1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей.
Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом (†1567; память 6 ноября).
Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8/21 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.
Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
История обретения Казанской иконы Божией Матери
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Её икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания.
Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Однажды во время дневного сна Матрона чудесным образом было перенесена на середину двора и здесь явилась ей та же икона Божией Матери. От Ее лика исходили огненные лучи. Матрона услышала голос: «Если ты не поведаешь глаголов моих о том, чтобы достали Мою икону из недр земли, она явится в другом месте. Ты же лишишься жизни».
Матрона упала на землю и долго лежала так. Затем, придя в себя, позвала мать и со слезами просила ее передать о видении архиепископу и воеводам. Та сначала не хотела, но дочь сказала: «Если тебе угодно, чтобы я умерла, то не ходи».
Тогда мать пошла с дочерью к городским воеводам. Они только рассмеялись. Пошли к архиепископу – тот также не внял словам девочки. А она плакала и просила мать. Тогда мать решила сама рыть землю на месте своего сгоревшего дома. Копала долго и безуспешно. Узнав о явлении, многие люди пришли помогать – перекопали весь двор, н икону не нашли.
Тогда девочка взяла заступи начала копать в месте, где была печь в сгоревшем доме. И скоро, к великой радости своей, Матрона обнаружила что-то, завернутое в кусок сукна. Сукно развернули – там оказалась икона Божией Матери с Младенцем. Таких икон раньше никто не видел. Она была совершенно новая, будто только что написана, и вся сияла.
На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
Казанская икона Пресвятой Богородицы и святитель Митрофан Воронежский
Повествование об иконе Казанской Божией Матери, о судьбах России неизбежно приводит к великому святителю нашей церкви – епископу Митрофану Воронежскому. Святительство свое он начал в 1663 году.
В первом послании к пастырям он писал: «Христос Спаситель, вручая апостольству паству, трижды сказал ему «Паси», как бы внушая, что есть три различных образа пасения: слово учения, молитва при пособии Святых Таин и пример жизни. Действуйте и вы тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь за них, а согрешивших приводите к покаянию».
Это был великий пастырь и истинный патриот Родины. Своим нравственным авторитетом, милосердием, молитвой он способствовал преобразованиям Петра Первого, необходимость которых хорошо понимал. Не многие из пастырей церкви поддерживали Петра – он был очень одинок. Но зато какие святители молились за него – св. Дмитрий Ростовский и св. Митрофан Воронежский! Их святительское Напутствие значило для Петра очень многое. Через этих святителей он получал благословение Божие на многие дела.
Для современников, да и для многих последующих поколений были непонятны энергия и настойчивость императора при постройке Петербурга. Даже сейчас часто встречаются непонимание и странная неприязнь к этому удивительному и прекрасному городу. Но давайте вспомним давние события…
В 1682 году Петр Первый приехал в Воронеж с целью постройки флота для похода на Азов. Святитель Митрофан убеждал народ всемерно помогать Петру, хотя многие считали дело сие совершенно бесполезным. Святитель отдал для постройки флота все имеющиеся у него деньги, сознавая, что они идут на благо России. Петр советовался со святителем, очень любил его и почитал.
Однако знакомство их началось совсем иначе. В 1682 году император построил дворец и послал за святителем Митрофаном, чтобы тот приехали освятил дворец. Святитель ничего не ответил и не приехал. Император разгневался и второй раз послал за Митрофаном. Снова никакого ответа.
Петр в третий раз посылает гонца со словами. «Скажите этому черноризцу, что если он немедленно не приедет ко мне, то я прикажу привезти его голову на блюде, как главу Иоанна Предтечи».
Святой Митрофан ответил на это так: «Передайте этому безбожному царю, что моя голова останется цела, а свою голову государь скоро сложит, если не возьмет себе в помощницы заступницу усердную – Матерь Божию. А дворец я приеду освятить только после того, как из него удалят статуи языческих богов».
Когда Петру передали эти слова, он сразу приехал к святителю. Император встал на колени перед ним и просил прощения и святых молитв о себе, стране, народе.
Святитель Митрофан сказал тогда: «Возьми икону Казанской Божией Матери – и она поможет тебе победить злого врага. Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу. Ты хотел освятить дворец здесь – я сделаю это, если ты удалишь из него идолов. Но он тебе не понадобится. Ты будешь жить в других дворцах, на Севере, и воздвигнешь новую столицу, великий город в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это.
Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога».
Все слова святителя сбылись. В 1709 году Петр со всем воинством всю ночь молился перед Полтавской битвой о даровании победы у Казанской Божией Матери, так называемой «Каплуновской».
Икона была обретена в 1689 году в селе Каплуновка Харьковской губернии. Эту икону подарил фельдмаршалу Шереметьеву и она сейчас хранится в Париже у наследников графа как великая фамильная реликвия рода Шереметьевых.
Всенародная святыня. Заступница усердная
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (†1612; память 17 февраля).
Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани».
С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины.
Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля), написанной , и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В год явления её в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (†1584), увенчавшийся присоединением Сибири.
Благодатной силы, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение во Христе окрестным народам.
Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты.
Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества.
Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.
Aкафист Казанской иконе Божией Матери, mp3
[su_spacer size=»10″]
[su_audio url=»http://www.brooklyn-church.org/shedule/akafist-Kazanskoi-ikone-Bozhiei-Materi.mp3″ width=»80%»]
Тропарь, глас 4-й
[su_note note_color=»#0068A9″ text_color=»#dff2fd» radius=»5″]Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим.[/su_note]
Смотрите также:
- «Акафист Пресвятой Богородице, явления ради чудотворной иконы Ея Казанской». С-Петербург,1897г. PDF »
- Празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы »
- Казанская икона Божией Матери – незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле »