Святой и праведный Иосиф Прекрасный

Святой и праведный Иосиф Прекрасный
Святой и праведный Иосиф Прекрасный

Блаженный Иосиф, прекрасный душой и телом, был одиннадцатым сыном Иакова и второй его жены Рахили, а двенадцатым их сыном был Вениамин. Рахиль вскоре умерла после рождения Вениамина и была погребена во Евфрафе (Вифлееме).
Благочестивому Иосифу не нравились поступки его сводных братьев, и он старался сторониться их. Сделать это было непросто, потому что Иосифу и сыновьям Иакова от первой жены приходилось вместе пасти овец. И так его недолюбливали, но когда Иосиф рассказал им свои сны, нелюбовь превратилась в ненависть.
А увидел праведный Иосиф два сна. Предвещавшие его будущую судьбу. Видел он, как вместе с братьями на поле вязали снопы. И вдруг из лежащих снопов поднялся тот, что связал Иосиф, а остальные поклонились ему. В другом чудном сновидении он видел, как солнце и месяц с окружавшими их одиннадцатью звездами кланялись ему.
Почувствовав угрозу, братья начали злоумышлять против Иосифа.
Однажды Иосиф и Вениамин, тогда еще ребенок, оставались при отце в Хевронской долине, а остальные братья пасли стада в Сихеме. Не имея вестей уже в продолжение нескольких дней, Иаков послал Иосифа проведать братьев. Не обнаружив их в Сихеме, Иосиф направился в Дофаим. Братья увидели его издалека и, прежде чем юноша приблизился,  решили его погубить. «Вот идет сновидец! — сказали они друг другу. — Убьем его и бросим в ров, а отцу скажем, что звери растерзали. Посмотрим, как сбудутся его сны».
Но Рувим, старший брат, любивший Иосифа, возразил:
— Братья, не проливайте крови, лучше бросьте его в пустой колодец, и пусть он умрет там.
Эти слова должны были успокоить братьев. В дальнейшем Рувим хотел помочь брату.
Едва Иосиф приблизился и произнес обычное приветствие, как братья бросились на него, сорвали одежду и столкнули в глубокий пересохший колодец.
Между тем вдали показался караван измаильтянских купцов, направлявшийся в Египет. По совету Иуды, одного из братьев, они решили продать этим купцам Иосифа, чтобы они завезли его в отдаленную страну. Вытащив брата из колодца, они продали его за двадцать золотых монет. Рувим в это время был  в отлучке, когда же вернулся и не нашел Иосифа, неутешно плакал. Чтобы скрыть свое злодеяние, братья, испачкав одежду Иосифа кровью козла, послали ее отцу с вестью, что нашли эту одежду в поле и узнали, что она принадлежала Иосифу, но самого брата не нашли.
Иаков, не в силах справиться с горем, облекся в рубище и долго рыдал, говоря: «Сойду к сыну моему в страну подземную!».
Святой и праведный Иосиф Прекрасный
Святой и праведный Иосиф Прекрасный

Купцы же привели Иосифа в Египет и продали вельможе Пентефрию, начальнику телохранителей фараонов. Пентефрий полюбил невольника и вверил ему управление всем своим домом. Иосифу шел двадцать седьмой год, когда жена Пентефрия, очарованная красотой молодого человека, речами и поступками стала склонять его к греху. Много раз Иосиф останавливал ее, но однажды коварная искусительница сунула в его руки свое платье и позвала домашних, заявив, что Иосиф склонял ее к прелюбодеянию. Разгневанный вельможа велел заключить Иосифа в тюрьму, где содержались государственные преступники. Но Господь не ставил Иосифа Своей милостью, и начальник тюрьмы не поверил в виновность заключенного.
