Митрополит Агафангел Преображенский, священноисповедник

16 октября (3 октября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника митрополита Агафангела (Преображенского). Непреклонность в вопросах истины и способность к компромиссам «ради мира церковного» всегда были отличительными чертами владыки.

Митрополит Агафангел Преображенский, священноисповедник
Святитель Агафангел (Преображенский) (1854 – 1928), митрополит Ярославский и Ростовский, исповедник

Святитель Агафангел, митрополит Ярославский (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский) родился в 1854 году в Тульской губернии. Сын сельского священника, он в детства был мечтательным и религиозным мальчиком. Как сообщает автор жития митрополита Агафангела, игумен Дамаскин (Орловский), «ребенком он любил подолгу бывать на кладбище, гулять среди могил и крестов».
Он рано захотел стать священником. Впрочем, путь его к священству не был простым. Сначала духовному пути воспротивились родители. Зная не понаслышке о том, как тяжела и скорбна жизнь сельского пастыря на Руси, они уговаривали сына получить светское образование и устроить свою жизнь с большим комфортом.
Сын настоял на своём: поступил в Тульскую духовную семинарию. Однако к концу обучения желание стать клириком и в самом молодом человеке явно охладело. Он увлёкся естественными науками, решил оставить семинарию и поступить в светское учебное заведение, чтобы стать врачом. Так Александр начал готовиться к поступлению на медицинский, — но вдруг тяжело заболел.
Около года он боролся за жизнь, и пришлось забыть не только о подготовке к экзаменам, но и вообще о всякой учебе. А как только он оправился от болезни, пришло новое испытание — умер отец-священник. В то же самое время Александр, как лучший ученик семинарии, получил направление в Московскую Духовную академию для продолжения богословского образования. И неожиданно для себя самого не стал отказываться.
Игумен Дамаскин (Орловский) в житии святителя Агафангела пишет, что уже в годы обучения в Академии и проживания в Троице-Сергиевой Лавре Александр получал отчётливый призыв от Господа — становиться монахом: «Часто, с благоговением склоняясь перед мощами преподобного Сергия, он молился и вопрошал: не остаться ли навсегда в стенах обители? И внутренний таинственный голос ему отвечал: „Добро есть здесь быти, останься, останься здесь“. Но, увы, не послушался он этого внутреннего голоса. Заманчивые предложения мира обольстили его, и он отказался от вступления на монашеский путь».
Священноисповедник Агафангел (Преображенский) Митрополит Ярославский
Священноисповедник Агафангел (Преображенский)

По окончании Академии Александр отказался от мыслей о священстве и монашестве и захотел стать семейным человеком. В 1882 году он вступил в брак с Анной Вознесенской, дочерью протоиерея. Но через 11 месяцев счастливой семейной жизни Александр Лаврентьевич одновременно потерял и свою супругу и новорождённого младенца.
Очень скоро он принял монашеский постриг с именем Агафангел и был возведен в сан иеромонаха, а всего через 4 года был избран священноначалием для возведения в епископский сан. В 1889 году он стал викарием Иркутской епархии, затем управлял Тобольской и Сибирской епархией, потом был епископом Рижским, а с 1910 года уже в сане архиепископа занимал Виленскую и Литовскую кафедру.
В 1913 году архиепископ Агафангел получил назначение в Ярославль, а в апреле 1917 года был возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Когда при новоизбранном патриархе Тихоне был образован Священный Синод, митрополит Агафангел был избран в его постоянные члены.

В период пребывания на ярославской кафедре, совпавший с Мировой войной, взгляды владыки претерпели существенные изменения. Митрополит Агафангел стал более консервативным, присоединился к монархическому движению. Он сблизился с семьей председателя ярославского отдела Союза русского народа И. Н. Кацаурова, стал помогать армии, организуя госпитали и направляя на фронт священников.

