Святитель Лука — Светило земли Крымской

Святый угодник Божий Святитель Лука, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Свои подвигом святитель показал, что есть «несение креста Христова».

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)Подобно дивному светилу воссияло имя святителя и исповедника Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого) в небесном сонме угодников Божиих! Он был известен в основном в научной среде как врач-хирург. Но в год 2000-летия Рождества Христова архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) был прославлен Освященным Архиерейским Собором в лике святых священноисповедников.

Выдающийся врач-хирург, практикующий в советских клиниках и одновременно иерарх Русской Православной церкви? Как можно было совмещать, казалось бы, несовместимое в годы атеистического террора?

Природа этого поистине уникального явления до сего времени остается для многих загадкой. Постичь ответ на этот вопрос помогает житие Святителя Луки, составленное игуменом Дамаскиным (Орловским)[1]. Житие это вошло в месяцеслов российских новомучеников ХХ века, создаваемый по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия.

Неизмеримо много совершил он для нашей Святой Матери-Церкви, всего Богохранимого Отечества нашего. Неизмеримо высокой была его любовь к Богу и ближнему, неизмеримо тверда вера евангельская! Поистине это был светильник, избранный благоуханный сосуд Святой Единосущной и Нераздельной Троицы.

Для жителей благодатного Крыма день памяти этого великого угодника Божия имеет совершенно особое значение. Именно здесь, в Богоспасаемом граде Керчи, 27 апреля 1877 года родился будущий святитель.

На Крымской земле с 1946 по 1961 год совершал он свое великое и многотрудное архипастырское служение и завершил земное странствие.  И скончался преосвященнейший Лука 11 июня 1961 г. — в День Всех святых, в земле Российской просиявших. Но все мы знаем, что сей великий пастырь и поныне  не оставил свою паству.

Когда-то известный историк Василий Осипович Ключевский, исследуя жития святых, пришел к выводу, что: «Есть имена, которые выступили из границ своего времени, потому что дело сделанное таким человеком по своему значению далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием глубоко захватило жизнь дальнейших поколений и постепенно превратилось в народную идею, а самое дело из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом».

Житие Святителя Луки подтверждает этот вывод. Его имя преодолело границы века и возвращается в память народа как образец служения Отечеству, как пример стояния человека в духовно-нравственном совершенстве независимо от внешних, нередко трагичных, для земного человека поворотов его бытия. Его биография преобразилась в житие и являет нам личность уникальную.

Как известно, термины «житие», «святой» были исключены из лексики советского человека, исчезли они из всех издаваемых словарей, они лишь недавно вернулись в нашу жизнь. Поэтому мы, все еще наследуя образовательный багаж советской школы, не всегда улавливаем разницу между этими понятиями. В святоотеческом изъяснении — житие – это не биография, в которой представлены сведения и факты о земной жизни человека.

Житие даже не есть жизнеописание подвижнической жизни. Это воскрешение духовного подвига человека святого, осуществившего евангельский ИДЕАЛ на земном пути в жизнь вечную. Житие доносит до читателя духовный смысл мотивации поступка, выбора тех или иных решений, фактов жизни святого.

Человек святой и историческая личность – также не одно и то же. Святой это всегда созидатель цивилизационных основ и традиций своего народа. Его жизнь простирается в вечность. Историческая личность, как таковая, жизнь вечную не наследует, действует в системе земных координат исторического времени. Более того, нередко выступает как сила разрушительная, если действует не в русле традиций народной жизни: Ленин, Сталин, Петр I, все они и сотни тех, кто яростно ломал устои русской цивилизации, бесспорно, исторические деятели, исторические личности.

Святитель Лука – Светило земли КрымскойНо их «великие» победы принесли народу горький плод. Среди наших исторических деятелей, конечно же, есть святые: благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, адмирал Федор Ушаков и другие.

В их числе — архиепископ Лукаи тысячи новомучеников, кровью которых, — по словам Святейшего Патриарха Алексия II, — ныне созидается «наша Русская Православная Церковь, которая, выйдя из эпохи гонений и преследований, совершает духовное и нравственное обновление нашего народа, потерявшего в результате семидесяти лет воспитания в духе безверия духовные и нравственные основы жизни». Роль Святителя Луки в этом созидательном процессе огромна.

