Воздвижение Креста Господня

C праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня!

Императрица Елена, не смотря на свой весьма преклонный возраст, вознамерилась отыскать Крест. Неужели для неё это было самым главным? Зачем старице нужно было древо Распятия? Крестом Христовым спешила победить Рим. Крестом царица Елена вознамерилась разрушить идолов человечества. Крестное древо стало для неё поводом истинной радости, ибо побеждала со Спасителем в себе смерть! Крест стал славою, Крест утвердил надежду, дабы соделаться символом Любви!
Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень
Что такое три столетия? С чем их сравнить? Это время, протекшее от Петра Первого до наших дней. Вот прям от Полтавской битвы до очередных выборов в Государственную Думу или в верховную Раду. Велик ли этот исторический период? Очень велик.

Он огромен не только по годам, часам и минутам, но, главное, по внутренней насыщенности событиями! И эту протяженность такого длительного периода, его событийную загруженность нужно себе представить, потому что именно такой период отделяет утрату Креста Христова от его обретения, а значит, и Воздвижения.

Возьмите иные триста лет с небольшим хвостиком или без оного. Всюду это будет одна эпоха или несколько. От открытия Америки до Французской революции примерно столько лет. От Лютеровой реформации до Наполеона примерно столько же.

Может быть в Китае за это время не успевают смениться династии и не нарушается метрика привычного стиха. Но в христианском мире за триста с небольшим лет проходит невообразимое для обычного сознания количество событий. Таков период времени от Воскресения Христова до обретения Его Креста.
Это три столетия, в которые Иерусалим был разрушен до состояния отсутствия камня, лежащего на камне, как и пророчествовалось. Потом город был отстроен, но с другим именем и без восстановления Соломонова Храма, а также без памяти о Христовых страданиях и воскресении. Все самое важное, связанное с городом Давида и Христа – сына Давидова, покрылось двойным слоем: забвения и нарочитого пренебрежения.

И именно в эти столетия Церковь переживала период интенсивного роста. Она, словно дерево, пускала корни в направлении всех сторон света. Она росла тайно, скрыто от посторонних глаз, катакомбно, но она проникала всюду: и в царские палаты, и в лачуги простолюдинов. Она росла без всякой государственной поддержки, напротив – в условиях жесткого государственного неприятия, периодически проявляющегося в гонениях. «Но слово Божие не вяжется», и со временем втайне молящаяся Церковь, стала такой, которую нельзя не заметить.

Наконец настало время Золушке явиться во всей красе. Гонения утихли, храмы выросли, императоры склонились перед Крестом. Только тогда возникла мысль об обретении Креста Господня.
Пусть это будет первым и одним из главных уроков праздника. Внутренний рост Церкви, ее подлинное развитие возможны в условиях попрания или утраты ее самых важных святынь или невозможности открыто эти святыни почитать.

Церковь и впоследствии не раз теряла свои святыни, теряла с такой болью и таким позором, что дальнейшая жизнь казалась невозможной. В Софии Царьграда имамы возглавляли молитву мусульман. На заброшенной Софии Киевской при униатах росли деревья, а внутри птицы вили гнезда. На месте храма Христа Спасителя зимой и летом еще не так давно парил хлоркой плавательный бассейн. Но Церковь продолжала жить, что-то утрачивая снаружи, и чем-то богатея внутри.

Затем происходил очередной исторический сдвиг, и ситуация менялась. Находилось потерянное, вспоминалось забытое, сияло вновь то, что казалось навеки потускневшим. Чтобы место Страданий Христовых увенчалось храмом, а крест Искупления был найден в земле, Бог нашел добрую в женах – царицу Елену. Богу всегда нужен какой-то один человек, который не захочет спать посреди общей спячки, и не будет страдать беспамятством посреди всеобщего безразличия. Таков закон возрождения, поскольку сразу все возрождаться не способны.

Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Она нашла место страданий Христа, на месте которых в это время находился … храм Венеры. Храм «покровительницы блудных удовольствий», оказывается, с бесовской прозорливостью был воздвигнут на Голгофе.