Некогда «либеральный» архиерей, ратовавший выборность священства, вскоре после большевистского переворота он увидел наглядные примеры того, к чему в российских условиях может привести «демократия на приходах». Так, в 1919 году священник села Никольско-Троицкое Тутаевского уезда Немиров овдовел и спустя два года вступил в гражданский брак, за что, в соответствии с церковными канонами, был митрополитом Агафангелом запрещён в священнослужении. Немиров пренебрёг запретом, собрал прихожан и убедил их, что в Священном Писании нигде не сказано, что вдовый священник не может жениться. Прихожане Никольско-Троицкого собрали сход и постановили — приступить Немирову к исполнению обязанностей священнослужителя.
Митрополит Агафангел через викарного епископа Вениамина пытался увещевать членов общины, разъясняя им суть церковных канонов, — тогда сторонники Немирова написали жалобу Ленину (!), в которой потребовали предать митрополита суду за нарушение декрета о гражданском браке, а также «через подлежащие советской власти юридические органы выяснить… вопрос о праве лиц вдовьего духовенства свободно вступать в гражданский брак».

16 октября - память священноисповедника Агафангела
16 октября — память священноисповедника Агафангела

Письмо почитателей Немирова было переслано в 5-й отдел Наркомюста, а затем в секретный отдел ГПУ. Там отреагировали мгновенно: «Дать срочно указание Губотделу о том, чтобы по установлении этого факта подобрали дополнительный материал на архиерея, арестовали и предали суду». 16 мая 1920 года в ярославском ГПУ завели дело на митрополита Агафангела и с тех пор за ним началась целенаправленная слежка.
После того, как состоялась беседа митрополита Агафангела с Красницким, в кельях Толгского монастыря, где проживал владыка, был произведён обыск. Как пишет игумен Дамаскин (Орловский), «изъяли семнадцать писем частной переписки владыки. Осмотрев имущество и хозяйство митрополита, увидели, что мебель у него довольно скудная, а хозяйственного имущества и вовсе нет, так что отбирать по сути дела нечего».
14 июня 1922 года митрополит Агафангел был вызван в ГПУ для допроса. На вопрос об отношении к советской власти владыка ответил:
 
— Против существующей власти ничего решительно не имею, все ее распоряжения я исполнял и исполнять буду. Национализации крупной промышленности и крупного землевладения я сочувствую, но признаю желательным это отчуждение компенсировать, признаю необходимым предоставление права на мелкую собственность, то же и в отношении церквей и монастырей. Против запрещения преподавать Закон Божий в школах ничего не имею, но не согласен с запрещением преподавания его лицам, не достигшим 18 лет, потому что оно противоречит декрету отделения Церкви от государства. Против изъятия церковных ценностей, имеющих второстепенное значение, если оно не нарушает существенно интересов религии, как, например, изъятие сосудов, в которых совершалось таинство, и снятие риз с особо чтимых икон, — я не протестую.
Спрашивали о церковной власти. Владыка ответил:
— Власть Патриархом передана мне. Распоряжения Высшего Церковного Управления считаю незаконными.
После допроса владыка был выпущен на свободу. Однако он прекрасно понимал, что находится под угрозой ареста. Под домашним арестом был патриарх Тихон, шёл процесс по делу митрополита Петроградского Вениамина. Осознавая, что Церковь в ближайшее время может остаться без законного управления, 5(18) июня 1922 года митрополит Агафангел составил послание к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви.
Митрополит Агафангел Преображенский, священноисповедник
Митрополит Агафангел Преображенский

В нём он подтвердил, что остаётся законным главой церковного управления и не признает обновленческого ВЦУ: «как мне официально известно, явились в Москве иные люди и встали у кормила правления Церковью Русскою. От кого и какие на то полномочия получили они, мне совершенно неизвестно. А потому я считаю принятую ими на себя власть и деяния их незакономерными».
Также, ввиду своей невозможности прибыть в Москву, митрополит Агафангел благословил всем епархиям перейти на временное самоуправление: «Возлюбленные о Господе преосвященные архипастыри! Лишенные на время высшего руководства, вы управляйте теперь своими епархиями самостоятельно, сообразуясь с Писанием, священными канонами и обычным церковным правом, по совести и архиерейской присяге, впредь до восстановления высшей церковной власти окончательно решайте дела, по которым прежде испрашивали разрешения Святейшего Синода, а в сомнительных случаях обращайтесь к нашему смирению».
28 июня 1922 года митрополит Агафангел был заключён под домашний арест в Спасском монастыре Ярославля. Вопреки просьбам, митрополита не допускали в храм на богослужение. Каждый день у входа в келью владыки собирались десятки и сотни верующих с требованием выпустить владыку или хотя бы разрешить желающим взять у него благословение. Опасаясь народных волнений, 22 августа власти перевели митрополита Агафангела в одиночную камеру Ярославской тюрьмы.
За свое сопротивление обновленцам и их попытке захватить Церковную власть митрополит Агафангел был сразу же арестован. В конце 1922 года больной старец, после заключения в ряде тюрем, был отправлен общим этапом с уголовными преступниками в трехлетнюю ссылку в поселок Колпашёв Нарымского края.
Святитель Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский и Ростовский
Святитель Агафангел (Преображенский)

