«…И сподоби нас исполнитися освящения
Твоего воды сея причащением: и да будет нам, Господи, во здравие души и тела»
Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января).
В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием «ход на Иордан».
Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой. Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.
Святую воду принято употреблять с молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь«.
Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды. Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает».
Когда кто-нибудь сильно болел, преп. Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.
Нет необходимости запасать большие ёмкости святой воды: когда она будет заканчиваться, достаточно добавить в неё обычной чистой воды, которая освятится имеющейся богоявленской.
— Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?
— Это не так! Купание в проруби (иордани) — это старинный добрый народный обычай, который не является церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.
«Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,- имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
Святитель Феофан Затворник
19 января — Церковь празднует Богоявление, или Крещение. О богослужебных особенностях праздника Богоявления рассказывает председатель Литургико-богослужебной комиссии Украинской Православной Церкви епископ Филарет (Зверев).
Для малоцерковних людей Богоявление, Крещение Господне — едва не основной праздник церковного года , ведь святят воду, причем аж дважды .
Итак, если «в церкви что-то дают» — надо посетить храм , запастись святой водой. Тем более, что вода и от болезней помогает, и дом нею окропить можно от всякой беды. И , даже бессознательно, человек тянется к святыне, в том числе и к материальной, в данном случае — воде святой. Нам не хватает святости – и эту жажду мы пытаемся утолить таким вот образом.
Наиболее активные хотят воды побольше — полную банку, бидон. Или: « Батюшка, побрызгайте в мою баночку ещё побольше», — просят. А для чего ?
Вероятно, чтобы было «посвятее» … Но известно, что капля святит море, и, в соответствии с существующей практикой, священник погружает крест в самую купель, а оттуда окропляет ёмкости с водой так, что в каждую попадает капелька — и вода освятится.
Поэтому просьба «побольше» — отражает «степень веры» просителя: чем больше надо налить святой воды в отдельно взятую посуду, тем скорее всего вера меньше, и наоборот…
Воду освящает не серебро благодать Божия
Сейчас люди грамотные утверждают, что святая вода обязана своим происхождением ионам серебра , которые попадают туда с креста, дезинфицируюя воду и придавая ей целебные свойства…
Знаете, большинство приходов не может себе позволить иметь серебряные кресты… Я в свое время святил воду деревянным крестом — там тоже ионы серебра? Но вода имела такие же сверхъестественные свойства. А еще видел у старушки прихожанки стаканчик воды с бумажной биркой: «1954». И вода чистая, без признаков повреждения! Воду освящает не серебро, а благодать Божия по молитвам Церкви — и через серебряный крест, и через бронзовый, и через деревянный. Иначе святая вода была бы только в богатых приходах, где есть серебряные или золотые кресты …
Две святые воды
Говорят, что вода, освященная в Крещенский Сочельник ( 18.01 по новому стилю), «сильнее» , потому что «постная» — а вот на сам праздник «слабее» … В отдельных местностях «разные воды» именуют то «крещенской», то «Богоявленской», то «иорданской» — в зависимости от края.
Но на самом деле святая вода и 18-го, и 19-го января освящается совершенно одинаковым образом. И Церковь никогда не учила о «степени святости» — «обе» воды называются одинаково: «большая агиасма» , то есть великая святыня. Как духовное утешение, её позволяли принимать отлученным от Святого Причастия.
Отдельных же церковных названий вода освященная в Сочельник и в сам праздник не имеет – так как это одна и та же вода. И чины освящения, еще раз скажу, одинаковые! Поются одинаковые тропари, читаются одинаковые ветхозаветные тексты, отрывок из Апостола, Евангелие, и одинаковая молитва произносится. А потом , с пением тропаря праздника, в воду погружается святой крест — и 18 , и 19-го!
И освящение воды в эти дни, как ни странно, — не есть главное событие в Церкви.
Вспоминая Крещение Господне, мы просим Бога освятить нас, и всё тварное естество, включая воду: «освяти меня, и воду, Спáсе», — как поется в стихире освящения. Мы благодарим Бога и за дар Святого Крещения, которым все мы возродились для новой жизни. Мы славим Всесильного Бога, Котороый смирился до того, что склонил главу под руку Иоанна Предтечи, и нас учил смирению. Мы величаем Творца, явившегося и просветившего нас, Который освободил нас из «страны смертной тени».
Поэтому Господь — и является величайшей святыней этих дней. Кто в праздник сподобится причаститься Богу — тот будет иметь наибольшую святыню. Зато, кто принесет наибольшую бочку святой воды домой, но вместе с тёмным и пустым сердцем, — тот не получит ничего.