Осенний праздник, праздник Покрова Божьей Матери, ставший особенно излюбленным у нас, хотя возник он не на Руси, а в Константинополе, и — как это ни покажется нам сегодня странным — возник как праздник победы Византии над нашими предками, осаждавшими тогда столичный город. Согласно преданию, в дни этой осады некоторые молящиеся в храме увидели Божью Матерь, держащую покров над городом и молящуюся об этом городе.
Покров Пресвятой Богородицы — один из самых почитаемых церковных праздников на Руси. Он установлен великим князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого, в 1164 году. Согласно преданию, в дни этой осады некоторые молящиеся в храме увидели Божью Матерь, держащую покров над городом и молящуюся об этом городе.
Вот как это было:
В 910 году, то есть более тысячи лет назад, во Влахернской церкви в Константинополе, в которой хранилась риза Божьей Матери, греки молились о даровании им победы в борьбе с иноземными захватчиками. Это была воскресная всенощная служба. В четвертом часу утра святой Андрей, Христа ради юродивый, и блаженный Епифаний увидели идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых.
Пресвятая Дева долго молилась вместе с верующими, а после, подойдя к Престолу, сняла блистающее «паче лучей солнечных» покрывало со своей головы и распростерла его над христианами, бывшими в храме. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Это необычайно вдохновило греков и помогло им отразить набег врагов.
И, как это случалось не раз в истории, местное событие, ограниченное местными обстоятельствами, как бы переросло себя, расширилось до вселенских размеров и до вселенского значения. Забылась историческая связь событий, забылись конкретные обстоятельства, но остался этот образ Матери, прикрывающей, защищающей, утешающей своих в беду попавших детей.
Этот праздник стал сердцевиной именно восприятия Марии как Матери, которой на кресте усыновлено было всё человечество, которая как Мать принимает в сердце свое все наши горести, все страдания, всю безудержную боль нашего земного существования. «Тебе оружие пройдёт сердце, дабы открылись помышления многих сердец…», — эти слова праведного старца Симеона, сказанные Ей в день, когда Она принесла Младенца Иисуса во Храм, чтобы посвятить Его Богу, глубоко проникли в душу верующих. Мать Иисуса Христа, принявшая всю страшную боль сострадания и жалости, когда стояла Она у креста Сына, — стала как бы являясь по сути даром нам, людям, даром материнской любви, жалости и сострадания…
Веками ощущали, духовным взором видели люди этот светлый покров над миром и радовались ему и в нем находили помощь и утешение. «Днесь благовернии людие светло празднуем осеняеми Твоим, Богомать, пришествием…» Тот, кто имел это видение, юродивый нищий Андрей, рассказывал, что видел Божью Матерь, плакавшую о мире. «Богоматерь, — говорил он, — коленопреклонённо молилась. Госпожа и Царица мира плакала о нем…»
Много столетий спустя, на вопрос о смысле этих слез, так отвечает в своей проповеди на этот праздник о. Сергий Булгаков, великий русский философ и богослов, сам в юности уходивший от христианской веры в марксизм, но вернувшийся в дом отчий и ставший в страшное лихолетье, в годы отступления от веры миллионов людей, свидетелем религиозного призвания своего народа.
Отец Сергий говорит: «… Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века. И не только над присутствующими тогда… простёрся её покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром, и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть.
Божья Матерь посредствует между землёй и небом. Она есть ходатаица мира, возносящего молитвы к престолу Славы Божией. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она — не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство. И на страшном суде Сына своего Она молит праведного судию о прощении. Грех мира и скорби мира ранят сердце вселюбящее, на злобу и грех она ответствует любовью и слезами, оружие и ныне проходит сквозь сердце её. Богоматерь плачет о мире. Что это за тайна?
Сам мир плачет о себе Её слезами. Его страдания и скорбь суть и Её печали, его рыдания суть и Её слезы… Она — матерь! Она — сердце. Она — земля неоранная… Если бы очи людские зрели свет Богоматерний в мире, они знали бы таинственно совершающееся мира преображение. Если бы видели её слезы, дрогнули бы и растопились жестокие сердца. Ибо не может быть такого окамененного сердца, которое не растопилось бы пред этой любовью, о нем милосердующей. На злобу — любовь, на грех — слезы, на хулу — прощение, на вражду — благословение».
И о. Сергий продолжает: «Мир не оставлен в скорби своей, человек не одинок в печали. Ранится и раздирается материнское сердце, вместе с нами о нас плачет Богоматерь. Будем же знать — чьё сердце мы раним грехами, чьими слезами омываются наши падения… Возлюбила Русская земля день Покрова Божьей Матери, явленного в далёком Царьграде. Но не там, а в далёкой стране полунощной стали радостно петь и ублажать осенение мира Богоматерью.
Приклонился душою народ наш к этому дивному явлению, воздвигались храмы по всей земле нашей во имя Покрова Богоматери, и преклонил он колена сердца своего вместе с молящейся коленопреклонно Богородицей. И ныне, в великой скорби своей, народ наш осеняет себя Покровом Её. И ныне — в бедах и скорбях — разве не слышит Она стонов и воздыханий, разве не внемлет плачу и рыданию?
Верим и знаем, что и днесь предстоит Милосердная с молитвой и плачем о русской недоле. Слышит ли наше сердце плач Её? Знает ли Её молитву и утешение? Знает ли покров Её над нашей землёй? Да, слышит и знает, когда молитвенно склоняется перед Пречистой. Не оставила Она нашу землю, хотя и попущены ей сатанинские испытания».
Эту проповедь о. Сергий Булгаков произнёс в самом начале безбожного, антирелигиозного беснования на нашей земле. Но остаются они, слова эти, во всей своей силе и сейчас. Ибо какие бы новые формы ни принимала эта борьба, она остаётся борьбой — за направленность, за выбор сердец человеческих, и не только отдельных сердец, но и за народное сердце, за его выбор, за его верность.
«Радуйся, радосте наша! Покрый нас от всякого зла святым твоим Покровом». Этим порывом хвалы и радости, этой мольбой о помощи, защите и утешении когда-то определена была наша духовная судьба.
И сколько бы ни было грехов и падений, сколь ни страшна была бы тьма жизни, — этот сияющий образ Матери, заступницы, утешения, покрова над миром — был с нами, над нами, в нас… Праздник Покрова снова призывает нас возвратиться к нему, и в этом возвращении — к исцелению и возрождению.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».
А в пламени, как царский хор,
Блистает воинство небесное,
И распростертый омофор
В руках Невесты Неневестныя…
ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Тропарь, глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, / осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, / и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: / покрый нас честным Твоим Покровом / и избави нас от всякаго зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, / спасти души наша.
Кондак, глас 3
Дева днесь предстоит в церкви / и с лики святых невидимо за ны молится Богу, / Ангели со архиереи покланяются, / апостоли же со пророки ликовствуют: / нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Величание
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим Покров Твой святый: / Тя бо виде святый Андрей на воздусе, / за ны Христу молящуюся.
Смотрите также: