Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова,
Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. (Лк., 17 зач., V, 1-11)
Не ловилась рыба у Петра и других Апостолов и только, когда сказал Господь снова закинуть сети, поймали великое множество. Это событие показывает пример нашей немощи и то, что при помощи Божией люди получают благо, большее, чем могли ожидать, — причём это одинаково в отношении как материальных, так и духовных благ.
Часто люди просят тех или других, преимущественно первых, и не получают. Опытный духовник понимает, почему Господь не дает просимых благ — этому человеку не полезно их иметь. Что бы было, если бы люди сразу и всегда все получали? Человек корыстолюбив и если бы сразу получал, что просит, то погиб бы остаток бескорыстия в людях и молитва стала бы источником обогащения и молящийся руководился бы соображениями выгоды. Не дает Господь просимого, как мать не дает ребенку того, чего ему не надо давать. В беде часто просят и молят, но по миновании беды скоро забывают о милости Божией, до другой беды.
Обычно Господь дает то или иное дарование или когда очень горячо просят или когда перестали верить и просить. В первом случае в ответ на очень горячую веру, во втором во внимание к предшествующей молитве и чтобы удержать от отчаяния. Господь хочет от нас веры крепкой и покорной и потому испытывает нашу преданность.
Когда не исполняется молитва, то мы должны постараться понять, какая спасительная причина лежит в неисполнении нашей просьбы. Ап. Павел молился о том, чтобы от него был отнят «пакостник плоти, ангел сатанин» — некая страсть, его внезапно мучившая — и не был услышан. И Ап. Павел понял причину — «да не превозношусь» (2 Кор. 12:7). Так и мы должны стараться понимать.
Но иногда блага даются по маленькой короткой молитве. В случае, о котором идёт речь в сегодняшнем Евангелии, со стороны Апостолов не было даже просьбы, а было только смиренное согласие, несмотря на долгие, напрасные и утомительные труды, но, по слову Спасителя, снова закинуть сети. Ап. Петр и другие сумели оценить дары Божии — они оставили эту рыбу с сетями и пошли за Христом.
Когда Христос вошел в лодку Петра и повелел ему отчалить от земли, то говорил Он, словно семя лилось и благодатно ложилось в души человеческие. Пётр сначала не замечал, что творит Господь, но после того как Спаситель сказал ему: «Вверзи невод в море», и поймалось столько рыбы, что было не увезти двумя лодками, вдруг перед ним встал образ Того, Кто сеял это семя.
Здесь как будто притча: Христос сеял слово, и никто не замечал, какое это богатство: но когда Петр извлек множество рыб, он вдруг обнаружил богатство, которое дает Господь, словно семя процвело. И ему стало страшно: Отойди от меня, Господи, я человек грешный, мне страшно стоять с Тем, Кто это может сотворить…
Но Христос его успокоил: Не бойся, ты будешь отныне не рыбу ловить, а собирать в невод Господень живые человеческие души, приносить их, извлекать их из бури, для того чтобы они вошли в покой… И Петр все оставил и вместе со своими товарищами пошел за Христом.
Подивись смотрению Господа, как Он каждого привлекает чрез свойственное и сродное ему средство, например: волхвов — посредством звезды, а рыбарей — посредством рыб. Заметь и кротость Христа, как Он умоляет Петра отплыть от земли, ибо «просил» разумей вместо «умолял», и то, как благопокорен был Пётр: Человека, которого не видал, он принял на свой корабль и во всем ему повинуется. А ведь Бог никогда не награждает труд человеческий так, как награждает Он послушное сердце.
Когда Иисус сказал ему, чтобы он отплыл на глубь, Пётр не отяготился, не сказал: всю ночь я трудился и ничего не приобрел, и Тебя ли теперь послушаю, и вдамся в новые труды? Ничего такого он не сказал, но напротив: «по слову Твоему я закину сеть» .
Так Пётр был тепл в вере и прежде веры! За то и поймал он столько рыб, что не мог один вытащить их, а знаками пригласил и соучастников, то есть общников, бывших на другом корабле.
Знаками пригласил их потому, что пораженный необычайною ловлею не мог говорить. Далее, Петр в глубоком благоговении просит Иисуса сойти с корабля, говоря о себе, что он грешник и недостоин быть вместе с Ним.
Если хочешь, понимай это и в переносном смысле. Корабль есть синагога иудейская. Пётр представляет образ учителей закона. Учители, бывшие до Христа, всю ночь трудились (ибо время до пришествия Христова — ночь) и ничего не достигли.
А когда пришел Христос и настал день (Рим. 13, 12), то апостолы, поставленные на место законоучителей, по слову, то есть по заповеди Его, закидывают сеть Евангелия и уловляют множество людей. Но апостолы одни не могут вытащить сеть с рыбами, а приглашают и соучастников своих, и сообщников, и влекут вместе с ними. Это суть пастыри и учители церквей всех времен; они, преподавая и объясняя учение апостольское, помогают апостолам ловить человеков.
И так, какой нам богатый урок, как это просто! Идти за Христом — не значит куда-то уходить, это значит остаться при Нем и так же сеять, как Он сеял, и так же собирать в Царство Небесное, как Он собирал. Сеять, не задумываясь над тем, богат я или беден: была бы любовь – семя даст Господь.
И когда вдруг обнаружишь, как страшно наше дело, потому что это самое Божие дело, будем слушать Божие слово: Не бойся, но сей, сей открытым, любящим сердцем. Соберёшь ты богатую жатву, но и семя было не твое, и жатва будет Господня… Какая радость! Действительно, придет время, о котором в Евангелии говорится, что вместе возрадуется и сеющий, и собирающий жатву. Аминь.
Из проповедей Митрополита Антония Храповицкого
Блаженного Феофилакта Болгарского
и Митрополита Антония Сурожского.