Воздвижение Креста Господня. Равноапостольные Константин и Елена«Бесовской прозорливостью» здесь назван тот умный и злой опыт, согласно которому ничто так не погашает жизнь духа, как разврат. Разврат есть оружие почище многих ракет и пушек, поскольку видимо оставляет людей в живых, но невидимо убивает их, делая неспособными ко всякому благому делу. Вдумайтесь – храм Венеры долгие годы стоял на Голгофе!

Блуд мешал евреям овладеть Землей и безопасно путешествовать по пустыне. Блуд мешал им удержаться в Земле Израиля, и они ушли в плен, неся на себе наказание за капитуляцию перед ритуальным развратом окрестных народов. Блуд всегда мешает людям верить, молиться и не отчаиваться. Он и ныне входит, как лакомство, во внутренности чрева и растлевает человека, лишая его силы и радости.

Блуд – один из главных врагов веры, поэтому храм Венеры на Голгофе возник не случайно. Не случайно он был и разрушен. И велика та, которая приказала сравнять его с землей! Уже само воспоминание об этом историческом событии должно подсказать нам, что если где-то Крест Христов забыт, или не замечен, или пренебрежен, там с неотвратимостью будет построен, а может строится уже, капище, для принесения блудных жертв ложным богам.

Какие интересные уроки! Голгофа попрана врагами Креста, а вера растет и ширится, не боясь ничего. Над Голгофой стоит храм томной «богини», зажигающей огонь в крови «обычного» человека. Падший дух выдает себя с потрохами. Блуд на месте святе – его главная радость. Но Бог велит и приходит святой человек, разрушающий твердыни греха, как кубики, и возвеличивающий веру в Господа. Таков наш праздник.

Воздвижение Креста Господня роднит нас с галатами, о которых апостол Павел в послании к ним говорит, что Христос словно был распят у них перед глазами. Такова была их вера при первом слышании благовестия. Словно пред очами их висел на Кресте Невинный Сын Божий! Так и перед нашими глазами должно произойти Голгофское Таинство в сей праздник. Мы увидим в храме, как Крест возносится и опускается, как он осеняет поочередно все стороны света.

Мы сопроводим его освящающее движение многократным «Господи помилуй!». И слова еще одной молитвы в это время пусть зазвучат в душах верных: «Крест восходит – и падают духов воздушных чины! Крест нисходит – и нечестивые все ужасаются, яко молнию видящее крестную силу!» Аминь

протоиерей Андрей Ткачёв

15 изречений афонского подвижника и теоретика исихазма свт. Григория Паламы о тайне и силе Креста Господня

1. С древних времен Крест Христов был предвозвещен и представлен в виде образов; и если бы не было силы Креста, никто никогда не возмог бы примириться с Богом. Потому что после прародительского оного в раю Божием преступления чрез древо, грех ожил, мы же умерли, и прежде смерти тела, подверглись смерти души, которая заключается в удалении души от Бога.

2. Крест Христов именно и есть упразднение греха. Посему и некто из наших богоносных Отцев, будучи вопрошен одним из неверных: неужели он верит в Распятого? – ответил: «Да, – в Распявшего грех».

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

3. Крест Господень является возвещающим все домостроительство Его Пришествия во плоти и – заключающим в себе всю тайну относительно сего, и – простирающимся во все концы, и – все объемлющим: то, что – вверху, то, что – внизу, то, что – вокруг, то, что – между.

4. Распять плоть со страстьми и похотьми означает следующее: чтобы человек стал бездействен на все не угодное Богу: если же тело тянет вниз и настаивает на своем, то каждому долженствует стараться поднять его на высоту креста.

5. Созерцание в Боге есть тайна Креста, и оно-то проистекает из второй тайны (т.е. – из распятия себя миру), которая больше – первой (т.е. самого удаления от мира).

6. Первая тайна Креста заключается в бежании от мира и удалении от близких по плоти, если они препятствуют благочестию и отвечающему сему образу жизни, и в телесном аскетизме, что само по себе, мало полезно, как говорит Павел (1Тим.4:8). Таким образом, согласно сей первой тайне Креста, нам мир и грех распяты, когда мы бежим от сего.

