Закончился Петров пост, наступил праздник святых Апостолов Петра и Павла, которых мы в своё время все, даст Бог, увидим. Пётр — вратарь Царства Господнего. Он будет пускать или не пускать нас в Царство в зависимости от нашего внутреннего состояния. Каждый из них до апостольства имел иное имя: Петр был Симон, сын Ионы, а Павел — Савл.
В традиции божественной, ветхо- и новозаветной имя — важная часть человека. Египтяне считали что имя, как и душа, не умирает. Имя человека — это нечто сокровенное, сказанное о нем, чему человек может соответствовать или нет. Поэтому когда Господь звал на ученичество людей, Он менял им имена.
Господь назвал Иоана и Иакова — Воанергес, т.е. «сыны громовы» (Мк.3:17); Павла — Савлом, т.е. маленьким; Симона — Петром «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что’ свяжешь на земле, то’ будет связано на небесах, и что’ разрешишь на земле, то’ будет разрешено на небесах.» (Мф.16:18-19)
Савл — Павел, самый меньший из всех Апостолов: со Христом не ходил, на Евхаристии не возлежал, под Крестом не стоял, гнал Церковь Божью. Мы называем Петра и Павла именами, которыми мамы их не называли. Самое сладкое имя для человека то, которым его называет мама, качая в колыбели.
В Апокалипсисе говорится: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.» (От.2:17)
Что самое главное из сказанного Петром? Исповедание, произнесенное в пределах Кесарии Филипповой в ответ на вопрос: «Кем Меня считают люди?». «Ты еси Христос, Сын Бога Живого», – ответил он тогда по внушению от Отца. Эти слова мы говорим перед причастием: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго».
А что говорил Павел? Ой, много. Но среди многого и это: «Христос пришел в мир грешников спасти, из которых первый – я». И эти слова мы повторяем перед Чашей.
Всякий раз, когда мы причащаемся, мы повторяем апостольские слова. Не забудем, что мы не можем причаститься, не вспомнив прежде Иуду-предателя и благоразумного разбойника!
«Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» — так молимся перед Чашей.
Очевидно, потому, что всякий грешник перед Богом – разбойник, а самое страшное в вере – это измена, предательство. Лучше и не знать Христа, чем, узнав, променять Его на что бы то ни было. И в этой же молитве есть слова Петра и Павла.
Мы будем в Царствии Божьем переименованы, названы именем, соответствующим нашему устроению. Например, человек, носящий имя Сергий, должен быть благородным, т.к. такое значение этого имени. Иначе он будет назван другим именем, соответствующим его состоянию. Николай должен быть защитником — сильным, могучим крепким. Рустик, в переводе с тюркского лев, должен обладать качествами льва. Андрей должен быть мужественным.
У каждого человека есть имя, данное родителями и священное имя — данное при крещении, которому нужно соответствовать, иначе оно у нас заберется. То что сегодня у нас называется именем — это не совсем имя, оно немного навязано нам. У каждого из нас есть свое внутреннее имя, которое обозначает нашу суть.
Наше общее, высокое имя — Христиане, рабы Божьи, верующие во Христа,люди Господни, те, которые любят распятого и воскресшего ради нас. Все христианские имена очень красивы, они обозначают разные добродетели: смирение, силу, мудрость, мужество, терпение, благородство, красоту. Нужно соответствовать своему Христианскому имени.
Петр — твердый, Павел — смиренный. Каждый из них являет нам разные грани служения Богу. Они нужны нам вместе потому что Вера должна быть со смирением. Вера без смирения не угодна Богу, и смирение без крепкой веры приводит человека к унынию, тоске.
Православные часто хвалятся смиренной верой, но эта вера нередко превращается в уныние, забитость,депрессивное состояние. Нужно быть внимательным. Там где есть твердая вера (Петр) там нужно глубокое смирение (Павел). И наоборот.
Церковь могла бы праздновать отдельно Петра и отдельно Павла, потому что они разные. Но они вместе: Петр — это вера и дерзновение, Павел — это дела и смирение.
Всем христианам желаю твердости Петра и смирения Павла. Желаю быть терпеливыми в добре, как Павел, и чистыми в исповедании веры, как Петр!
прот. Андрей Ткачёв
[su_divider]