В четвертое воскресенье Великого поста Церковь вспоминает жизнь и труды удивительного подвижника преподобного Иоанна Лествичника. О «Лествице» и её главных ступенях рассказывает архимандрит Маркелл (Павук), преподаватель аскетики, духовник Киевских духовных школ.
– Отче, какой основной принцип восхождения христианина к духовному совершенству согласно прп. Иоанну Лествичнику?
– Преподобный Иоанн уже самим названием своей книги «Лествица» учит, что главным принципом духовной жизни должна быть постепенность. Нельзя в процессе духовного совершенствования с первой ступеньки перепрыгнуть сразу на тридцатую. То есть не стоит, например, не отвергнув грубых пороков и мирских привязанностей, не научившись элементарному смирению и послушанию, внимательному слышанию других, добропорядочности и честности, сразу мечтать о совершенной любви.
– Как можно классифицировать ступени «Лествицы» прп. Иоанна?
– Первым важным подготовительным этапом на лествице духовного совершенствования является отречение от мира. Только не пугайтесь: это не значит, что все должны уйти в монастырь!
Действительно, для монахов мироотречение – это проживание в монастыре и взятие на себя обетов целомудрия, послушания и нестяжания. Кроме того, ревностные монахи стараются никогда не стричь бороды и волос, не вкушать мясные продукты. Для мирян же, как объясняет преподобный, отречением от мира является соблюдение заповедей Божиих, неопустительное посещение в воскресные и праздничные дни храма, сохранение супружеской верности, уклонение от лжи и воровства. Как для монахов, так и для мирян очень важно на этом этапе научиться искреннему покаянию, что невозможно без видения своих грехов, сокрушенного плача и памяти смертной. В творении прп. Иоанна этот этап духовной жизни соответствует первым семи ступеням из тридцати.
Следующий этап (с 8 по 17 ступени) – это борьба со страстями. В первую очередь с гневом и его исчадиями – памятозлобием, клеветой (осуждением) и многословием. Далее важно победить свою лень и связанную с ней страсть уныния. Затем нужно побороться с чревом, постоянно требующим излишеств, сребролюбием и любостяжанием, а также стяжать целомудрие, сразившись с похотью плоти. Под целомудрием преподобный понимает не только победу над похотью плоти, но и совокупность всех добродетелей.
С 18 по 23 ступени христианину необходимо преодолевать очень тонкие искушения, которые могут свести на нет все предыдущие достижения и подвиги – это холодность и беспечность. А их нельзя побороть без усиленной молитвы и бдения, несмотря на возникающие при этом боязливость, тщеславие и гордыню.
Заключительный этап духовного совершенствования – это последние семь ступеней лествицы, когда христианин пожинает плоды предыдущих подвигов: кротость, смиренномудрие, рассуждение, безмолвие, молитва, бесстрастие, вера, надежда и любовь.
Как видим, «Лествица» преподобного Иоанна дает нам довольно ясный план того, с чего надо начинать свою духовную жизнь и к чему стремиться. Кто нарушает принцип постепенности в духовной жизни, как правило, впадает в самообольщение и прелесть, когда свои страсти выдает за добродетели. В свою очередь, это вызывает маловерие и неверие, подогревает самолюбие или толкает на путь сектантства, церковных ересей и расколов.
– Какая самая трудная ступень для современного человека?
– Сложнее всего человеку не только сейчас, но и во все времена победить свой гнев, ловко маскирующийся под видом борьбы за порядок и справедливость. Не случайно борьбу с гневом преподобный Иоанн ставит на первое место. Именно по этой причине возникают как семейные конфликты, в большинстве случаев заканчивающиеся разводами, так и все общественные и межгосударственные кризисы, приводящие к революциям и войнам. Если бы мы, христиане, не молились и не держали пост, который учит нас в первую очередь видеть свои грехи и снисходительно относиться к недостаткам других, то мир давно бы перестал существовать, поскольку люди из-за своего необузданного гнева испепелили бы мир в пламени войны.
Ныне, когда продолжаются военные действия на востоке нашей страны, во многом от нас, христиан, зависит, сколько это будет продолжаться. Когда большинство из нас научится обуздывать свой «справедливый» гнев, тогда и без всякой дипломатии и применения оружия конфликт иссякнет.
– А разве гнев не может быть справедливым? Разве мы не должны реагировать на беззаконие и неправду и разоблачать их?
– Несомненно, это наша первая христианская обязанность. Не случайно Господь называет христиан солью земли. Но вся проблема в том, что большинство из нас в силу своей греховности не умеют гневаться и не согрешать (см.: Пс. 4:5). Из-за страстей наш человеческий гнев не творит правды Божией (см.: Иак. 1:20), поэтому лучше всего его обуздывать в себе или хотя бы умерять. Лучшие средства для укрощения гнева, которые предлагает преподобный Иоанн Лествичник, – это молитва за обидчиков. Также нужно не бояться как можно быстрее попросить у них прощения. Равным образом святой советует для профилактики и обуздания гнева прибегать к музыке и пению, так как мелодичное сочетание звуков способно успокаивать наши нервы. Вспомним, как утихал царь Саул от своего беснования, когда Давид играл на псалтири и пел псалмы. Пожалуй, мы все наблюдали, как ведут себя плачущие младенцы, когда мать начинает петь колыбельную. Кроме того, преподобный Иоанн советует усмирять гнев при помощи общежития, что в переводе на наши условия мирской жизни означает товарищество. Добрые и верные друзья не побоятся сказать нам правду, а также успокоить и показать, что мы зря гневаемся. Святитель Василий Великий в качестве еще одного средства от гнева предлагает умеренный смех. Всегда очень ценится, если начальник или его подчиненные умеют смягчить напряженную ситуацию с помощью шутки.
Как видим, «Лествица» преподобного Иоанна подходит для практики духовного совершенствования не только монахов-аскетов, но и всех христиан.
Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать чуткими, из холодных и жестких – теплыми и открытыми для других и для Самого Бога.
Пост – это время обновления, когда, как весной, все опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы.
Это время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это – новое начало.
Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особенно значительных для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь.
Это время, когда мы можем научиться смирению, — то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью.
Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».
И если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как отец принял блудного сына; Богу, Который столько ждал нас, с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас – как мы можем отозваться такому Богу?
На это вот еще короткий отрывок о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них.
За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии.
И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, – держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу».
Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и радоваться о Нем.
Память и личность святого Иоанна Лествичника предлагаются нам сейчас, когда мы восходим к страстным дням, в пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.
Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и вместе с этим тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но так же и Путь, и Жизнь вечная. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский