О, Иордан! С какой стороны мне мысленно подойти к тебе?
С востока ли, откуда пришел из пустыни народ, имеющий наследовать землю за твоей границей и которому ты позволил перейти по осушившемуся повелением Бога дну своему?
Или с запада, откуда пробирались к твоим водам люди, желающие крещения Иоаннова?
Сложен был тот последний путь, и много опасностей ждало путешественников. Но, видно, силен был голос «вопиющего в пустыне», раз рисковали люди быть ограбленными, но шли за духовным сокровищем.
Надо было когда-то одним перейти через Иордан, чтобы вселиться в землю, текущую молоком и медом. Надо было и другим окунуться в Иордан, чтобы уверовать в Того, на Кого Иоанн указывал.
«Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан». Христос не ходил среди людей, говоря им громко или на ухо: «Я – Мессия». Очень редко слышим мы в Евангелии голос Иисуса, говорящего о Себе, что Он есть Обещанный и Долгожданный. Нужно иметь свидетельство от другого. И этот другой должен быть человеком, достойным всяческого вероятия, бескорыстным, праведным, ревнующим об Истине. Иоанн был таковым.
Сын священника, рождённый отцом и матерью в старых летах, житель пустыни, он должен был казаться иудеям ангелом. Они спрашивали, не Илия ли он, не Мессия ли? Он отвечал словами Исаии. Слушавшие должны были понимать.
Он пришёл во свидетельство, чтобы указать на Того, Кому считал себя недостойным развязать ремень на обуви.
Главное в проповеди Иоанна – покаяние. Ни капли сентиментальности. Один грозный голос, как рык львиный, созывал к нему множество людей со всех пределов Земли Обетованной. Они шли посмотреть, потолкаться, но им приходилось слушать. Он говорил, и они опускали головы долу. Потом, неся на лице краску стыда, они входили в воду, и он погружал их в неё (крестил) в покаяние и ради веры в Того, Кто имел прийти.
Имевший прийти пришел.
Иоанн узнал Его. Не по словесному или писанному портрету, но по биению сердца, по волнению души, по извещению от Духа Святого.
– Ты ли идешь ко мне? Мне нужно у Тебя креститься! – сказал пророк.
– Оставь сейчас. Нам надлежит исполнить всякую правду, – отвечала Истина.
Иисусу нужно чтить закон и почитать пророков. Иоанну нужно смириться. Так грубых людей Промысл смиряет, ломая их о колено, а смиренные и чистые смиряются сугубо от благодати.
Безгрешный вошёл в воду и, как говорит Лука, молился. И по молитве Его произошло то, что мы празднуем: «Троицы явление на Иордане бысть». Бог истинный явился как Троица. А Иисус из Назарета явился как Христос.
Отец проявил Себя голосом. Сын стоял в воде иорданской.
Дух сошел на смиренное Слово в виде голубя.
Иоанн сказал: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1: 33).
Мы говорим: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас». Отец сказал: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный».
В каждом празднике есть догмат и есть назидание. Есть правило для ума и есть закон для поведения.
«Сей есть Сын Мой Возлюбленный» – это догмат.
«В Тебе Мое благоволение» – это учение о невозможности угодить Богу Небесному, не слушаясь Его воплотившегося Сына. Точно так же скажет апостолам Отец на горе Преображения со временем: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», – и добавит: «Его слушайте» (Лк. 9: 35).
Догмат и заповедь. Заповедь и догмат. Разорви связь, и отделишь душу от тела, то есть совершишь убийство.
Далее у них – разные пути.
Сын Девы уйдет в пустыню, чтобы сразиться с диаволом и впервые дать естеству человеческому возможность отразить все того выпады и удары.
Сын Елисаветы, исполнив службу, вскоре сядет в тюремное подземелье, чтобы не выйти оттуда иначе, как только через пролитие крови и отсечение праведной своей главы от постнического своего тела.
Сын священника умолкнет. Сын Марии подхватит проповедь.
«Ему должно расти, а мне умаляться», – скажет Иоанн (Ин. 3: 30).
Но и Сын Человеческий пришел не для того, чтоб Ему служили, и потому проповедь Свою начнет с повторения Иоанновых слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17).
Мы же, со склянками и баклажками пришедшие во множестве, словно измученные жаждой и добравшиеся до водопоя, что услышим сердцем? Пришедши за водой, примем Дух, а вместе с Духом – страх ко исправлению.
Представим, что нам, а не кому-то другому, сказано устами Иоанна: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3: 7–8). И да не подумаем говорить в себе: «Мы-де право веруем. Мы хорошие. Мы, мол, ничего такого, а, наоборот, то да сё». Сказывает нам Иоанн, что Бог от камней может сотворить детей Аврааму. Ещё сказывает, что секира у корня всякого древа лежит. И срублено будет дерево, не принесшее плода. А уж огонь, в котором гореть ему, не угаснет. Это тоже для нас сказано.
Иисуса, явившего, что Он есть Христос, да возлюбим. Богу, явившему над водами, что Он есть Троица, верою да поклонимся. Ну а там уже можно и в полынье окунуться. Не простудимся.
Протоиерей Андрей Ткачев
Архимандрит Алипий (Светличный) о Крещении Господнем
1. Вся ли вода на Крещение становится святой? Если я просто наберу ее из крана, хлорированную — это правильно? Такая вода святая.
Церковные люди действительно называют Крещенскую воду «святой» из-за её особых свойств, как выделенную из общего состава воды. И греки именуют — Великой святыней.
