Как полезно вчитываться в Евангелие! И среди множества причин этой необходимости есть вот какая: даже далекий от Церкви человек так или иначе слышит евангельские цитаты, которые звучат и в речах знакомых, и на страницах прессы, и с экранов телевизоров… – но есть слова, которые почему-то звучат гораздо реже, и гораздо меньше людей о них знает, между тем как эти слова важны ничуть не меньше других, общеизвестных, слов.
И вот почему я заговорил об этом — абсолютное большинство людей, приходящих в храм впервые, – это те, у кого в жизни случилась какая-то беда… возникла проблема… началась полоса неудач… Словом, большинство приходящих в церковь «извне» – это люди, столкнувшиеся с теми или иными трудностями и желающие обратиться за помощью в разрешении этих трудностей к Богу.
И вот мы читаем в Евангелии: «Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9: 31). Эти слова сказал некогда слепец, исцеленный Господом, сказал о Христе и, конечно, сказал по наитию Духа Святого.
Как полезно вчитываться в Евангелие! И среди множества причин этой необходимости есть вот какая: даже далекий от Церкви человек так или иначе слышит евангельские цитаты, которые звучат и в речах знакомых, и на страницах прессы, и с экранов телевизоров… – но есть слова, которые почему-то звучат гораздо реже, и гораздо меньше людей о них знает, между тем как эти слова важны ничуть не меньше других, общеизвестных, слов.
Эти слова важны для всех считающих себя православными, так что постараемся понять их как можно более ясно и полно. Итак, грешников Бог не слушает. Что же это значит? Ведь все мы без исключения – грешники, и даже святые люди не лишены греха. Это вообще распространенное заблуждение – считать, что святой человек – это человек безгрешный. Безгрешных людей на земле не существует вовсе. Подтверждение этому мы находим во многих местах Священного Писания.
Так, еще псалмопевец Давид говорит, что «всяк человек ложь» (Пс. 115: 2). И Господь обвинителям блудницы, среди которых были самые авторитетные и «безукоризненные» в нравственном отношении люди, предложил бросить в женщину камень, если они не имеют греха. И все, начиная с авторитетнейших учителей, осознавая свою греховность, разошлись… И апостол Павел в подтверждение всеобщей нашей греховности говорит: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3: 23). Ему вторит апостол Иоанн: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1: 8).
Словом, все мы, живущие на земле, – люди грешные. Но как же понять тогда слова о том, что грешников Бог не слушает? Что же получается: нет смысла нам обращаться к Нему за помощью? А как же слова Господа о том, что без Него мы не можем делать ничего (см.: Ин. 15: 5)?
Вот это очень важный момент. Потому что когда заходит речь о греховности человека, то необходимо сказать и о множестве степеней греха, о множестве и разнообразии греховных состояний. Так, закоренелый преступник, не боящийся ни Бога, ни людей, и какой-нибудь праведник, живущий в скудости в монастыре и молящийся за весь мир, – оба они люди грешные, но степени их греховности разные.
В Церкви существует понятие так называемых смертных грехов, то есть грехов, совершенно возобладавших над человеком, обретших над ним власть и влекущих его к погибели. А это вообще последняя и естественная цель греха – погибель человека, и не только телесная, но и духовная, что неизмеримо страшнее. Как и говорит об этом апостол Иоанн: «Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти» (1 Ин. 5: 17). Так вот, несмотря на то, что закоренелый злодей уже находится в преддверии смерти, а праведник пребывает в преддверии вечной жизни, оба они – грешники в очах Божиих.
Здесь все дело в том, с чем или с кем себя сравнивать. Закоренелый, нераскаявшийся грешник, как бы ни были ужасны его грехи, словно бы смотрит в ад и сравнивает себя с теми, кто уже действительно по своей жизни, по поступкам находится в самых его глубинах. И видя примеры поведения адского, этот грешник успокаивает себя, мысля, что он еще не так плох, как какие-нибудь явно демонические личности; или же он постоянно старается оправдать свое греховное поведение и в этой лукавой хитрости достигает воистину бесовского мастерства. Надо ли говорить, что такую «премудрость» и дают человеку сами бесы, которые как огня боятся покаяния и всеми силами стараются грешника от этого покаяния отвести?
Не так бывает с праведником, который непрестанно взирает на высоту небесную и сетует и плачет о своей нечистоте и греховности именно в сравнении с чистотой и святостью Самого Бога. Поэтому нет никакого лукавства в том, что праведник совершенно искренне считает себя грешником. Просто грех для него – это не только какой-то явный и грубый проступок, но и всякое движение души, сердца, всякое неосторожное слово или мысль, несогласные с той святостью, с той чистотой и любовью, к которой призван человек Богом.
Итак, мы видим, что все люди грешны, но есть великая разница между греховностью закоренелого злодея и греховностью праведника. Но вот что самое удивительное: оказывается, даже не это является главным критерием в определении того, кого Бог «слушает», а кого нет.
Главным условием того, чтобы нас услышал Бог, является наше покаяние, сокрушение о своих грехах, и вот тут возможны удивительные метаморфозы. Страшного разбойника и злодея, если он от всего сердца с покаянием и плачем о своих грехах обратится к Богу, – Бог «услышит», а от великого праведника, если он утратит это покаянное осознание своей греховности, – Бог может отступить в мгновение ока, и мы знаем немало примеров этому из истории Церкви.
Это страшная опасность для каждого, кто стремится быть «причастником Божеского естества», и это главное, на что должен обращать пристальное внимание всякий желающий быть услышанным Богом. Не случайно первыми словами, которые произнес Господь, выйдя на проповедь, были слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17).