7. Вторая же тайна Креста заключается в распятии себя для мира и страстей, когда они бегут от нас. Но не могут, конечно, они убежать от нас, ни мы не возможем разумно действовать, если только не будем в созерцании Бога: ибо когда упражнением в добродетели мы взойдем к созерцанию и когда украсим и очистим нашего внутреннего человека, изыскивая скрытое в нас самих божественное сокровище и вновь рассматривая находящееся внутри нас Царство Божие, тогда мы распинаем себя миру и страстям.

8. Итак, поскольку дурные страсти и мир греха не могут совершенно быть далекими от нас, ни разумное действие производиться в наших душах, если только мы не будем в созерцании Бога, то посему и сие созерцание, распинающее миру удостоенных его, также является тайной Креста. Так и при Моисее оное созерцание горящей купины, являло тайну Креста, большую и более совершенную, чем та, которая была в призвании Авраама.

9. Созерцание в Боге и божественная тайна Креста не только отгоняет от души дурные страсти и производящих их демонов, но и опровергает ложные мнения и их проводителей и изгоняет их из оград Священной Христовой Церкви, в недрах которой находясь, нам отрадно ныне праздновать и разъяснять божественную благодать и действие Креста, совершаемый на Праотцах еще до явления Креста в мир.

10. Не живи более по плоти и в грехе, но да будет упразднена и умерщвлена противная Богу жизнь и рассуждение плоти и закон в членах, противящийся закону духа и пленяющий законом греха; пусть он более не одерживает верх и не имеет действия, будучи умерщвлен силою боговидения. Разве это не есть Крест? – Ибо Крест, опять же согласно божественному Павлу, означает: «распять плоть со страстьми и похотьми».

11. Необходимо взойти на высоту креста, чтобы не случилось самому, себя низринув, отделиться от распятого на нём Христа.

12. Но как начать ему восходить на высоту креста? – Имея надежду на Христа, Снабдителя и Кормильца каждого, пусть он откажется от всякого дохода неправедно приходящего; а что касается тех средств, которые получаются праведным способом, то и к сему будучи не слишком привержен, пусть он употребляет это благородным образом: по силе делая нуждающихся участниками сего. Ибо хотя заповедь и предписывает отречься тела и воспринять крест свой, однако, те, которые – Божии и по Богу живут, имеют в своем обладании имущество: не слишком прилепляяся к нему, они пользуются им по потребе, как бы сотрудником, готовы, если бы призвало время, и отвергнуть его. Итак, тот кто поступает таким образом в отношении материальных приобретений и нужд, когда не в силах – на что-нибудь большее, все же он обладает благочестиво и богоугодно.

13. Видит ли кто в себе жестоко борющий блудный помысл, да познает он, что он еще не распял себя. Как же ему распять? – Пусть избегает любопытных взглядов на женщин и неподобающей близости с ними, а также и неуместных бесед; пусть убавит материал, питающий вожделение; пусть не допускает чрезмерного употребления вина, опьянения, обжорства, многоспания; и с этим удалением от зла, пусть он присоединит и смиренномудрие, в сокрушении сердца призывая Бога в помощь против страстей.

14. Беспокоит ли тщеславный помысл? – А ты наедине и пред судом своей совести приведи себе на память Господень совет о сем в Евангелии, говорящий: не ищи показывать себя превосходящим других; добродетели, насколько имеешь, совершай втайне, имея в виду только Бога и будучи видим только Им одним, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Если же и после того, как ты нанес решительный удар возбудителям каждой из страстей, тебя снова обеспокоит внутренней помысл, – не бойся; пусть он будет для тебя поводом для получения венцев; ибо он уже не склоняет и не оказывает действия, но является лишь бессильным движением, как побежденный в твоей борьбе о Бозе. Вот, это и есть: «Слово Крестное»; будучи же такого рода, оно не только у Пророков прежде своего совершения, но и ныне после совершения, воистину является великой и божественной тайной.

15. Итак, как нам не почитать и не пользоваться сим (крестным) Божественным Победительным Знамением общего освобождения людского рода, которого и самый вид только приводит в бегство началозлобного змия и побеждает и посрамляет, возвещает поражение и сокрушение его, прославляет же и величает Христа, возвещая являет миру победу Его?!

Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое Воскресение Твое Славим!

Смотрите также: