Святитель Андрей, архиепископ Критский, как говорит составленное Никитой патрикием житие, родился в семье благочестивых родителей Георгия и Григории. До семи лет ребёнок не говорил, и первые слова произнёс в семилетнем возрасте после причащения Святых Христовых Таин.
Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. Уже в пятнадцатилетнем возрасте святой Андрей поступил в Святогробское братство при храме Воскресения Христова в Иерусалиме; там он был пострижен в монашество, посвящён в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом; этим объясняется второе распространенное именование преподобного Андрея – Иерусалимлянин.
В 685 г. он вместе с двумя другими иерусалимскими монахами повёз в Константинополь принятые Иерусалимской Церковью акты VI Вселенского Собора и был оставлен в столице при храме святой Софии. Здесь он был посвящён во диакона и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют и богадельня.
При Константинопольском патриархе Кире (706–712) Андрей был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина на острове Крит с титулом архиепископа Критского.
В 712 г. император Филиппик Вардан издал указ, который, под предлогом установления мира в империи, фактически возобновлял осужденную VI Собором ересь монофелитства.
Как свидетельствует святой Феофан Исповедник, епископы Критский Андрей и Кизический Герман (будущий святитель, Патриарх Константинопольский), были в числе отвергших деяния VI Вселенского Собора под давлением императора Филиппика.
Но это, видимо, было актом недостойной уступчивости (или «икономии»), но не отступничества. В 713 г. Филиппика свергли; Православие было восстановлено, списки актов VI Вселенского Собора вновь были разосланы, приняты и подписаны всеми бывшими участниками лжесобора 712 г.
Считается, что раскаяние преподобного Андрея в том, что он подписал еретическое определение, было одной из причин составления Великого канона.
На Крите архиепископ Андрей строил церкви, в том числе по образцу знаменитой Влахернской в Констанотинополе, устраивал приюты и богадельни. Предание свидетельствует, что по молитвам святителя совершались многочисленные чудеса. Несколько раз святой Андрей совершал поездки в Константинополь; в 740 г. по пути на Крит он заболел и умер на острове Лесбос, где его мощи были положены в храме мученицы Анастасии (ныне эта церковь носит имя святителя).
Святого Андрея знали на Руси; русские паломники – анонимный автор «Хождения в Царьград» (конец XIV – начало XV в.) и Стефан Новгородец (путешествовавший в 1348–1349 г.) в своих записках рассказывают об исцелениях от нетленных мощей Андрея, находившихся в Константинопольском монастыре его имени.
Император-иконоборец Константин Копроним (741–775) под страхом смерти приказал христианам убрать святые иконы из храмов и домов. Верующие, которые безбоязненно сопротивлялись нечестивому иконоборцу и твердо держались предания святых отцов, были заключены в темницы. Когда преподобный Андрей услышал, что император сажает в тюрьмы и мучает не воров и разбойников, а добродетельных и благочестивых христиан, то пришел в Константинополь и всенародно, в храме святого мученика Маманта, обличил еретика в гонении на истинную веру.
В оправдание император сказал, что безумно воздавать честь дереву и краскам. На это преподобный ответил, что тот, кто страдает за святые иконы, страдает за Христа, а кто оскорбляет икону, на которой изображен Христос, оскорбляет Самого Христа. Разъяренный иконоборец приказал немилосердно истязать святого Андрея.
По пути к месту казни мученик Андрей отошёл ко Господу. Через сто лет святому был написан канон преподобным Иосифом песнописцем. По молитвам преподобномученика Андрея исцеляются одержимые.
ПРМЧ. АНДРЕЮ КРИТСКОМУ
Тропарь, глас 4
Постнически преподвизався на горе, / умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне, / паки же ко страдальчеству / мужески облеклся еси, / убив Копронима мечем веры, / и обоих ради венчался еси от Бога, / преподобномучениче Андрее, приснопамятне.
Кондак, глас 8
Мужества тезоименитому благодарение, / яко благочестия тайноглагольнику, / похвальная воззовем от любве тебе, богоблаженне, / но, яко имея дерзновение ко Господу, / от всяких лютых ны спаси, да поем: / радуйся, отче приснопамятне.
Иной кондак, глас 3
Празднует днесь Царствующий град / праздник пресветлый светоносныя Твоея памяти, / всякий призывая град и страну, / радуется бо, яко имея сокровище велие, / многострадальное твое тело, / Андрее мучениче, Православия светильниче.