Поскольку, по молитвам Церкви и действием благодати, вода становится возрожденной, она приобретает первичные свойство райской воды. Потому люди и получают от неё исцеления как от физических, так и от духовных хворей, разрушаются вражьи козни. Вода эта, как сказано в стихире Праздника Крещения, — текущая в Царство Небесное.
Именно в силу того, что эта вода выделена из общей стихии водной, стоит говорить, что она особенная в своей исключительности и потому имеет границы. Однако человеку свойственно «хитрить» и он пытается вымолить освящение не просто для воды в купели, или в колодце, а отправляется к реке, морю, чтобы призвать благодать Божью на максимально больший объём воды. Таким образом может случиться, что вы откроете кран воды дома, а там побежит вода освященная сегодня на реке. И вам повезло!
Но следует помнить, что от древнейших времён была традиция почерпания благодатной воды, т.е. с момента освящения воду удерживали в сосуде продолжительное время. Это благоговейное действие верующего сердца позволяло воде сохранять священные свойства не год и не два, а много лет!
У одной старушки удалось случайно обнаружить дома бутылку с освященной водой в 1956 году! Её горлышко было просто закрыто уплотненной бумагой, но вкус воды был чистый и вид не замутненный. Вода, которая оказалась вне времени!
2. Когда воду святят, то опускают в неё серебряный крест. А если я сам окуну распятие в воду, станет ли такая вода святой?
Вода освящается не погружением Креста. То, что Крест опускается в воду — это только видимый знак Божественного присутствия. Это как бы мистически показывается Церкви (т.е. народу Божьему), что воде придаётся свойство того Иордана, в который вошёл Христос. И священник выступает в роли Иоанна Крестителя, погружающего Спасителя в освящаемые воды.
Но освящение воды совершается только молитвой Церкви Христовой! И священник в этом обряде произносит молитвы от имени Церкви, а Церковь молится об освящении, вторя молитвословия в сердце. Только ради этих молитв и действует священная благодать Божия над водой, делая ее освященной!
3. Для чего мне в быту может понадобиться святая вода? Как её использовать?
Мне очень трудно придумать для чего в быту может оказаться нужной святая вода. В обычной, обыденной жизни нужна вода простая: посуду вымыть, постирать, полы помыть. А вот в моменты скорбей, болезней, в какие-то дниособенные, решительные освященная вода может сыграть важную роль.
Благочестивые люди пьют святую воду прежде всяких иных напитков или еды, сразу после молитв утренних. Обычно небольшим количеством, но ежедневно. Мы состоим примерно из 78% воды! И если в неё войдёт святая вода, то разве это не станет важным освящающим свойством для нашего тела, а через тело и души?
Знаю людей, которые излечивались не таблетками и микстурами, а своей верой, принимая священную воду, помазываясь маслом от святынь. Они к этому относятся с простотой. Коль вода предназначена целить, то люди ею для этого и пользуются, не удивляясь чудотворной силе освящения.
Особая польза священной влаги в дни скорби, уныния. Бывают моменты в которые явно нужна Божья поддержка. Тогда после продолжительной искренней молитвы человек испивает святую воду и идёт, доверившись воле Божьей, решать важные вопросы.
Водой благословляется предмет, который необходим и в быту. Например, новая одежда. А почему бы и не благословить её? Ведь мы не знаем кто её делал — шил, кто продавал и т.п.. А в мире духовном всё важно!
4. Не будет ли кощунством, если я сварю на святой воде суп или заварю чай? Или если я умоюсь святой водой?
Умываться святой водой можно. И тело погрузить в святую воду не плохо. Но отношение к ней при этом должно оставаться соответствующее — благоговейное.
Многие после водосвятия стараются окунуться в реки и озера. Но делают это дерзновенно, с гордостью, лихостью. Потому и не полезно им. Другие полагают, что механически вода своим свойством им грехи снимет. Это — ошибка.
Освящённая вода имеет свойство своей святостью соединяться с желанием освятиться. Для этого нужна вера и чистота сердца, потребность изгнать из себя все злое, что мешает воцарится святости. А вот варить пищу на святой воде- глупость! Это как золотую монету подкладывать под ножку стола, чтобы он не шатался. Однако, если ту же пищу окропить освященной водой ради благословения трапезы или по причине, что кто-то готовил с недобрым сердцем- можно.
5. Можно ли в Крещение покрестить ребенка? Будет ли это для него дополнительной защитой или никак не повлияет?
С древнейших времен в Церкви было несколько дней, когда совершались Крещения: на праздники Рождества Христова, Крещения Господня, Лазареву субботу, Великую субботу(что перед Пасхой), в самую Пасху Христову и Троицу.
Но сегодня духовенство часто отказывается совершать Крещение в самый день праздника из-за большой загруженности. Потому желающие Креститься или окрестить дитя, должны искать менее популярные Православные храмы, а лучше- в селе. Там вряд ли откажут.
Будет ли это для крещаемого какой-то особой защитой? То, что день значимый, то это будет памятно. Но специальной защитой- скорее всего, что нет. В Церкви не происходит ничего механически. Это подход утилитарный, оккультный. Где выискивается удачное время, подходящее место, нужный исполнитель- и будет тебе счастье! Конечно же -нет!
Церковь ведет к спасению души. Это её предназначение на земле. А спасение требует соработничества. Механически никто не спасется: нужны личная воля и усилия, чтобы Бог стал помогать через Церковь. Помощь Церкви человеку на пути ко спасению лежит в её Таинствах. Среди таких средств и священная вода, которую освящают в особенный день и в торжественной обстановке молитвенным воззванием к Небу. Почерпайте её с пользой для своей вечной души. Черпайте из неё радость общения с Раем!