О крещении Господа Иисуса Христа повествуют все четыре Евангелиста. Подробнее всех это событие отображено во святом благовестии от Матфея.
«Тогда приходит Иисус от Галилеи» — св. Марк дополняет, что именно из Назарета Галилейского. Это было, по-видимому, в тот же 15-й год правления Тиверия Кесаря, когда, по Св. Луке, Иисусу исполнилось 30 лет — возраст, требуемый от учителя веры.
По св. Матфею, великий пророк Иоанн Предтеча отказывался крестить Иисуса, говоря: «Аз требую Тобою креститися», а по Евангелию от Иоанна, Креститель не знал Иисуса до крещения (Иоан.1:33), пока не увидел Духа Божия, сходящего на Него в виде голубя. Противоречия здесь видеть нельзя.
Главное в проповеди Иоанна – покаяние. Ни капли сентиментальности. Один грозный голос, как рык львиный, созывал к нему множество людей со всех пределов Земли Обетованной. Они шли посмотреть, потолкаться, но им приходилось слушать. Он говорил, и они опускали головы долу. Потом, неся на лице краску стыда, они входили в воду, и он погружал их в неё (крестил) в покаяние и ради веры в Того, Кто имел прийти…
Иоанн не знал Иисуса до Крещения, как Мессию, но, когда Иисус пришёл к нему просить крещения, он, как пророк, проникавший в сердца людей, сразу почувствовал Его святость и безгрешность и Его бесконечное превосходство над собою, почему не мог не воскликнуть: «Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?»
Когда же он увидел Духа Божия, сходящего на Иисуса, тогда уже окончательно удостоверился, что перед ним Мессия-Христос.
«Тако подобает нам исполнити всяку правду» — это значит, что Господь Иисус Христос, как Человек и родоначальник нового возрожденного Им человечества, должен был собственным примером показать людям необходимость соблюдения всех Божественных установлений.
Но крестившись, «Иисус взыде абие (сразу же) от воды», потому что, как безгрешному, Ему не было надобности исповедовать свои грехи, как делали это все остальные крещающиеся, стоя при этом в воде. Св. Лука передает, что «Иисус, крестившись, молился» несомненно о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.
Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий сделал ее источником смерти. Когда Господь создавал воду, Дух Божий «носился над водою», наполняя воду Своей животворной энергией.
Но когда грех человеческий умножился на земле, вода жизни стала водой смерти. В водах Великого потопа погибло ветхое человечество, чтобы дать жизнь человечеству новому, обновленному этими страшными водами.
Перед пришествием Христа на землю, Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием, потому что грех человеческий омывался водою.
Но затем на Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана – не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью.
Иисус пришел на землю, чтобы взять на Себя грех мира: «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни» (Ис. 53:4). И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни.
С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней.
В Евангелии описаны случаи исцеления при помощи воды. В купальню, называемую Вифезда, время от времени сходил ангел и «возмущал» воду; тот, кто первым входил в воду после «возмущения», выздоравливал (Ин. 5:2–9). Сам Господь использовал воду для исцеления. А когда Иисус Христос увидел слепого от рождения, Он сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин. 9:7); тот пошёл, умылся и прозрел.
Господь делает воду источником жизни, она действительно становится для нас живоносной, потому что Дух Божий присутствует в ней, а также потому что Сам Христос Своей человеческой плотью сходил в неё и наполнил её Своим Божеством. Причащаясь этой воды, мы приобщаемся Духа Святого и Господа Иисуса Христа, соединяемся с Самим Богом.
Нужно ли было Христу креститься, нужно ли было очищаться? Не нужно. Для Иисуса Христа крещение в водах Иордана не было символом очищения, как для всех ветхозаветных людей, ибо Христос был безгрешен. Но это было Божественное свидетельство о Его совершенной чистоте, святости и Богосыновстве.
