Начинается Рождественский пост. Намерение освящает дело. Что пользы в перемене стола с мясного на постный, или в прочих вещах, если Христос – не в центре намерений? Вот Павел апостол говорит: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31). Перефразируем, не согрешая слова Павла: «Не едите ли, не пьете ли, или иного чего себя добровольно лишаете, воздерживайтесь во славу Божию».
Пища нас не приближает к Богу и не отдаляет, но намерение приближает, и дело внешнее получает силу внутреннюю от того, Кому дело посвящено. Итак, намереваясь поститься, посвятим посильное воздержание Тому, Кто родился от Девы в пещере близ Вифлеема. При таком посвящении самое скромное воздержание не останется без плода, а при ложных целях и великое постничество будет либо вредным, либо бесполезным.
У западных христиан пост перед Рождеством так и называется – Адвент, что означает «посвящен приходу». Мало посему говорить людям: «Не ешьте мяса. Не пейте молока». Нужно говорить: «Готовьтесь Христа встречать. Разбудите помыслы и идите навстречу Господу. Помните, ради Кого упрощаете жизнь и упражняетесь в скромности».
И так, 28 ноября начался Рождественский пост. Принимая на себя определенные ограничения в период поста, мы вновь вступаем в трудный и благодатный период тесных врат и узкого пути заповедей, чтобы приблизиться к полноте христианской жизни, которую Христос даровал всем людям: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоан.10:10).
Раньше, в далеком и наивном детстве, имелась у меня маленькая зимняя радость – встреча с первой пушистой елочкой. То ли были это радивые продавцы, еще задолго до новогоднего праздника обряжавшие в магазине елку в шары да гирлянды, то ли где-то в окошке напротив вспыхивали вдруг разноцветные лампочки, то ли в метро над головами спешащих людей вдруг проплывала зимняя красавица, поддерживаемая бережными руками – домой, к детям, к их безграничной радости… Потом-то я привыкала. Но самая первая ёлочка была благой вестью моему нетерпеливому сердцу – скоро Новый год!
Теперь-то на моём «спидометре» много вёрст накручено, и уже грамотная, от зубов отскакивают знания про всё и про вся. Знаю, что Новый год православные люди отмечают без шума и веселья, потому что не это является нашим главным зимним праздником. А наш главный – Рождество Христово – восходит чуть позже Нового года, самую малость потерпеть. Но слово «Рождество» задолго до самого праздника, как случайная ёлочка моего детства, не сходит с уст православных христиан. Вернее не Рождество, а – рождественский:
— С постом Вас Рождественским!
— Вот и Рождественский пост подоспел…
— Рождественский пост на дворе, надо нам настороже и построже к себе быть.
… Ещё не Рождество, а мы произносим это слово охотно. Ещё нам до него шагать и шагать, листая версты-листочки календарные. И что интересно – нет привычки. Сколько раз уже, слава Тебе, Господи, вступаю на дорогу, ведущую к Рождеству Твоему, — дорогу, именуемую Рождественским постом. А всегда как вновь. Всегда волнуюсь, радуюсь и – робею, — как оно будет, каким окажется на этот раз моя дорога, какими встречами благословит Господь, какие испытания пошлет, какими радостями утешит?
Пост-то не особенно строг, разрешается рыбу вкушать. Но мы подчас усматриваем в этом послаблении возможность не очень-то напрягаться. А рыбы-то сейчас в магазинах! Широкий бредень у нынешних рыботорговцев, глаза разбегаются – копченая, заливная, соленая, свежая… вот тебе и пост, вот тебе и особый «подвиг» духовного возрастания. А может, это ещё одна Господняя милость к нам, немощным? Но не в том милость, чтобы накушаться всяческой рыбки впрок и надолго, а чтобы силы, высвободившиеся от нестрогого поста, направить, наконец, на борение с изнуряющими, въевшимися в плоть и кровь грехами?
Взять хотя бы такой «пустяк» как телефонные разговоры. Ведь за две-три минуты можно спокойно сказать всё, что мы развозим минут на 20, а то и поболее. А зачем? Почему? Судачим, перемываем кому-то косточки, одно и то же повторяем в зуде многоглаголанья. А потом сетуем – времени не хватает, нет минуточки к сыну в дневник заглянуть, нет настроения с дочкой о сокровенном пошептаться, толковую книгу хоть немного почитать, помолиться толком. Господи, прости нас, грешных…
Ведь идём к Твоему светлому празднику Рождества, а по дороге не в небесную синь вглядываемся, а шарим жадным прищуром по придорожным кустам. Беда нашего бытия – досужие разговоры. Вроде и пустяковый такой недуг, а как репей на нашем придорожном костюме. Нестрогий пост, рыба благославляется… Но в остальном строг. И пересуды со сплетнями никто нам в этот нестрогий пост, как рыбу, не благословлял.
За это время поста вполне можно освоить полезный навык доброго молчания. Спросили – ответили. Спорят – не встревай со своим скорым мнением, надо сказать – скажи коротко, без размазывания темы по чужим мозгам, не испытывая терпения близких своими занудными постулатами. А ведь до чего мы иной раз лукавы!
— Не в осуждение говорю, а в рассуждение, – смиренно губы подожмем, глаза долу опустим да и пойдем месить чужую грязь по чужим душам-потемкам…
Нестрогий пост. Да строго спросит Господь и за эту долгую дорогу к празднику. Денечки бегут, быстро бегут, безвозвратно. Вчерашний день искать – дело зряшное, сетовать о прожитых впустую годах тоже. Но вот Рождественский пост вновь стелется перед нами календарной дорожкой – понедельник, вторник… воскресенье. Пойдем по ней широким шагом не боящегося трудностей путника, освободим свою поклажу от случайного и бессмысленного груза. Расправим плечи. К Рождеству. К ликованию. К Празднику…
Рождество Христово было подготовлено всей внутренней историей Израиля и всей внешней историей мира. Совокупная праведность Авраамовых детей сделала возможным вначале рождение Девы-Матери, а потом от Неё – Нового Адама. Но и внешний мир, не помышляя о том, был вовлечен в великую работу. Так перепись Августа заставила Марию с Иосифом отправиться в Вифлеем, чтобы исполнилось древнее пророчество Михея: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2) Следовательно, и всемогущий кесарь, обожествленный подобострастием рабов, служил целям Христовым, сам того не понимая.
Стоит думать, что и ныне, и до скончания века, всё происходящее таинственно связано с Господом Иисусом и Его Промыслом. Только мы, помрачившись в разуме, рвём картину мира, приписываем мертвым стихиям власть и свободу действия, и не замечаем Божественного присутствия. У суетного человека — вера суетна. У лгущего человека — надежды ложны.
Для того, чтобы навести с помощью Бога внутри себя относительный порядок и очистить око ума, нам и нужен пост. Пост двоякий, – душевный и телесный, – каков и сам человек.
Рождественский пост. Советы тем кто постится впервые »
Дай Бог всем поста благоприятного!