Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что сила бесовская может быть очень большой, она может угрожать существованию каждого человека и всего человечества. Чтобы не думал кто-нибудь, что если он живет без Бога, то как-нибудь сам справится с жизнью.
Как только человек оказывается без Бога, он оказывается с диаволом. А до какой степени эта власть бесовская простирается, мы видим на примере Гадаринского бесноватого и всей страны, в которой находится этот несчастный.
Абсолютная власть бесов над человеком, так что этот человек в безумии своем живёт, не одеваясь в одежды, обнаженный от всего разумного, доброго. Не говоря уже о том, что он лишен благодатного. И живет не где-нибудь, а в гробах. Самое подходящее для него жилище — пещеры, куда клали умерших людей, прикосновение к которым означало нечистоту для живых.
Он настолько во власти бесов, что его уже не существует. «Как тебе имя?» — спрашивает Господь. «Легион» — отвечает этот человек, вернее, бесы уже за него отвечают. Всякий раз, когда человек отступает от Бога, он теряет самого себя, свою личность. И в его жизни непременно действует диавол, замечает это человек или нет.
Об этом бесноватом сказано, что он терроризировал на дорогах всех, кто проходил мимо, как могут терроризировать какие-нибудь бандиты — которые потому бандиты, что они бесами одержимы. Там, где нет присутствия Божия, эти бесы и эти люди ведут себя предельно нагло: они унижают окружающих, будучи сами унижены владеющей ими силой бесовской. А там, где присутствие Христово, они дрожат от страха, униженно просят, как преступники перед судом, чтобы каким-то образом участь их была смягчена.
Блаженный Феофилакт Болгарский об исцелении гадаринского бесноватого
Ведь бес одержим двумя страстями злобы — дерзостию и страхом. Ибо слова: «что Тебе от меня» свойственны дерзкому и бесстыдному рабу, а «умоляю Тебя» — боязливому.
Живёт он в гробах с намерением вложить людям лукавую мысль, что души умерших становятся бесами. — Бесы просят о том, чтоб им не повелено было идти в бездну, но позволено еще пожить на земле.
Господь позволяет им быть на земле, чтобы они, нападая на людей, делали их более славными. Ибо если бы не было противоборствующих, не было бы и подвигов, а если бы не было подвигов, не было бы и венцов.
— Знай и более переносный смысл. Кто имеет в себе бесов, то есть бесовские дела, тот не надевает на себя одежды, то есть не имеет одежды крещения, и не живет в дому, то есть в церкви, ибо недостоин входить в церковь, но живет во гробах, то есть в местах мертвых дел, например, в домах непотребных, в мытницах (таможнях). Ибо такие дома суть вместилища злобы.
Бегство пастухов было для гадаринцев поводом к спасению; но они не уразумели. Им должно было удивиться силе Спасителя и уверовать в Него, а они, сказано, просили, то есть умоляли, Иисуса отойти от них. Ибо они боялись, чтоб еще не потерпеть какого-нибудь другого убытка, подобно тому, как они лишились свиней.
Но получивший исцеление представляет непререкаемое доказательство исцеления. Он стал настолько здоров умом, что познал Иисуса и просил Его, чтобы быть с Ним. Вероятно, он боялся, чтобы, по удалении от Иисуса, ему снова не попасть во власть бесов. Но Господь, показывая ему, что он и не будучи с Иисусом, но покрываемый Его благодатию, может быть выше бесовских сетей, говорит ему: возвратись в дом свой и расскажи, что сотворил тебе «Бог» .
Не сказал: «что Я сотворил тебе» , чтобы нам подать образец смиренномудрия и чтобы мы всякое счастливо совершённое дело относили к Богу. Но исцеленный был настолько благоразумен, что рассказывал о том, что сделал ему «Иисус» .
Хотя Господь заповедал ему рассказывать о том, что сотворил ему «Бог» , а он рассказывает, что сделал ему «Иисус» .
Итак, и нам, когда сделаем кому-нибудь добро, не должно желать проповедания об оном; а тот, кому сделано добро, должен возвещать о нем, хотя бы мы и не желали сего.
Протоиерей Александр Шаргунов. Толкование на Святое Евангелие.