Воды Иордана были пропитаны грехом. Со времени грехопадения все стихии мира были пронизаны грехом человечества. Погружаясь в стихию, Христос освятил воды иорданские. Благодать Духа Святого коснулась водных струй. В момент крещения Иисуса Христа Триипостасный Бог явился людям: Сын Божий крестился, Дух Святой Нисходил на Него, Отец свидетельствовал о Сыне.
Это было первое откровение Триединого Божества миру. Отныне Сын Человеческий начинает Свое служение людям. Отныне те грехи людей, которые Иоанн Креститель омывал в «струях Иорданских», Христос берет на Себя, чтобы через крестные страдания спасти человеческий род от вечной смерти и примирить его с Отцом Небесным. Служение Мессии, начатое омовением в воде Иордана, завершится кровавым омовением на Голгофе: омовением, которое очистит от греха многих.
Вот о чем говорит нам этот день Крещения Господня. И поныне, когда Дух Святой касается простой воды, освящаемой в храме, вода очищается и превращается в святыню, в великую Агиасму. И весь год с благоговением мы принимаем эту воду, пронизанную благодатью Духа Святого. Принимаем ради очищения, оздоровления своей души и тела, освящения своих жилищ. И когда батюшка в храме кропит нас святой водой, мы знаем, что эти благодатные капли, льются в вечность.
Дорогие братья и сестры, прославим Господа, Который смиренно вошел в воды Иордана, освятил их, взял на Себя наши грехи, чтобы потом, просветив нас Светом Евангелия, понести эти грехи на жертвенник Божественной любви, ради нашего спасения. Слава Триединому Богу, явившемуся на Иордане! Аминь.
Откровение тайны Святой Троицы в Крещении Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится ещё ко временам апостолов.
Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода — начало жизни.
Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.
В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов.
Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).
И вот к нему приходит Иисус из Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15).
После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он — Избранник Божий», — подтверждает Иоанн Креститель («Мессия» по-еврейски — то же, что по-гречески «Христос», то есть «Помазанник Божий»). Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый окрещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).
Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, потому что в момент Крещения Иисуса впервые в истории человечества все три Лица Святой Троицы были явлены людям. Господь Иисус Своею плотию погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца говорил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:13–17).
В церковном уставе праздник Крещения Господня называется также Днём Светов, потому что это не только праздник воды и Духа, но это и праздник Божественного Света, который озаряет внутренние очи человека, просвещает его сердце и преображает все его естество. Это тот свет, который даёт нам Господь в таинстве Святого Причащения, в других таинствах Церкви, а также и в освящении воды.
Ведь освящение воды – не просто обряд. Хотя оно и не входит в число семи таинств, но как и в каждом таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода, которую мы наливаем из крана, преображается и становится святой. Как и в каждом таинстве, здесь происходит встреча человека с Богом, а значит, его освящение и обновление.
Происходит нечто гораздо большее, чем то, что случалось с людьми, приходившими к Иоанну Крестителю. Приходя к Иоанну, люди принимали крещение покаяния и получали оставление грехов. А через приобщение к святой воде мы не только получаем прощение грехов, но и соприкасаемся с Богом Живым.
Будем молиться о том, чтобы в День Светов и мы, участвующие в великом водоосвящении, приобщились Божественного света, чтобы изменились и преобразились. Ибо именно в этом, в конечном итоге, состоит цель всех таинств, всех обрядов церковных, цель всей нашей христианской жизни.
Будем благоговейными и деятельными слышателями Слова Божия. Окажем повиновение Отцу Небесному, Который сегодня возгласил к нам из святого Евангелия о всесвятом Своем Слове: Сей есть Сын мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Того послушайте. Того послушаем! И благоволение Отца Небесного почиет над нами во веки веков. Аминь.
Смотрите также:
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа »
Тропарь, глас 1:
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение:
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя:
и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение.
Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак, глас 4:
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой Господи знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси, и явился еси Свет неприступный.