Преподобная Анимаиса (в миру Мария Михайловна Смертина) родилась 15 июля (2 июля по старому стилю) 1875 года в деревне, именуемой «Починок Михаила Петровича» (ныне деревня Кокоулинцы Октябрьского района Костромской области). О детстве и юности угодницы Божией почти ничего неизвестно…
У её родителей Михаила Петровича и Агафьи Еремеевны Смертиных было 8 детей. Ее братья Тихон, Николай и Константин служили в морфлоте и умерли в молодые годы. Её брат Андриан (1883 – 1917), начальник военной артиллерии, был расстрелян в Вологде как царский офицер.
Сестры Марии Смертиной – Анна, Марина и Параскева в 30-х годах 20 века были раскулачены и вместе с семьями сосланы в неизвестном направлении как враги народа, где и скончались.
В 1900 году Мария Смертина поступила в Макариев-Решемский монастырь, основанный ещё преподобным Макарием Унженским и Желтоводским. Приняв монашеский постриг с именем Анимаиса, насельница жила в трудах и усердных молитвах до закрытия обители в 1927 году.
Ведомая гласом Божиим, монахиня Анимаиса пришла в город Родники, и, получив благословение у настоятеля Ильинской церкви протоиерея Петра Лебедева (+1937), отправилась в село Острецово.
Здесь она поселилась в каменной сторожке при Свято-Троицком храме, неся послушание по уборке храма, и в то же время была церковным сторожем.
Плату за свой труд в храме преподобная не брала, а зарабатывала на жизнь тем, что шила одеяла, подшивала валенки, изготовляла тапочки для усопших.
Даже от этих скудных средств она уделяла нуждающимся. Порой Анимаиса отдавала сиротам последний кусок хлеба.
Людская молва разнесла по всей округе весть о благодеяниях матушки Анимаисы. Из многих сел и деревень потянулись к ней за добрым советом, и всех она наставляла участливо и с любовью.
«Душа твоя вступит в общение с Богом, как невеста с женихом…», — повторял ей слова Макария Египетского отец Пётр. А после своей мученической кончины батюшка не раз являлся угоднице Божией, назидая и укрепляя её духовно.
После закрытия храма в конце 30-х годов матушка Анимаиса стала хранительницей храма от разрушения и поругания. Она пришла к жительнице села Острецово Ольге Ивановне Цыплаковой со словами: «Возьми ключи от храма, и, даже если мне будет угрожать расстрел, не отдавай их никому, пока в церковь не придёт православный священник».
Скоро в сторожку нагрянули местные власти и потребовали открыть храм. Монахиня ответила, что у неё нет ключей. Произвели обыск, но ничего не нашли. Работники сельсовета были разгневаны, но взламывать дверь не решились, оставив подвижницу в покое.
Зимой 1946 года в село Острецово приехал православный священник отец Иоанн Клевцовский. Преподобная принесла ключи и открыла ему двери храма.
Церковь открыли, и взору священника предстало драгоценное убранство храма. Казалось, что люди покинули его недавно, а вовсе не 10 лет тому назад.
Особенно празднично выглядела Иверская икона Божией матери, написанная на горе Афон. Перед этой иконой матушка Анимаиса молилась в прежние годы особенно усердно.
После открытия храма Анимаиса получила послушание ещё и алтарницы. Свои труды преподобная сочетала с непрестанной молитвою и строгим постом.
За несколько дней до своей кончины Анимаиса собрала к себе своих духовных сестёр и подруг и раздала им всё свое немудрёное имущество. Блаженная кончина преподобной Анимаисы последовала 14 июля 1963 года. Отпевание совершил настоятель церкви села Кащеева, погребена она была на Острецовском кладбище.
У могилы преподобной стало происходить много знамений милости Божией. После совершения у её могилы панихид больные получали исцеление, в семьях прекращались распри, судьи оправдывали невинно осуждённых, совершаются и иные чудеса.
Комиссия по канонизации святых Священного Синода Русской Православной Церкви причислила монахиню Анимаису к лику святых в сонме Ивановских святых.
18 сентября 1997 года по благословению Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Ивановского и Кинешемского, были обретены и торжественно перенесены в Родниковскую церковь мощи святой угодницы Божией Анимаисы. Рака с мощами преподобной находится слева от алтаря храма.
Тропарь, глас 1
Послушания добрая рачительнице быв, преподобная Анимаисо приснопамятная; церковь бо Святыя Троицы сохранила еси, Тем же и мы чада твоя вопием ти: слава давшему ти крепость, слава венчавшему тя, слава дающему всем исцеления.
Молитва
О, предивная и всехвальная мати наша Анимаисо! К тебе, теплой заступнице и ходатаице, возносим наши недостойныя молитвы. Услыши нас, грешных, притекших днесь во священный храм сей, молящихся и к святей твоей иконе припадающих и умиленно вопиющих: буди за нас предстательницею и молитвенницею пред Богом в Троице.
Да презрев наша тяжкия и безчисленныя согрешения, явит нам Всещедрый Господь наш велию милость прощения, да воздвигнет нас из глубины греховныя, просветит ум наш, умягчит злыя и окаянныя сердца наша.
Умиряя враждующих, погашая зависти и раздоры, да осенит нас Всемилостивый Бог наш миром, любовию и утешением, страх Божий вселит в ны, да греха отвращаяся, путем праведности потецем за тобою, мати наша Анимаисо, да покрыет Господь множество грехов наших Своим Неизреченным Милосердием.
Да с тобою вкупе и с лики ангельскими прославим всечестное Имя Бога Единаго в Троице во веки веков. Аминь.
* На иконе – храм Свято-Троицкий и тот самый ключ, который святая спрятала от врагов и тем самым сохранила наш храм. Он 1770 г. постройки трёхпрестольный — основной в честь Святой Троицы, а также в честь Покрова Пресвятой Богородциы и святителя Димитрия Ростовского.