Но что значит быть «услышанным» Богом? Разве может хоть что-то укрыться от Его всеведения? Конечно, нет! Он знает все, даже такие глубины нашей души, о которых мы сами порой не догадываемся. Но когда говорится о том, что Бог «слушает» или «не слушает» того или иного человека, речь идет о том, насколько сам человек желает вступить в живое и действительное общение со своим Творцом, насколько он способен воспринять ту благодать, которую Господь с любовью готов отдать каждому, только бы сам человек стремился к ее восприятию.
Можно сказать, что когда благодать осеняет человека, преображает, обожает его, тогда и «услышал» Бог человека, и именно тогда человек становится в полном смысле счастлив, в каких бы внешне трудных и тесных обстоятельствах он ни находился. И только тогда понимает человек со всей очевидностью, что именно единство с Богом и есть крайнее, высшее пожелание его человеческой жизни. Так что осенение благодатью человек и осознает как «услышание» его Богом, как ответ на самые сокровенные чаяния и устремления своего сердца.
А еще Бог «слушает» человека в том смысле, что исполняет просьбы почитающего Его, поступающего по Его правде. И здесь тоже речь идет о единении человека с благостью Божией, о последствиях этого единения. Добрый человек и пожелания имеет добрые, благие, более того – согласные с волей Божией, вот почему эти пожелания исполняются.
Больше того, человек, проявивший усердие и постоянство в служении Богу, получает особую благодать вмешиваться в естественный ход вещей, разрывать греховные связи и их последствия, потому что и скорби, и страдания, и сама смерть – это все проявления действия греха в этом мире. Благость же действует обратным образом, даруя радость, утешение и жизнь с избытком. Как и Господь говорит: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит» (Ин. 14: 12).
Когда Господь говорит, что даже малая вера способна ввергнуть гору в море, Он говорит о том, что истинная вера соединяет человека с Богом. Воля человека тогда становится полностью согласной с волей Отца Небесного и является как бы ее продолжением. Богу же возможно все, и если Он захочет – «побеждается естества чин». Сказать горе: «Ввергнись в море», – истинно верующий человек сможет только тогда, когда этого захочет Господь. А уж если Господь захочет, то гора действительно ввергнется в море.
Думается, об этом же говорил Спаситель, когда сказал: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5: 17).
Так что и внешние обстоятельства жизни человека часто меняются кардинально, если человек с верой, в покаянии своем обратился к Богу, потому что благость Божия изливается тогда на всю жизнь человека во всей ее многосложности. Только сам человек ни в коей мере не считает уже это внешнее изменение жизни главным. А главным он считает уже только единство с Богом, которым дорожит как главным сокровищем своей жизни и которого боится лишиться больше всего на свете.
Но, приходя в храм из-за каких-то трудных и мучительных обстоятельств, наступивших в жизни, человек еще иначе смотрит на отношения с Богом: он в первую очередь просит у него разрешения своих проблем, избавления от скорбей. И Господь, желая исправления жизни человека, желая избавления его и его близких от многих бед, указывает ему путь этого избавления – путь к доброй и мирной жизни.
«Чтить Бога и творить волю Его» – вот как обозначен этот путь; он определен как правило, соблюдая которое человек не лишится помощи Божией. Но что значит «почитание Бога»? Это очень важный вопрос. Этим словомпочитание определены не какие-то внешние, формальные действия, не исполнение каких-то определенных предписаний и правил, а самое главное – расположение сердца человеческого, его живое стремление познать волю Бога и исполнить ее. Сам Господь говорит об этом много раз, например и такими словами: «Сыне, дай мне твое сердце» (Притч. 23: 26).
Вот мимо этих чрезвычайно важных слов многие и проходят, обращая внимание лишь на внешнее исполнение каких-то обрядов и предписаний. А между тем без сокрушения о своих грехах, без живого и искреннего устремления к Богу, без желания теснейшего общения с Ним всё другое теряет смысл.
Так что именно из почитания Бога, из осознания, что только Он является законодателем жизни – как в повседневном, так и в высшем, духовном ее измерении, из стремления осознать и исполнить волю Божию – и рождается действительное «слушание» человека Богом.
Но в чем же состоит воля Божия? Апостол Павел с предельной ясностью говорит об этом так: «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4: 3). Но каким же образом освящается человек? Только тогда, когда стремится к этому освящению, когда стремится быть причастником света, все делает для того, чтобы исполниться этого света. И главное средство – это покаяние, плач о своих грехах, сокрушенное умиление, а в более широком смысле – перемена жизни. Под этим понимается не только «переломный момент», когда человек осознает свою жизнь как греховную и полагает начало исправлению, но и постоянный труд над своей душой, над своей жизнью, повседневное и последовательное приближение к Богу в своих чувствах, мыслях, словах и поступках, что происходит, когда человек сообразуется с духом евангельским, поступает и живет по заповедям Божиим. Это устремление чрезвычайно важно, и именно желание приблизиться к Богу, сделаться способным к общению с Ним, желание святости и есть собственно покаяние в значении постоянного преображения, обновления жизни.
Итак, вот кого «слушает Бог». Того, кто по настоящему не равнодушен к своей душе, к ее вечной жизни, кто ищет Бога всем сердцем и всей душой, чтит Его, то есть с благоговением и со всей полнотой внимания и серьезности сверяет свои чувства, помышления, слова и поступки с Божиим законом.
Того «слушает Бог», кто старается исполнять Его волю, прилагая все возможные усилия к освящению своей жизни, не надеясь, впрочем, на себя, но на Бога, на Его помощь, в то же время не забывая и о том, что наши усилия определяют меру нашей веры, нашей устремленности к Богу, нашего желания быть с Ним в вечности.