лу­чил по­сох пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, ко­то­рым тот под­дер­жи­вал в до­ро­ге свое немощ­ное те­ло, удру­чен­ное ста­ро­стью и пост­ни­че­ски­ми по­дви­га­ми.

Вме­сте с этим по­со­хом пре­по­доб­ный Ма­ка­рий при­нял су­гу­бо и дух Ан­то­ния Ве­ли­ко­го, как неко­гда вос­при­нял та­ко­вой про­рок Ели­сей по­сле Илии про­ро­ка. Си­лой его ду­ха пре­по­доб­ный Ма­ка­рий со­тво­рил мно­гие див­ные чу­де­са. Од­на­жды пре­по­доб­ный Ма­ка­рий раз­го­ва­ри­вал с че­ре­пом глав­но­го язы­че­ско­го жре­ца, ко­то­рый рас­ска­зы­вал о сво­их му­че­ни­ях и о бо­лее тяж­ких и лю­тых, по­стиг­ших тех, кто по­знал имя Бо­жие, но от­верг Его и за­по­ве­ди Его не со­блю­дал.

По при­чине мно­же­ства при­хо­див­ше­го к нему на­ро­да, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий имел ма­ло вре­ме­ни, чтобы в уда­ле­нии пре­да­вать­ся бо­го­мыс­лию. По­это­му пре­по­доб­ный вы­ко­пал под сво­ей кел­ли­ей глу­бо­кую пе­ще­ру, дли­ной око­ло пол­ста­дии, ку­да и скры­вал­ся от по­сто­ян­но при­хо­дя­щих к нему и на­ру­ша­ю­щих его бо­го­мыс­лие и мо­лит­ву. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий до­стиг та­ко­го дерз­но­ве­ния в хож­де­нии пе­ред Бо­гом, что по его мо­лит­ве Гос­подь вос­кре­шал умер­ших. Несмот­ря на та­кую вы­со­ту до­стиг­ну­то­го бо­го­по­до­бия, он про­дол­жал со­хра­нять необык­но­вен­ное сми­ре­ние.

В го­ды цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Ва­лен­та ари­а­ни­на (364–378) пре­по­доб­ный Ма­ка­рий Ве­ли­кий вме­сте с пре­по­доб­ным Ма­ка­ри­ем Алек­сан­дрий­ским под­верг­ся пре­сле­до­ва­нию со сто­ро­ны ари­ан­ско­го епи­ско­па Лу­ки. Обо­их стар­цев схва­ти­ли и, по­са­див на ко­рабль, от­вез­ли на пу­стын­ный ост­ров, где жи­ли языч­ни­ки. Там, по мо­лит­вам свя­тых, по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние дочь жре­ца, по­сле че­го сам жрец и все жи­те­ли ост­ро­ва при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние.

Узнав о слу­чив­шем­ся, ари­ан­ский епи­скоп усты­дил­ся и раз­ре­шил стар­цам воз­вра­тить­ся в свои пу­сты­ни. Кро­тость, сми­ре­ние и ми­ло­сер­дие пре­по­доб­но­го пре­об­ра­жа­ли ду­ши че­ло­ве­че­ские. 60 лет про­вел св. Ма­ка­рий в мерт­вой для ми­ра пу­стыне. Бо­лее все­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный про­во­дил в бе­се­де с Бо­гом, ча­сто пре­бы­вая в со­сто­я­нии ду­хов­но­го вос­хи­ще­ния. Свой обиль­ный по­движ­ни­че­ский опыт ав­ва пре­тво­рил в глу­бо­кие бо­го­слов­ские тво­ре­ния.

Однажду при­шел к пре­по­доб­но­му молодой инок и спро­сил его:
– Ав­ва, что мне сде­лать, чтобы спа­стись?
– Сту­пай на клад­би­ще и бра­ни умер­ших, – от­ве­чал ему пре­по­доб­ный.
Инок по­шёл на клад­би­ще и, как ска­зал ему пре­по­доб­ный, бра­нил там мерт­ве­цов, раз­би­вал кам­ня­ми гроб­ни­цы их и, воз­вра­тив­шись, рас­ска­зал обо всем пре­по­доб­но­му. Пре­по­доб­ный спро­сил его:
– Ска­за­ли ли что-ли­бо те­бе умер­шие?
– Нет, ни­че­го не ска­за­ли, – от­ве­чал инок.
То­гда пре­по­доб­ный ска­зал:
– Сту­пай опять и те­перь хва­ли их.
Инок по­шёл и на­чал убла­жать мерт­ве­цов раз­ны­ми по­хва­ла­ми:
– Апо­сто­лы, свя­тые и пра­вед­ни­ки, – го­во­рил он.
За­тем, сно­ва при­дя к пре­по­доб­но­му, он рас­ска­зал ему, что хва­лил умер­ших.
– И те­перь мерт­вые ни­че­го не от­ве­ча­ли те­бе? – спро­сил пре­по­доб­ный.
– Нет, не от­ве­ча­ли, – ска­зал тот.
То­гда пре­по­доб­ный дал ему та­кое на­став­ле­ние:
– Ви­дишь, – ска­зал он, – что ни то­гда, ко­гда ты бра­нил умер­ших, они ни­че­го те­бе не от­ве­ча­ли, и ни то­гда, ко­гда ты убла­жал их по­хва­ла­ми, они ни­че­го те­бе не от­ве­ти­ли. Так и ты, ес­ли же­ла­ешь спа­стись, будь как мерт­вец: – не гне­вай­ся то­гда, ко­гда те­бя бес­че­стят, не пре­воз­но­сись то­гда, ко­гда те­бя вос­хва­ля­ют. По­сту­пая так, как эти мерт­ве­цы, спа­сешь­ся…