Об исцелении гадаринского бесноватого (Лк. 8, 26-39)
Обратим внимание и на то, что эти существа являются не только чудовищно сильными, но и крайне свободолюбивыми. Для них непереносимо какое-либо ограничение их свободы. Они разрывают железные цепи, которыми их связывают, любые путы, потому что они хотят жить свободно. Вся культура, духовность нашего времени направлена на то, чтобы воспитать человека абсолютно свободным, независящим ни от каких ограничений, чтобы никто и ничто им не управляло. Чтобы человек находился под полной властью бесовской.
Свобода, которую провозглашали в 1917 году, и свобода, которую сейчас провозглашают — свобода от всего — означает именно это явление, когда человек уже готов рвать как цепи любые преграды, только бы достигнуть ее. Никаких заповедей, нравственности, никаких границ не существует, никакой власти. И бежит в безумии такой человек, гонимый бесом, в пустыню.
«Что мне и Тебе, Сыне Божий?» — спрашивают бесы, которые видят перед собою Бога. «Что общего между Тобою и нами?» Действительно, что общего между светом и тьмой, что общего между Христом и Велиаром? Нет ничего общего. Между бесами и Богом ничего общего нет. А между человеком и Богом есть всегда общее. В каком бы состоянии ни находился человек, есть что-то общее у человека с Богом, и Бог хранит все-таки человека, несмотря на то, что он попал под власть бесов, не оставляет его до конца.
Нет ничего общего между свиньями и Богом. Эти — просто чавкающие какие-то, пьющие, жрущие существа. Бесы хотят, чтобы люди стали свиноподобными, тогда можно в них вселиться и погубить. Чтобы люди стали стадом скотским, каким хотят сегодня сделать у нас весь народ, чтобы вселились бесы в это стадо, и оно бросилось с крутизны в воду и потонуло. Весь род человеческий хотят бесы погубить.
Мы видим, какая сила у них и какая ненависть к человеку. Смысл их существования — уничтожить и разрушить. Не удается уничтожить этого человека — так хотя бы свиней, то, что принадлежит человеку. Может быть, через это удастся восставить человека против Бога? И оказывается, удаётся. Целая страна за то, что она теряет свое благополучие, восстаёт против Бога.
Мы должны увидеть сегодня не только силу Божию, но мы должны удивиться, как велика любовь Господня. В одно мгновение погубил бы диавол каждого из нас и всех. И кажется, есть основания ему иметь власть над людьми за их грехи. Но любовь Божия ставит предел этой ненависти к человеку. Любовь Христова не оставляет человека, несмотря ни на что.
Будем всегда знать это — не отвлеченно, а реально — глядя на то, что происходит сегодня с нашей страной. Потому что самое ужасное — это, конечно, не бедствия внешние, не голод, не нищета, а беснование людей. Людей хотят превратить в скотов, с тем чтобы они полностью принадлежали бесам. Но любовь Божия все равно все превосходит — вся власть у Бога.
Ничего не может сделать сатана без позволения Божия ни в одной ситуации. Если обратится человек всем своим сердцем ко Господу, если обратится народ к Нему, то всё сразу переменится, как переменилось с этим бесноватым человеком.
Пример этого исцеленного бесноватого говорит, что мы должны быть готовы, если Господь даровал нам узнать Его благодать, Его истинную жизнь, предпочесть дарам утешения, дарам благодати всегдашнего пребывания с Господом путь в ту землю, где ад на самом деле, ради того, чтобы привести к Богу других людей. И мы должны, глядя на это событие, которое показано в Евангелии, помнить, что Господу всё возможно переменить там, где, кажется, уже нет надежды на исцеление. Какие бы препятствия ни вставали на нашем пути, Господь говорит, что Он всё содержит Своей властью. Он посылает этого человека в страну, которая только что отвергла Его, с тем, чтобы просветить их светом истины, чтобы, когда придет время, и им даровать спасение.
Чудо сегодняшнего Евангелия — то, что Господь может совершить с каждым человеком и со всем человечеством — раскрывается в полноте в тайне Креста Христова и Его Воскресения. И каждый из нас призывается исполнить волю Божию о себе и быть участником воли Божией, которая хочет всем человекам спастись.
Неделя 23-я по Пятидесятнице (Лук. 8:26–39).