Тучков, начальник особого секретного отдела ОГПУ, пытался оказать давление на митрополита Агафангела, срок ссылки которого истек в конце 1925 года. В апреле 1926 года произошла его встреча с Владыкой в Пермской тюрьме. Он рассказал митрополиту о бедственном положении церкви, о том, что все епископы находятся в заключении, и предложил митрополиту Агафангелу воспринять высшую церковную власть.
После этого митрополит Агафангел издал Послание, в котором известил о своем вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя. Вернувшись из ссылки, он получил указ митрополита Петра (Полянского) воспринять Местоблюстительство, однако митрополит Сергий (Страгородский) не отказался от своих прав Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, так как и митрополит Петр (Полянский), которого он замещает, не отказывался от своих прав Местоблюстителя.
В этой ситуации, после долгой и напряженной переписки, понимая, что все участники этого церковного конфликта находятся под давлением ГПУ, митрополит Агафангел отправил митрополиту Сергию телеграмму: «Продолжайте управлять Церковью. Я воздержусь от всяких выступлений, распоряжение о поминовении митрополита Петра сделаю, так как предполагаю ради мира церковного отказаться от Местоблюстительства».
Но Тучков никоим образом не желал прекращения церковной смуты и теперь усиленно убеждал находящегося в одиночном заключении Местоблюстителя митрополита Петра, что при сотрясающих Церковь смутах все архиереи и большинство мирян желают быть под авторитетным водительством митрополита Агафангела.

Однако, через несколько дней от митрополита Петра, находящегося в ссылке, приходит письмо, в котором он приветствует вступление митрополита Агафангела в должность местоблюстителя.

Святитель снова призывает митрополита Сергия приехать в Москву, чтобы, собрав архиереев, принять от него верховную власть. Но тот отказывается приехать и опять затевает длительную переписку, в которой заявляет, что распоряжения митрополита Петра из тюрьмы «распоряжения или скорее советы лица безответственного…».

Тогда митрополит Агафангел сообщает митрополиту Петру, что принять на себя обязанности Местоблюстителя не может «ввиду преклонности лет и расстроенного здоровья». Будучи лишён властолюбивых устремлений Святитель советует митрополиту Петру передать вместо себя местоблюстительство митрополиту Кириллу (Смирнову) или митрополиту Арсению (Стадницкому), не желая, чтобы верховная власть оставалась в руках митрополита Сергия.

Священноисповедник Агафа́нгел (Преображенский), Ярославский, митрополитНо, видя пагубность, по его мнению, дальнейшей политики митрополита Сергия для церковной нравственности, особенно после издания им «Декларации» 1927 года, Владыка выступил с исповедническим обращением от 24 января 1928 года, в котором вместе с частью архиереев (Ярославская оппозиция) отказывался от административного подчинения митрополиту Сергию и заявил о переходе на самоуправление, предусмотренное указом патриарха Тихона от 20 ноября 1920 года. Однако в ответном письме митрополит Сергий просил владыку сохранить с ним общение, грозя каноническими прещениями.

Вскоре с Владыкой случилось несколько сильнейших сердечных приступов. 10 мая 1928 года, предчувствуя близость смерти, Владыка призвал своих викарных архиереев — епископа Варлаама (Ряшенцева) и епископа Евгения (Кобранова) с тем, чтобы составить новое обращение к митрополиту Сергию, где говорилось, что они не прерывают молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, не желая учинять никакого раскола, и всех обращающихся епископов, клириков и мирян направляют к митрополиту Сергию ради мира церковного.

16 октября 1928 года митрополит Агафангел скончался. 12 ударов 30-ти ярославских храмов возвестили о кончине святителя. Погребли владыку, из-за множества желающих с ним попрощаться, лишь на седьмой день – в склепе под Леонтьевским храмом на Ярославском Леонтьевском кладбище.
В августе 2000 года святитель Агафангел (Преображенский) был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Смотрите также:

Житие, тропари и акафист Агафангелу (Преображенскому), митрополиту Ярославскому »