Не мало пришлось претерпеть угоднику Христову в тяжкую годину богоборчества. Три ареста, одиннадцать лет тюрем и ссылок, многочисленные несправедливые поношения и издевательства не смогли поколебать в нем твердости духа и верности заповедям Спасителя.
Даже находясь в заточении и ссылках, архипастырь неустанно продолжал врачевать души и тела страждущих. И доныне в Красноярске, Енисейске, Тюмени, Омске, Новосибирске, Туруханске, Архангельске, во многих городах и весях Руси Святой, люди с благодарностью вспоминают его самоотверженные труды.
Святитель Божий Лука внес неизмеримо высокую лепту в возрождение духовной жизни общества.

Неустанно обращал он сердца пасомых своих к подлинным духовно-нравственным ценностям, убедительно доказывая, что именно «духовность есть высшее достижение человеческой души». По слову святителя, «люди, по духу сродные Богу Любви, воспринимают Духа Святого и неуклонно совершенствуются в добре и любви… » Будем же, дорогие братья и сестры, неустанно черпать из этого поистине неиссякаемого кладязя мудрости христианской, всем сердцем припадая к нашему великому небесному ходатаю.

Святителю отче наш Луко, моли Бога о нас!

Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился 27 апреля 1877 года в Керчи в семье провизора.

Род Войно-Ясенецких, довольно древний и его представители служили при дворе польских и литовских королей. Но постепенно род обеднел, и уже дед Валентина Феликсовича жил в Могилевской губернии в курной избе, ходил в лаптях, правда, имел мельницу. Сын его, Феликс Станиславович, решив выбраться из деревенской глуши, получил образование и стал провизором. Но аптека, владелец которой Феликс Станиславович был в течение двух лет, больших доходов не приносила. Он перешел на государственную службу и до самой смерти остaвался служащим.

Святитель Лука Крымский
Святитель Лука Крымский

В конце восьмидесятых годов Войно-Ясенецкие переехали в Киев и обосновались в центре города, на Крещатике. Семья состояла из семи человек: отец, мать, две дочери и трое сыновей. Религиозная атмосфера в семье была своеобразной. Феликс Станиславович, ревностный католик, был человеком тихим и своих взглядов детям не навязывал. Семейные отношения в доме определяла мать, Мария Дмитриевна (до замужества Кудрина).

Она воспитывалась в православных традициях, и вера ее выражалась в добрых делах, которые она творила во славу Божию. Мария Дмитриевна регулярно передавала домашнюю сдобу для арестованных в тюрьму, устраивала возможность заработать арестантам, посылая им, к примеру, для перетяжки матрацы.

Когда началась первая мировая война, в доме постоянно кипятилось молоко, которое отправлялось раненым воинам. Но живое религиозное чувство Марии Дмитриевны было жестоко травмировано одним неприятным случаем. Справляя поминки по умершей дочери, она принесла в храм блюдо с кутьёй и после панихиды случайно оказалась свидетельницей дележа её приношения. После этого она более никогда не переступала порога церкви.

После окончания гимназии и Киевского художественного училища учился живописи в Мюнхене в частной школе профессора Книрра. Некоторое время увлекался толстовством.

В 1898 году стал студентом медицинского факультета Киевского университета. По окончании его в годы Русско-японской войны работал хирургом в составе медицинского отряда Красного Креста в военном госпитале в Чите, где женился на медсестре Киевского военного госпиталя Анне Васильевне Ланской – дочери управляющего поместьем на Украине. У них было четверо детей. В октябре 1919 года в возрасте 38 лет Анна Васильевна скончалась.

Работал хирургом в городе Ардатов Симбирской губернии, в селе Верхний Любаж Фатежского уезда Курской области, в городке Фатеж, в Институте топографической анатомии города Москвы.

В 1915 году издал в Санкт-Петербурге книгу «Регионарная анестезия» с собственными иллюстрациями. В 1916 году защитил её как диссертацию и получил степень доктора медицины.

Продолжил практическую хирургию в селе Романовка Саратовской области, а затем в Переславль-Залесском. В Феодоровском женском монастыре, где Валентин Феликсович был врачом, до сего дня чтится память его.

С марта 1917 года – главный врач городской больницы Ташкента.

«Неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной – по национальности татарин – сказал хирургу: „Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?“ Последовал ответ: „Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины» (Две грани одной судьбы).