Случилось вскоре, что два вельможи фараона, виночерпий и хлебодар, прогневали государя и были также заключены в темницу. Через некоторое время в одну и ту же ночь они увидели сон, предзнаменовавший каждому его будущую судьбу. Виночерпию представились три сухие виноградные ветви, вдруг покрывшиеся листьями и принесшие зрелые гроздья. Сам же он держал  в руках чашу. Взяв спелую виноградную кисть, он выжал сок в чашу и поднес фараону. Когда виночерпий растолковал свой сон Иосифу, тот растолковал:
— Через три дня фараон возвратит тебе сан. Вспомни тогда обо мне — заступись за невинного.
Хлебодар тоже рассказал свой сон. Ему снилось, что он нес на голове три корзины с хлебом; вдруг появились птицы и все склевали. И сказал Иосиф:
— Через три дня снимут с тебя голову, а труп повесят на дерево, и птицы будут клевать твою плоть.
Так и случилось: виночерпия освободили, а хлебодара казнили. В своем счастье виночерпий забыл об Иосифе, не замолвил фараону слова о нем.
После этого прошло два года, и царь увидел сон, вызвавший у него тревогу. Ему снилось, что он стоял на берегу Нила, и вдруг из реки вышли семь тучных коров и стали щипать траву. Вслед за ними вышли семь коров тощих, пожрали тучных, а сами остались такими же тощими. Царь в страхе пробудился, а когда опять заснул, ему приснилось, как семь колосьев, тонких и сухих, пожрали семь спелых и полных. Фараон проснулся и созвал мудрецов и гадателей, требуя истолкования сна. Но никто ничего не мог объяснить. Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе и рассказал фараону об истолковании снов в темнице.
Услышав это, фараон велел тотчас вывести Иосифа из темницы. Его освободили, обстригли длинные волосы, переменили одежду и представили царю. И царь сказал ему:
— Слышал я, что ты умеешь объяснять значение снов.
Отвечал Иосиф:
— Это не мое. Бог даст ответ во благо фараону.
И фараон рассказал свой сон. Тогда Иосиф сказал:
— Бог возвестил фараону о том, что намерен сделать. Семь коров и семь колосьев хороших — это семь лет изобилия, тощие же — семь лет голода после них. Теперь, государь, избери человека мудрого и поставь его главным над землей; поставь и надзирателей собирать пятую часть от всех плодов земли в семь лет плодоносных. И пусть этот сбор послужит запасом на семь лет голодных.
Святой и праведный Иосиф Прекрасный
Понравились эти слова фараону и его вельможам. И сказал им фараон:
— Найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?
Фараон снял с руки перстень и надел на руку Иосифу; облачил его в льняные одежды и возложил золотую цепь ему на шею. После этого велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: «Преклоняйтесь!» Поставив Иосифа главным над всей землей Египта, царь далее ему в жены Асеневу, дочь Петефрия, илиопольского жреца. Иосифу исполнилось тридцать лет, когда он предстал перед фараоном и был возвеличен им. Бог благословил его брак двумя сыновьями — Манассией и Ефремом.
Сбылись слова Иосифа. Настали лета изобилия, и было собрано столько хлеба, что запасов с избытком хватило на семь голодных лет. Голод распространился и  на ту землю, в которой жил Иаков. Узнав, что в Египте продают хлеб, он отправил десятерых сыновей на берега Нила. Братья не узнали Иосифа, а он сначала поступил с ними сурово, приняв за соглядатаев неприятеля. Разобравшись во всем, он отпустил их  с покупкой, но оставил  в залог брата Симеона, пока не приведут Вениамина.
На следующий год они снова пришли за хлебом и привели с собой Вениамина, которого отец отпустил в горе и слезах. И в этот раз Иосиф открылся братьям. Не помня зла, он предложил им жить в Египте и отца привести. Между тем фараон, услышав, что к Иосифу пришли братья, поддержал его и велел поселить всех его родственников в земле Гессем, самой подходящей для пастушеской жизни. Иосиф одарил своих братьев и снабдил их колесницами, конями и ослами для переезда в Египет. Иаков, получив радостную весть о сыне, воспрял духом и, возблагодарив Бога, отправился в путь.