50 бе­сед и 7 по­движ­ни­че­ских слов оста­лись дра­го­цен­ным на­сле­ди­ем ду­хов­ной муд­ро­сти пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ве­ли­ко­го. Выс­шее бла­го и цель че­ло­ве­ка – со­еди­не­ние души с Бо­гом, – ос­нов­ная мысль в тво­ре­ни­ях пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия.

Пре­по­доб­ный до­жил до 97 лет, неза­дол­го до кон­чи­ны († ок. 390-391) ему яви­лись пре­по­доб­ные Ан­то­ний и Па­хо­мий, со­об­щив­шие ра­дост­ную весть о близ­ким пе­ре­хо­де его в бла­жен­ные небес­ные оби­те­ли. Пре­по­доб­ный на­чал при­го­тав­ли­вать­ся к сво­ей смер­ти. Через де­вять дней пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию явил­ся Хе­ру­вим со мно­же­ством Ан­ге­лов. Ко­гда свя­тая ду­ша пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия бы­ла взя­та Хе­ру­ви­мом и воз­нес­лась им на небо, неко­то­рые из от­цов мыс­лен­ны­ми оча­ми ви­де­ли, что воз­душ­ные бе­сы в от­да­ле­нии сто­я­ли и во­пи­ли, что из­бе­жал их святой Ма­ка­рий.

Тропарь преподобного Макария Великого, глас 1

Пустынный житель, и во плоти Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Макарие,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Макария Великого, глас 1

Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики,/ в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие,/ и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес,// темже тя почитаем.

Молитва преподобному Макарию Великому

О преподобие отче Макарие! Молим тя мы, недостойные, испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего нам здравие душевное и телесное, тихое и богоугодное житие и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Угаси молитвами твоими разжженые на рабов Божиих (имена) стрелы диавольскии, да не прикоснется нам злоба греховная, да благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва иная преподобному Макарию Великому

Преподобне отче Макарие! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй.
Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих.
Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих.
Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими.
О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобные Макарий Великий и Макарий Александрийский

иерей Августин Соколовски, доктор богословия, священник

1 февраля Церковь празднует память Макария Великого (300–390) и Макария Александрийского (295–394). Оба были современниками, подвизались в египетской пустыни и были одними из величайших боговидцев всей христианской истории.

Древнее монашество не знало ни обетов, ни перемены имени. Монашество, в восприятии Древних Отцов-Пустынников, было чистой субъективностью, только ad hoc, здесь и сейчас, оно могло быть утрачено в каждое мгновение. Тогда все что переживалось годами, обращалось в прах. Пустынники жили в страхе Божьем, эта добродетель в действии именовалась хождением пред Богом.

Житие преподобных записано епископом Еленопольским Палладием (364–430) в «Повествовании о жизни святых и блаженных отцов». В 390–400, Палладий сам подвизался в Египте, затем был рукоположен Иоанном Златоустом во епископа. В 405 году он вступился за Иоанна, был оклеветан и оставшуюся часть своей жизни также прожил в пустынях Египта. Палладий не застал в живых Макария Великого, но Макария Александрийского лично знал.

Макарий Великий, или Макарий Египетский, скорее всего был коптом, то есть коренным египтянином, а не греком. Поэтому современники прозвали его «Египетским».

Второй же Макарий, Макарий Горожанин, или Макарий Александрийский, по-видимому, был грекоязычным, каковым, по большей части, было население Столичного Города.

Макарий Великий был немного старше своего собрата, Макария Александрийского, который, по словам самого Палладия, был «вторым по времени, но первым по доблестям монашеским». Последние слова – удивительное свидетельство тому, как древние подвижники с радостью уступали друг другу первенство в аскезе и добродетели, считая его не честью, но угрозой и бременем, страшнее которого мог быть только священный сан. Поэтому древние монахи принципиально избегали священства.

Преподобный Макарий Великий, ЕгипетскийМакарий Великий родился в дельте Нила недалеко от современного Каира в христианской семье. В тридцать лет он пришёл в пустыню, в которой провёл шестьдесят. Макарий был учеником прп. Антония Великого. В сорок лет он удостоился великих дарований, так, что его прозвали «отроком-старцем». Тогда же он был рукоположен во пресвитеры. Преподобный жил во внутренней пустыне, называемой Скитом. У него было два ученика.