В Сретение (15 февраля) 1921 года был рукоположен в диакона, а чрез неделю – в пресвитера епископом Ташкентским и Туркестанским Иннокентием (Пустынским). Летом 1921 года ему пришлось публично выступить в суде, защищая профессора П. П. Ситковского и его коллег от выдвинутого властями обвинения во «вредительстве».

Весной 1923 года в Туркестанской епархии большая часть духовенства и храмов признали власть обновленческого Синода (епархия перешла под управление обновленческого епископа Николая (Коблова)); архиепископ Иннокентий после ареста ряда «староцерковных» священнослужителей самовольно покинул епархию.

В мае 1923 года протоиерей Валентин Войно-Ясенецкий был тайно в своей спальне пострижен в монашество ссыльным епископом Андреем (Ухтомским), имевшим благословение от Патриарха Тихона самому избирать кандидатов для епископской хиротонии, с именем святого апостола Луки.

31 мая 1923 года, по поручению епископа Андрея (Ухтомского), будучи лишь иеромонахом был тайно рукоположен во епископа в Пенджикенте двумя ссыльным епископами: Болховским Даниилом (Троицким) и Суздальским Василием (Зуммером); спустя неделю был арестован. Прошёл по этапу Ташкент – Москва – Енисейск – Туруханск – деревня Плахино (между Игаркой и Дудинкой).

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

В январе 1926 года вернулся в Ташкент. 6 мая 1930 года был снова арестован и этапирован в Архангельск. Освобождён в мае 1933 года.

В Москву он приехал лишь в конце ноября и сразу же явился в канцелярию Местоблюстителя митрополита Сергия. Сам Владыка так вспоминал об этом: «Его секретарь спросил меня, не хочу ли я занять одну из свободных архиерейских кафедр». Но истосковавшемуся в ссылке по настоящей работе профессору хотелось основать Институт гнойной хирургии, хотелось передать громадный врачебный опыт.

Осенью 1934 года издал монографию «Очерки гнойной хирургии», которая приобрела мировую известность. Несколько лет профессор Войно-Ясенецкий возглавлял главную операционную в Институте неотложной помощи Ташкента.

24 июля 1937 года арестован в третий раз. С марта 1940-го работает хирургом в ссылке в Большой Мурте, что в 110 километрах от Красноярска. С октября 1941 года – консультант всех госпиталей Красноярского края и главный хирург эвакогоспиталя (в красноярской школе № 10, где располагался один из госпиталей, в 2005 году открыт музей).

Осенью 1942 года был возведён в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. В конце 1943 года опубликовал второе издание «Очерков гнойной хирургии», а в 1944 году – монографию «О течении хронической эмпиемы и хондратах» и книгу «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов».

С февраля 1944 года возглавлял Тамбовскую кафедру. 4 мая 1944 года во время беседы в Совете по делам Русской православной церкви при СНК СССР Патриарха Сергия с председателем Совета Карповым, Патриарх поднял вопрос о возможности его перемещения на Тульскую епархию, мотивировал такую необходимость болезнью архиепископа Луки (малярия); в свою очередь, Карпов «ознакомил Сергия с рядом неправильных притязаний со стороны архиепископа Луки, неправильных его действий и выпадов».

В служебной записке наркому здравоохранения РСФСР Андрею Третьякову от 10 мая 1944 года Карпов, указывая на ряд допущенных архиепископом Лукой поступков, «нарушающих законы СССР» (повесил икону в хирургическом отделении эвакогоспиталя № 1414 в Тамбове, совершал религиозные обряды в служебном помещении госпиталя перед проведением операций; 19 марта явился на межобластное совещание врачей эвакогоспиталей одетым в архиерейское облачение, сел за председательский стол и в этом же облачении сделал доклад по хирургии и другое), указывал наркому, что «Облздравотдел (г. Тамбов) должен был сделать соответствующее предупреждение профессору Войно-Ясенецкому и не допускать противозаконных действий, изложенных в настоящем письме».

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Симферопольский, архиепископВ феврале 1945 года награждён патриархом Алексием I правом ношения на клобуке бриллиантового креста. Пишет книгу «Дух, душа и тело«.
5 апреля 1946 года Патриарх Алексий подписал указ о переводе архиепископа Луки в Симферополь.

За книги «Очерки гнойной хирургии» (1943) и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» (1944) в 1946 году удостоен Сталинской премии первой степени (200 000 рублей), 130 000 рублей из которой пожертвовал детским домам.