Пред стенами города Рамессы Иосиф встретил отца, поклонился ему до земли и длого плакал у него на груди.
— Теперь могу умереть, сказал Иаков, обнимая сына, — я увидел тебя! Ты жив, мой Иосиф!
Фараон с почестями принял Иакова и дал его роду для обитания страну Гесемскую, что близ Аравии. Семнадцать лет прожил Иаков в Египте и, чувствуя конец земного странствования, призвал Иосифа и просил его похоронить его не в Египте, а в родной стороне, в общей с отцами гробнице. Иосиф клятвенно обещал исполнить это. Весь дом Иосифа, его братья  и большая свита египтян провожали в Ханаан гроб Иакова и похоронил его в Маврийской пещере, где уже поколись Авраам, Сарра и Исаак.
По возвращении в Египет, братья, опасаясь мести, послали передать Иосифу, что отец перед смертью завещал сказать ему, чтобы простил братьев. Иосиф заплакал, когда ему это говорили. Призвав братьев, он сказал им:
— Не бойтесь, разве я забыл Бога? Вот вы умышляли против меня зло, но Бог обогатил это в добро. Я зла не держу.
Иосиф прожил сто десять лет; видел он внуков и правнуков.
[su_spoiler title=»Подробное житие по свт. Димитрию Ростовскому» style=»fancy»]Прекрасный и душой и телом блаженный Иосиф был сыном ветхозаветного патриарха Иакова, внуком Исаака и правнуком Авраама. Он родился от второй жены Иакова Рахили, которая была неплодной до тех пор, пока Бог не услышал ее и не открыл ее чрева для рождения детей. Первым Рахиль родила отрока Иосифа, который у Иакова был одиннадцатым сыном. Вторым сыном Рахили был Вениамин, двенадцатый сын Израиля. По рождении Вениамина Рахиль умерла и была погребена в Ефрафе, то есть в Вифлееме. Сыновья Рахили, Иосиф и Вениамин, были очень дороги Иакову, потому что Бог послал их ему на склоне его дней, и притом они напоминали ему возлюбленную его супругу Рахиль, смерть которой очень огорчила его. Иаков так сильно любил ее, что ради нее в течение четырнадцати лет работал у тестя своего Лавана. К тому же, оба сына Рахили были добронравными, целомудренными и достойными любви, в особенности же блаженный Иосиф, в котором с юных лет поселилась благодать Святого Духа. Когда Иосифу исполнилось семнадцать лет, он сталь пасти стада своего отца вместе с братьями, рожденными от других матерей. Видя греховные дела своих братьев, Иосиф гнушался принимать в них участие. Напротив, любя своих братьев и желая спасти их души, Иосиф о некоторых их беззакониях доводил до сведения отца своего Иакова, чтобы тот отечески наказал их и, таким образом, отвлек от своего дома гнев Божий. Иаков, видя в Иосифе такой разум, соединенный с целомудрием и страхом перед Богом, полюбил его еще более и сшил ему разноцветную одежду. Братья же сильно возненавидели Иосифа: одни за то, что он не принимал участия в их греховных делах и давал знать о них отцу; другие за то, что отец любил его больше, чем их. Они не могли дружелюбно разговаривать с Иосифом, взводили на него злые обвинения и клеветали отцу. Однако Иаков, хорошо зная невинность Иосифа, не верил им. В то время Святой Дух, живший в Иосифе, в сновидениях начал открывать ему, как пророку, все, что касалось будущей его жизни. Ничего не скрывая, Иосиф рассказывал об этом отцу и братьям: — Выслушайте, — сказал он однажды, — сон, который я видел. Мне снилось, что посреди поля мы вяжем снопы; мой сноп встал прямо, ваши же снопы, стоящие кругом, поклонились моему снопу. На это братья сказали ему: — Неужели ты будешь царствовать над нами и владеть нами? И