Чтобы скрываться от приходивших к нему мирян и пустынников, он вырыл специальный грот. В 374 году александрийский епископ, Арианин Лукий, выслал его на один из нильских островов. Под именем Макария сохранилось послание, многочисленные молитвы и 50 духовных слов. Святой изгонял демонов, совершал чудеса и знамения, был пророком.

Макарий Александрийский, — по слову Палладия -, до сорока лет «продавал закуски и был александрийский гражданин». В сорок лет он крестился, пришел в пустыню, и также учился у Антония. Около шестидесяти лет он провел в пустынях, но, подобно многим древним монахам, постоянного места пребывания не имел. Святой жил в Скиту, Кельях, затем на юго-западе пустыни, а также в Нитрии, где стал одним первых рукоположенных в священный сан. Макария отличало удивительное стремление соревноваться с другими подвижниками во всех увиденных им подвигах. Так, однажды, он инкогнито поступил в монастырь к Пахомию, но из-за чрезвычайной аскезы был им узнан.

Предание сохранило с его именем монашеские правила, послание к монахам и «Слово на исход души».

Палладий написал и о другом, третьем Макарии. Иногда его упоминают под именем Макария «младшего». И так, по ошибке, отождествляют с Макарием Александрийским. Однако, это не так. У этого, третьего Макария, был свой путь и своя судьба. Будучи восемнадцатилетним юношей, он пас овец. Однажды он боролся со сверстниками и неумышленно убил одного из них. «Не сказав никому ни слова, — пишет Палладий, — он ушел в пустыню». Три года Макарий он просто скитался, а затем двадцать пять лет жил в построенном им для себя убежище. «И удостоился такой благодати, что побеждал демонов». «Долго с ним живя, — продолжает Палладий, — я спросил у него, что он думает о совершенном им грехе». «Так бывает с теми, кто не хочет приступить к добру по свободному расположению», — ответил он.

Уже современники нередко отождествляли этих великих одноименных святых. Нам же, Церкви Странствующей, в эти последние времена, когда «путь истины сокрылся, а вселенная оскудела верою» (3 Ездра 5,1), очень важно помнить, что отличало каждого из них. Помнить и просить, чтобы Бог, их молитвами, не оставлял этот мир.

Вот несколько слов самого Макария Великого:

— Зачавшая во чреве жена внутри себя носит младенца своего во тьме… и в нечистом месте. И если случится наконец младенцу выйти из чрева в надлежащее время, видит она для неба, земли и солнца новую тварь, какой никогда не видала, и тотчас друзья и родные с весёлым лицом берут младенца в объятия. А если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определённым на то врачам прибегнуть к острым орудиям, и тогда младенец переходит от смерти к смерти, из тьмы во тьму.

То же примени и к духовному.

Приявшие в себя семя Божества имеют оное в себе невидимо, и по причине живущего в них греха, таят в местах тёмных и страшных. Посему, если оградят себя и соблюдут семя, то в надлежащее время породят оное явно и наконец по разрешении их с телом Ангелы и все горние лики с весёлыми лицами примут их. А если подъявший на себя оружие Христово, чтобы сражаться мужественно, расслабится, то скоро предается он врагам и, по разрешении с телом, из тьмы, содержащей его ныне, пойдёт в другую более страшную тьму и в погибель.

— Поскольку некоторые продают имение, отпускают на свободу рабов, исполняют заповеди, но не стараются в мире этом приять Духа, то ужели, живя таким образом, не войдут они в Небесное Царство? Это предмет тонкий для рассуждения. Ибо некоторые утверждают, что и царство одно, и геенна одна, мы же говорим, что много степеней, различий и мер в одном и том же царстве и в одной и той же геенне. Как во всех членах одна душа, и вверху действует она в мозгу, а внизу она же приводит в движение ноги, так и Божество объемлет все твари, и небесные, и те, которые ниже бездны, и повсюду всецело пребывает в твари… И поскольку некоторые молятся, не зная, чего просят, другие постятся, иные пребывают в служении, то Бог, праведный Судья, каждого награждает по мере веры. Ибо что делают они, делают по страху Божью, но не все они – сыны, цари, наследники.

— В воскресение все ли члены будут воскрешены? Богу всё не трудно. Таково и обетование Его. По …человеческому рассудку кажется это как бы невозможным. Как Бог, взяв прах и землю, устроил как бы иное какое-то естество, именно естество телесное, неподобное земле, …как-то: волосы, кожу, кости и жилы – и каким образом игла, брошенная в огонь, переменяет цвет и превращается в огонь, между тем как естество железа не уничтожается, но остаётся тем же, так и в воскресение все члены будут воскрешены, …и всё сделается световидным, всё погрузится и преложится в свет и в огонь. Но не разрушится и не сделается огнём, так чтобы не стало уже прежнего естества… Ибо Петр остаётся Петром, и Павел – Павлом, и Филипп – Филиппом, каждый, исполнившись Духа, пребывает в собственном своём естестве и существе…