Сегодня, 2 июля, Церковь чтит память дивного угодника Божия XX века святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца (+1966 г.).
18 лет назад в этот день Русская Православная Церковь за границей причислила святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского к лику святых. Однако с особым почитанием ко святителю Иоанну Шанхайскому относятся и в Донбассе.
Здесь, в селе Адамовка, всего в 10 км от Святогорской Лавры, в семье дворян Максимовичей родился и воспитывался будущий святитель Иоанн Сан-Францисский, в святом Крещении названный Михаилом. Его предком был известный просветитель Сибири, святитель Иоанн Тобольский. Родители Михаила, Борис и Глафира, воспитывали своего сына в благочестии, возгревая в нем стремление стоять за истину, и в горячей любви к своему Отечеству.
С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги.
Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие. А еще он часто бывал в Святогорской Лавре, где на Святых горах игрался в монастырь, а его солдатики были не воинами, а монахами.
В день памяти святителя на его родине, где наместник Святогорской Лавры архиепископ Святогорский Арсений ежегодно возглавляет прадничную Литургию, всегда собирается много верующих, которые съезжаются сюда отовсюду.
В 2007 г. в селе Адамовка святогорскими монахами была совершена закладка и начато строительство церкви и скита в честь святителя Иоанна Сан-Францисского на месте его родительского дома. Кроме храма в лаврском скиту построен целый комплекс: братский корпус, трапезная, гостиница для паломников на 150 мест.
А спустя два года на родину святителя Иоанна шанхайского из Сиэтла были переданы вещи святого. Среди святынь, переданных Святогорской Лавре, было кресло, в котором отошел ко Господу святитель, а также предметы его облачения.
Все эти святыни сохранялись в семье духовных чад святителя. Многие годы их хранителем был чтец, в доме которого святой Иоанн Шанхайский и отошел ко Господу. После его смерти их продолжал сохранять в своей семье его сын Сергей, который теперь и передал их в дар монастырю. Также протоиереем Петром Перекрестовым, настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Сан-Франциско в дар Свято-Успенской Лавре была передана частица мощей святителя Иоанна.
В годину гонений Промыслом Божиим Михаил оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет. В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанна в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского.
Уже в то время епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну».
О. Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день служил Божественную литургию и причащался, со дня монашеского пострига никогда не ложился, иногда его находили утром задремавшим на полу перед иконами. Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси.
Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн был редким молитвенником.
Он так погружался в тексты молитв как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах.
В 1934 г. иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа, после чего он отбыл в Шанхай. По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого) епископ Иоанн был «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».
Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.
С приходом коммунистов к власти русские в Китае снова вынуждены были бежать, большинство — через Филиппины. В 1949 г. на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана.
Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.
Русские люди, в рассеянии сущие, имели в лице Владыки крепкого ходатая пред Господом. Окормляя свою паству, святитель Иоанн делал и невозможное. Он сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку. По его молитвам совершилось чудо! В американские законы были внесены поправки и большая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебрались в США, остальные в Австралию.
В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. В Европе, а затем с 1962 года в Сан-Франциско, его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды.
Слава Владыки распространялась как среди православных, так и среди инославного населения. Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».
Владыку знали и высоко чтили во всем мире. В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом Епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного — будь он католик, протестант, православный или кто другой — потому что, когда он молился Бог был милостив.
В парижском госпитале лежала больная раба Божия Александра и Епископу сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие. Лежа в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой.
Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым».
Дети, несмотря на обычную строгость Владыки, были ему абсолютно преданы. Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить. Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным.
Блаженный Владыка, святой Русского Зарубежья, и вместе с тем русский святой поминал на богослужениях Московского Патриарха наряду с Первоиерархом Синода Русской Зарубежной Церкви.
Обращаясь к истории и прозревая будущее, свт. Иоанн говорил, что в смутное время Россия так упала, что все враги ее были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Люди «измалодушествовали», ослабели и спасения ждали только от иностранцев, перед которыми заискивали. Гибель была неизбежна.
В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, чудесное восстание его, когда духовно и нравственно восстали люди. Такова история России, таков её путь.
Последующие тяжкие страдания русского народа — есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Россия восстанет так же, как она восстала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера.
Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам».
Россия восстанет, когда полюбит Веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников.
Владыка Иоанн предвидел свою кончину. 19 июня (2 июля) 1966 г. в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения г. Сиэтлла с Чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной, в возрасте 71 года, перед этой Одигитрией Русского Зарубежья отошел ко Господу великий праведник. Скорбь переполнила сердца многих людей во всем мире.
После кончины Владыки голландский православный священник с сокрушенным сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься получишь».
Четырехдневное бдение венчала погребальная служба. Проводившие службу епископы не могли сдерживать рыданий, слезы струились по щекам, блестели в свете бесчисленных свечей подле гроба. Удивительно, что при этом, храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали, что казалось, мы присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретенного Святого.
Вскоре и в усыпальнице Владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах.
Время показало, что Святитель Иоанн Чудотворец — скорый помощник всех сущих в бедах, болезнях и скорбных обстояниях.
ИОАННУ МАКСИМОВИЧУ
Тропарь, глас 5
Попечение твое о пастве в странствии ея, / се прообраз и молитв твоих, за мiр весь присно возносимых. / Тако веруем, познавше любовь твою, / святителю и чудотворче Иоанне! / Весь от Бога освящен священнодействием пречистых Таин, / имиже сам присно укрепляем, поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший. / Поспеши и ныне в помощь нам всем сердцем чтущим тя.
Кондак, глас 4
Сердце твое объемлет всех любовию / молящих ти ся, Иоанне святителю, / и поминающих подвиг жития твоего. / Безболезненно же легкое преставление твое бысть, / Одигитрии Пречистыя верный служителю.
Смотрите также:
- Труды и житие святителя Иоанна (Максимовича) »
-
Блаженный Святитель Иоанн Чудотворец. Иеромонах Серафим (Роуз) »
ИОАННУ МАКСИМОВИЧУ
Тропарь, глас 5
Попечение твое о пастве в странствии ея, / се прообраз и молитв твоих, за мiр весь присно возносимых. / Тако веруем, познавше любовь твою, / святителю и чудотворче Иоанне! / Весь от Бога освящен священнодействием пречистых Таин, / имиже сам присно укрепляем, поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший. / Поспеши и ныне в помощь нам всем сердцем чтущим тя.
Кондак, глас 4
Сердце твое объемлет всех любовию / молящих ти ся, Иоанне святителю, / и поминающих подвиг жития твоего. / Безболезненно же легкое преставление твое бысть, / Одигитрии Пречистыя верный служителю.