В 1955 году ослеп полностью. В 1957 году диктует мемуары. В постсоветское время вышла автобиографическая книга «Я полюбил страдание…».
Умер в Симферополе 11 июня 1961 года в воскресенье, в день Всех святых, в земле Российской просиявших.

Интересно, что все дети пошли по его стопам и стали медиками: Михаил и Валентин стали докторами медицинских наук; Алексей – доктор биологических наук; Елена – врачом-эпидемиологом. Внуки и правнуки знаменитого хирурга пошли по тому же пути.

22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука определением Синода Украинской Православной Церкви причислен к лику местночтимых святых. Канонизирован как местночтимый святой Красноярской епархией РПЦ.

В 1996 году состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки, которые в настоящее время почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя (ныне Свято-Троицкий женский монастырь).

В 2000 году Архиерейским Собором Русской православной церкви прославлен как исповедник (святой) в сонме новомучеников и исповедников Российских. Почитается как святой другими поместными Церквями, в частности, Элладской православной церковью.

ДИКИЙ ВЕПРЬ

В день памяти свт. Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, процитируем слова священноисповедника, которые сегодня не менее актуальны, как и тогда — 100 лет назад в 1923 году.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)То, что сегодня происходит на Украине в отношение УПЦ со стороны властей, «ПЦУ» и прочих «недоброжелателей» всего, что имеет хотя бы малейший оттенок «русскости», является практически точной копией того, что уже происходило в то смутное время.

Когда святитель Лука принимал епископский сан, практически все храмы Ташкента уже были переданы властями обновленческому расколу, так называемой «Живой Церкви». Этот раскол был организован советской властью, пользуясь тем, что исповедник святитель Патриарх Тихон в то время находился под домашним арестом. «Живая Церковь» распространилась по лицу всей страны, ей передавались храмы, в Черкассах, Киеве и в Ташкенте в том числе, по всей стране.

В связи с этим, святитель обратился с Окружным посланием к туркестанской пастве, к своей в то время пастве:

«“Живая Церковь”, как её называют её представители, не является Церковью, это дикий вепрь, имеющий все признаки дикарства.
Я умоляю вас и прошу исполнить мое слово — непоколебимо стоять на том пути, на который я наставил вас.
Подчиняться силе, если будут отбирать от вас храмы и отдавать их в распоряжение дикого вепря, попущением Божиим временно вознесшегося.
Внешностью богослужения их не соблазняться и поругания богослужения, творимого вепрем, не считать богослужением. Знайте, он не каноничен.
Идти в храмы, где служат достойные иереи, вепрю не подчинившиеся. Если и всеми храмами завладеет вепрь, считать себя отлученными Богом от храмов и ввергнутыми в голод слышания слова Божия.
С вепрем и его прислужниками никакого общения не иметь и не унижаться до препирательства с ними.
Против власти, поставленной нам Богом по грехам нашим, никак не восставать и во всем смиренно повиноваться.
Повелеваю всем чадам Туркестанской Церкви строго и неуклонно блюсти мое завещание».

Так заканчивается завещание святителя Луки. «Вепрем» он называет «Обновленческую Церковь». Ту «Церковь», которая состояла из вчерашних священников и епископов Русской Православной Церкви. Ту «Церковь», которая противопоставила себя Церкви Патриаршей. Ту «Церковь», которую тогда тоже признали ряд восточных патриархов, в том числе, Патриарх Константинопольский.

Святителю отче наш Луко, моли Бога о нас!

Тропарь Луке (Воино-Ясенецкому), архиеп. Крымскому, исп.

Возвестителю пути спасительного, /
исповедниче и архипастырю Крымския земли, /
истинный хранителю отеческих преданий, /
столпе непоколебимый, Православия наставниче, /
врачу богомудрый, святителю Луко, /
Христа Спаса непрестанно моли /
веру непоколебиму православным даровати /
и спасение, и велию милость.

Кондак святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому

глас 1
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси, святителю, / душу же равноангельну сотвори, / сего ради святительства саном почется, / во изгнании же от безбожных много пострада, / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое от земленных недр обретенное дивно Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, // земли Крымския похвало и утверждение.

Молитва святителю Луке, исповеднику, архиепископу Красноярскому и Крымскому

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбивому Богу. Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию, еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадам в страхе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукавого и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас всесильнаго Бога, да в вечней жизни сподобимся c тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.