Масленица бывает и не православная. Её легко узнать по градусу безумия, которое охватывает до этого адекватных и добропорядочных людей. Празднуется она так, что хоть святых выноси. Прыжки через костер и сжигание чучела зимы – невинные забавы современных дикарей. Представьте людей, у которых остался один единственный день, чтобы успеть на все нехорошие дела и воплотить в жизнь все тёмные желания и мечты: напиться до беспамятства, разбить кому-нибудь лицо, грязно ругаться, хамить и безобразничать, а наутро проснуться в тарелке с блинами и сказать: «Ох, хорошо вчера на Масленицу погулял!»
Это и есть настоящее язычество – когда человек снимает с себя человечность как пальто и становится хуже животного. Потому что животное может только укусить, а человек еще и наплевать в душу и отравить жизнь людям вокруг. Это – свобода, которую обещает язычество. Свобода волчьей стаи куда страшней человеческой тюрьмы: в стае только один по-настоящему свободный – это ее вожак. Человеческая стая порождает рабов и гитлеров.
Но пришел Христос, и люди, сидящие во тьме, узнали, что тьма – это всего лишь отсутствие света, а любовь – это сила, которой Он победил мир. Он отдал землю кротким, и тогда солнце, сжигающее города, заплясало в очаге на радость детям и котам, а люди вместо дремучей чащи оказались за уютным семейным столом. Этому преображению и посвящается православная Масленица. И заканчивается она Прощеным воскресением. Только сердце, способное простить, может вынести огонь Божественной любви и не сгореть…
Это начало подготовки к самой радостной и долгожданной встрече в жизни – встрече человека с Богом. Словно невеста в ожидании жениха, верующая душа бежит от пустых разговоров и развлечений, прячась за ставни молитвы и поста в доме своей души. Он грядет – Царь мира, одежды Его сверкают, как снег, и ангелы трепещут, не смея глядеть на Него. Но в доме, который Он Себе выбрал, живёт не мудрец и пророк, а все мы – слабые, переменчивые, пугливые дети, которым Он завещал Свое Царство. Все службы, молитвы и бдения грядущего поста направлены на то, чтобы оставить бесконечную суету и занятость и вернуть нам искреннюю детскую веру, от которой жизнь вокруг вновь засверкает радостными яркими красками.
Для нашего духовного здоровья пост необходим как воздух. Мы не духи. И тело также участвует в духовной жизни человека, как и душа. Душа питается и укрепляется молитвой, тело – постом, разумными ограничениями и воздержанием. Сам Господь Иисус Христос, перед тем как выйти к людям, 40 дней постился в пустыне.
Представьте дом, куда каждый день хозяева таскают всё что ни попадя. Нужное и ненужное, полезное и всякую дрянь. Приводят разных непонятных типов, знакомых и не очень. От них потом в доме полный бардак. Места все меньше – хлама всё больше. Так вот пост – это уборка в этом доме. Непонятным типам из телевизора, интернета и откуда мы их приводим ещё в дом нашей души – всем решительное «досвиданья».
Осуждение и пустые разговоры, хлам соцсетей и телезависимость – на помойку. Чистим и убираем, чтобы освободить место для самого дорогого и важного Гостя в нашем доме – Господа нашего Иисуса Христа. Только Ему здесь место. И нет ничего радостнее, чем просто говорить с Ним.
Тяжесть греховная снимается с нас покаянием при непременном условии, что мы сами изгоняем из себя всякую вражду и прощаем каждому, кого считаем виноватым перед нами. Очищенные и прощенные Богом тогда встречаем мы Светлое христово Воскресение.
Какой же драгоценнейший дар Божий получаем мы тогда, что является завершением нашего постного подвига? О том говорит нам уже первое песнопение, начинающее ежедневное пение стихир поста: «И подается нам в снедь Агнец Божий, во священней и светоносней нощи воскресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства».
Приобщение Тела и Крови Воскресшего Христа, в жизнь вечную, вот что является целью святой Четыредесятницы. Приобщаются не только на Пасху. Наоборот, на Пасху должно приобщаться тем, кто говел, исповедался и причастился во время Великого поста. Перед самой Пасхой нет возможности хорошо, во всем, исповедаться, время и священники заняты службами Страстными. Подготовляться к тому нужно заранее.
Всякое причащение Христовых Тайн есть соединение с Самим Христом и для нас спасительно. Почему же такое значение придается причащение в ночь Святой Пасхи и к тому мы все призываемся? Особенно тогда дается нам ощутить Царство Христово. Особенно мы тогда озаряемся Вечным Светом и укрепляемся для восхождения духовного.
То незаменимый дар Христов, несравнимое благо. Пусть никто сам не лишается сей радости и вместо причащения в Пасхальную ночь не торопится вкусить мясные и прочие снеди. Приобщение тогда Святых Тайн подготавливает нас к трапезе в вечном Царствии Божием.