стали они еще более ненавидеть его за такой сон. Потом Иосиф увидел другой сон и тоже рассказал его отцу и братьям: — Я видел, — сказал он, — как солнце, месяц и одиннадцать звезд поклонились мне. Услышав это отец побранил Иосифа со словами: — Что означает этот сон? Неужели я и мать твоя (мачеха Лия) с твоими братьями придем и поклонимся тебе до земли? Отец побранил его для виду. Этим он хотел спасти сына от еще большего гнева его братьев. В действительности же сон этот глубоко запал в душу Иакова. Он думал про себя: «Что это может быть? Мне кажется, что Господь на сем добродетельном отроке хочет удивить всех своею милостью». И в душе он радовался этому. Братья же ещё сильнее возненавидели Иосифа и задумали причинить ему зло. Как-то раз, когда братья пасли овец в Сихеме, Иосиф с отцом находился в долине Хеврона. Чадолюбивый отец, заботясь о сыновьях, бывших в Сихеме, сказал возлюбленному сыну своему Иосифу: — Пойди, дитя, к твоим братьям, посмотри, здоровы ли они и целы ли стада, и поскорее возвратись ко мне. Исполняя приказание, Иосиф отправился к братьям, чтобы передать им приветствие отца; а Вениамин, будучи еще малым отроком, остался с отцом. Иосиф блуждал по сихемской пустыне и никак не мог найти своих братьев. Он уж стал беспокоиться о судьбе их, как встретился ему какой-то человек, который спросил его: — Чего ищешь, юноша? Он отвечал: — Я ищу своих братьев; скажи мне, если знаешь, где они пасут стада? Тогда этот человек сказал ему: — Они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: «Пойдем в Дофаим!»6 И он показал Иосифу путь. Иосиф пошел вслед за своими братьями и нашел их в Дофаиме. Когда он издалека увидел их, то сильно им обрадовался, потому что любил их. Те тоже увидели его издалека, и не успел он приблизиться к ним, как они уж разъярились на него, как дикие звери, и стали советоваться о том, как бы убить его. Они сказали друг другу: — Вот идет тот сновидец. Давайте теперь убьём его и сбросим в ров. После же скажем, что зверь съел его. Посмотрим тогда, как сбудутся его сны. Самый старший брат Рувим слышал это и, желая спасти Иосифа от убийственных рук братьев, сказал им: — Не убивайте его, не проливайте крови брата вашего: лучше бросьте его в тот ров, который нахо
дится в пустыне. Пусть умрет он там в одиночестве, но вы не налагайте на него рук своих! Этим Рувим думал спасти невинного юношу от смерти. Он хотел тайно вытащить его изо рва и отпустить к отцу. Кроткий, как овца, Иосиф ничего не знал о злобе своих братьев. Он подошел к ним и дружески поцеловал их, приветствуя от имени отца. Братья же, как звери, накинулись на него и стащили бывшую на нем разноцветную одежду. Они скрежетали на него зубами, как бы желая съесть его живым. Они били Иосифа кулаками и причиняли ему всякие обиды. В этой злобе братья казались ему свирепыми и беспощадными. Иосиф уж не надеялся на то, чтобы кто-нибудь заступился за него. Поэтому он возвысил голос и со слезами и рыданьями начал умолять братьев о пощаде: — За что вы гневаетесь? Я прошу вас несколько освободить меня и выслушать мою просьбу. Братья! Вы сами знаете, что отец каждый день плачет о кончине моей матери. Неужели же вы решитесь нанести ему новую рану, когда старая еще не зажила. Я умоляю вас, не разлучайте меня с отцом, иначе с горя он сойдет в могилу. Я заклинаю вас Богом отцов наших, Авраама, Исаака и Иакова (Мк.12:26), — Богом, Который повелел Аврааму уйти из земли и дома отца своего