Об исцелении бесноватых в стране Гадаринской
Слышанное нами Евангельское чтение об исцелении гадаринских бесноватых является как бы иллюстрацией к словам Евангелия: Христос есть свет, просвещающий и освящающий всякого человека. Некогда бесы овладевали отдельными людьми; начиная с 18-го века, под их влияние подпадают отдельные общества, в 20-м же веке мы наблюдаем как в состояние осажденности темными силами попадает все человечество наших дней.
Недавно, в телевизионной программе Мерва Гриффина на тему о разных культах, выступил владелец фирмы «Проктер и Гэмбл». Этот «бизнесмен», богатейший человек, заявил, что свой успех в торговле он приписывает полностью сатане. «Если сатана и в дальнейшем поможет мне преуспевать в обогащении, я, после своей смерти, отдам сатане свои душу и сердце», – сказал он…
Не отдам, а уже отдал, добавим мы.
Невольно вспоминаются слова великого нашего писателя Ф. М. Достоевского, слова созвучные Евангелию – «в мире дьявол с Богом борется, и поле битвы – сердца людей».
Мы, дорогие братья и сестры, живем в эпоху всемирной борьбы тьмы со светом. И каждый из нас, сознает он это или не сознаёт, хочет ли того или не хочет, является соучастником этой борьбы. Человек, тем более христианин, не должен думать только о своем спасении, пренебрегая участью ближних, не должен и в сознании своей «спасенности», чрез веру во Христа Спасителя, наслаждаться благами мира, наслаждаться и сознанием своей спасенности, равнодушно взирая на страдания и гибель других.
Всегда, в мрачные периоды истории, в человечестве поднимались голоса о спасении мира. В эпоху дохристианскую спасение мира понималось, как его внешнее осчастливление путем организационно-механическаго его переустройства. Точно также понимают спасение мира и современные «благодетели» человечества. В своих планах осчастливления мира они исключают участие Бога и законов Творца, тех законов, которые положены Творцом в основу бытия, природы и жизни человека.
А что такое мир? Мир – это совокупность душ. Посему-то и спасение мира есть ничто иное, как спасение этот мир составляющих душ. Опыт тысячелетий доказал невозможность спасения мира путем механического его переустройства. Внешнему механическому переустройству мира, в котором упраздняется человеческая личность, в котором человек превращается в винтик машины или в номер в стаде сытых скотов, Творец и Промыслитель мира противопоставляет – в лице Иисуса Христа – спасение мира Истиной – что подлинное спасение мира, как совокупность душ, возможно только чрез просветление душ, их вхождение в Царство Божие. А Царствие Божие – внутри вас, – говорит Господь.
Каждый человек, тем более христианин, несёт ответственность за царящее в мире зло, за успех в этом мире духа тьмы. Каждый человек, и особенно христианин, должен сознавать, что он несет ответственность не только за им лично творимое зло, за личные проступки против Бога и ближнего, но и за царящее в мире зло, которому он не противодействует. А как и чем можно противодействовать, скажете вы, сатанизму владельца фирмы «Проктер и Гэмбл»? Очень просто. Христиане, не покупайте изделий этой фирмы. Всякий, пользующийся изделиями фирмы сатаниста, сам становится его соучастником во зле. И ещё, избегайте делать покупки в святые дни воскресенья, так как открытие магазинов в воскресенье является звеном в борьбе сатанизма против Христа и Церкви Его.
Нередко приходится слышать: что я один могу сделать с моими слабыми силами в борьбе с окутывающим землю злом? Так рассуждающим должно сказать: во-первых, ты не один, с тобою все Тело Христово, живой клеткой которого ты должен быть, с тобою и Сам Глава Тела Христос (1Кор. 13:20–26). И во-вторых, поборая личную греховность, поборая в тебе живущее зло и достигая просветленности твоей души, ты тем соучаствуешь в оздоровлении и спасении всего мира. В борьбе за оздоровление или спасение мира нельзя недооценивать личного над собою подвига.
Внутренняя пронизанность души человека благодатным миром, благодатными светлыми силами, незримо изливается и на других людей, оказывая на них целебное спасающее действие. Тайная, от чужих глаз скрытая молитва в келье, от людей скрытый подвиг отшельника, уединенное созерцание Бога – все это имеет благодатные последствия для всего мира, все это содействует его спасению, возрождению и просветлению. «Стяжи мир, – говорил преп. Серафим Саровский, – и около тебя спасутся тысячи». Аминь.
епископ Митрофан (Зноско-Боровский)