и поселиться в земле Обетованной (Быт.12:1-3), — Богом, Который обещал сделать потомство Авраама таким же бесчисленным, как звезды на небе (Быт.15:5) или песок на берегу моря (Быт.28:14). Я заклинаю вас Вышним Богом, даровавшим Аврааму силу воли при жертвоприношении сына его Исаака и пославшим агнца для заклания его вместо сына (Быт.23:1-19). Я заклинаю вас Святым Богом, Который благословил отца нашего Иакова устами Исаака (Быт.27:27-29), отца его, и Который не покидал Иакова и в Харране, что в Месопотамии (Быт.28:10-19)7, откуда вышел Авраам: здесь Бог избавил Иакова от несчастия! Всем этим я заклинаю вас и прошу не разлучать меня с Иаковом, как смерть разлучила его с Рахилью. Иначе Иаков будет плакать обо мне так же, как плачет о Рахили, и закроются глаза его, не дождавшись моего возвращения. Сжальтесь надо мной и отпустите меня к отцу! Так Иосиф умолял братьев Богом отцов своих. Жестокие же братья нисколько не смилостивились над ним и, не боясь Бога, повлекли Иосифа в ров. Он хватал их за ноги, плакал и говорил: — Братья! Простите меня! Но они бросили его в ров. Этот ров когда-то был глубоким и темным колодцем, который впоследствии высох. Сидя в этом рву, Иосиф плакал горькими слезами и призывал к себе отца: — Посмотри, отец, что сталось с твоим сыном! Меня, как мертвого, бросили в ров. Ты ждешь моего возвращения, а я, как разбойник, лежу теперь во рву. Ты сам, отец, сказал мне: «Иди, посмотри братьев твоих и стада и поскорей возвратись ко мне». Братья же обошлись со мной, как свирепые волки, и с гневом разлучили меня с тобой. Добрый отец! Ты не можешь уже видеть меня и слышать мой голос, я же не могу быть утешением твоей старости. Я не увижу больше твоих седин, ибо меня погребли и, притом, хуже, чем мертвеца. Плачь, отец, о твоем ребенке, как твой ребенок плачет о тебе, отце своем! Ведь меня разлучили с тобой в таких молодых летах! Кто бы мне дал голубку, владеющую человеческою речью, чтобы она полетела и рассказала тебе о моем горе? Нет у меня больше слез и от стонов я потерял уже голос. Нет ничего, что могло бы помочь моему горю! О земля! Земля! Ты, как говорят наши отцы, обратилась к Богу с заступничеством за несправедливо убитого Авеля — «яко же и земля возопи за кровь праведнаго» (Быт.4:10). Обратись же теперь за меня к отцу моему Иакову, расскажи ему все, что сделали со мной мои братья! Так Иосиф до изнеможения рыдал во рву, и некому было его утешить. А жестокие братья, бросив Иосифа в ров, с радостью стали есть и пить. Они так весело и торжественно возлежали, как будто победили неприятеля или захватили город. В время этого веселья они заметили приближающихся к ним измаильтянских купцов8, едущих из Галаада в Египет. С купцами шли верблюды, несшие на себе фимиам, ладан и другие ароматы. Тогда Иуда, четвертый сын Иакова, сказал своим братьям: — Что пользы, если мы убьем брата и скроем его кровь? Лучше продать его этим измаильтянам, пусть они заведут его подальше. Иосиф умрет в чужой стране, и мы не будем убийцами нашего единокровного брата. Остальные братья согласились с Иудой. Они пошли и вытащили Иосифа изо рва. Прошедшие мимо измаильтяне дали за Иосифа тридцать золотых монет. Во время этой продажи Рувима не было: он куда-то уходил. По возвращении, Рувим пошел ко рву, но не нашел там Иосифа. Тогда он разодрал на себе одежды, возвратился к братьям и сказал: — Во рву нет отрока! Куда я денусь? Как я перенесу рыдания по нем отца нашего? Ру